Введенный режим самоизоляции сложен для исполнения не только взрослым. Подростки страдают не меньше, а иногда и больше. Ведь именно в подростковом возрасте высока потребность в общении. И даже если у школьника есть современные гаджеты с постоянным доступом в интернет, своя комната в квартире и свободное время, это не гарантия того, что он будет чувствовать себя на самоизоляции комфортно.

Давайте посмотрим на сложившуюся ситуацию: наш комфорт в создавшихся условиях не всегда зависит только от нас. Конечно, от нас с вами зависит многое: организация работы и учебы онлайн, выстраивание взаимоотношений на новом уровне, организация гармоничного режима труда и отдыха для всех членов семьи. Но это, увы, еще не все. Как быть, если, например, в семье из пяти человек трое работают или учатся онлайн, а квартира двухкомнатная? Этот пример наглядно демонстрирует, на мой взгляд, в первую очередь то, что нынешняя ситуация для многих является стрессом. Никто не знает, сколько времени мы будем учиться и работать в таком режиме. Да и просто друг от друга мы тоже можем уставать. Так бывает, и это нормально.

А теперь посмотрите на нашу реальность глазами подростка. Учеба из дома — для многих это не плохо, но не для всех. Кому-то не хватает живого общения с преподавателями и приходится разбирать весь новый материал самостоятельно, кто-то не привык организовывать себя и столкнулся уже в первую неделю онлайн учебы с неизбежными последствиями собственной неорганизованности…

Невозможность выйти из дома — однозначно напрягает любого, в том числе и подростка. Ведь основная потребность нормального подростка — это общение со сверстниками. Конечно, можно общаться в социальных сетях и мессенджерах, но не всех это устраивает. А ведь нам нельзя покидать дом без необходимости… И если подросток и так не обладает ответственностью и навыками самоорганизации, он, скорее всего, будет стремиться любыми путями нарушить все запреты. К тому же, запретный плод, как известно, сладок…

Любой подросток стремится к самостоятельности. И быть под «присмотром» родителей постоянно — вообще не комильфо. Представляете всю силу его негодования?

Думаю, что некоторые подростки стремятся вырваться из вынужденного домашнего «плена» еще и потому, что остро чувствуют возросшее напряжение в семье. Действительно, чем более нервная и нестабильная обстановка дома, тем меньше хочется там находиться. А дальше — все тоже самое — если в силу возраста или личностных особенностей нет еще ответственности и самоорганизации, вы столкнетесь с отчаянной попыткой ребенка нарушить все мыслимые запреты.

Понятно, что родителей такая ситуация радовать не может. И возникает резонный вопрос: как быть и что делать? Предлагаю возможный план действий. Кому-то

будет полезно пройтись по всем пунктам плана, а кому-то будет достаточно чего-то одного на выбор. Подходите к выбору гибко! Итак,

  1. Поговорите с подростком. Только честно. Покажите ему, что вы понимаете, или по крайней мере стремитесь понять, что с ним происходит: «похоже, тебе сейчас очень тяжело. И это естественно, ведь перестраиваться в экстренном порядке всегда сложно». В идеале стоит назвать те чувства, которые, на ваш взгляд, сейчас испытывает ваш ребенок: «Я вижу, что сейчас ты злишься на весь мир» или «Похоже, ты не на шутку встревожен сложившейся ситуацией».
  2. Не осуждайте ребенка за его негативные эмоции. Если бы он умел с ними справляться, он не был бы ребенком… Это взрослые люди за свою жизнь научаются как-то обходиться со своими переживаниями. У детей этой опции нет. Поэтому взрослый для ребенка часто выступает своеобразным контейнером для невыносимых эмоций. У психологов есть даже выражение — контейнировать эмоции. Значит, помещать в себя детские переживания, перерабатывать и показывать ребенку, что взрослый с этим может справиться. А позже и научить этому самого ребенка. Так что задача взрослого в случае с подростком — выдерживать его негативные чувства. Без требования «прекратить немедленно» и взывания к здравому смыслу. Там, где есть сильные эмоции, здравый смысл бессилен (вспомните влюбленность)!
  3. Проявите сочувствие. Покажите, что вам небезразличны его боль, злость и негодование. Это нелегко. Вам потребуется очень много терпения, мудрости и любви. Ребёнок сейчас слабее, ему нужно помочь пережить эти времена. И это задача родителя.
  4. Выработайте правило: все, что касается подростка должно быть обсуждено с ним. Нельзя ставить его перед фактом, типа «с сегодняшнего дня ты из дома не выходишь». Налаживайте диалог и договаривайтесь. Добивайтесь взаимопонимания. В конце концов, выход из дома по необходимости никто не отменял. И подростку вполне можно поручить сходить за хлебом или лекарствами, прогуляться с собакой (в том числе и с соседской) или вынести мусор. Может, именно теперь ваш ребенок будет рад выполнить эти незатейливые действия, а вы ощутите его помощь!
  5. Неплохо было бы продумать долгосрочную перспективу. Особенно это важно в том случае, если кто-то из близких заболеет. И обязательно использовать диалог. Не стоит просто перечислять подростку что и почему он должен делать. Лучше ищите ответы на возникающие вопросы вместе. Пусть подросток увидит, что если кто-то из членов семьи заболеет, придется разлучиться с ним на длительное время и взять часть обязанностей взрослого на себя. Это расширит его видение ситуации. А это гораздо более эффективно, чем просто запрещать выходить из дома, потому что вам страшно. Таким образом вы разделите с ребенком ответственность как с равным. Кроме того, вы и сами, проговаривая свои страхи, почувствуете себя более уверенно, а страх станет менее выраженным.
  6. Есть смысл постоянно повторять о необходимости соблюдения введенных правил. Возможно, это вызовет недовольство у подростка. Но если вышеперечисленные способы не привели к более осознанному поведению вашего ребенка, говорить о нормах и правилах вам придется неоднократно. Твердо, спокойно, с сочувствием к его эмоциям, с обращением к своим переживаниям. Объясняя, как вам нелегко, тревожно, волнительно. И как вы со своей стороны справляетесь с этими малоприятными эмоциями. Показывая, что вы знаете, что делать, вы как бы «делитесь» со своим ребенком своими спокойствием и благоразумием. И ему эти эмоции будут очень даже кстати!

За время вынужденной самоизоляции дома можно как улучшить свою жизнь, так и вконец испортить отношения со всеми своими близкими. Конечно, не хочется пополнять собой ряды печальной статистики заболевших, но не менее важно и сохранить комфортные отношения. И если у вас пока не получается найти решения, устраивающее всех членов вашей семьи, лучше воспользоваться профессиональной помощью психологов. Очень многие специалисты теперь работают онлайн. И их задача — помочь и поддержать вас в очень непростое время.

PsySignПсихологическая служба работает в Ташлинском политехническом техникуме с 2011 года. Она была создана с целью обеспечения полноценного психического и личностного развития студентов на каждом возрастном этапе в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями.
 
Целью работы является:
Обеспечение психологической защищенности всех субъектов образовательного процесса, формирование социально – адаптивного, востребованного на рынке труда выпускника.
 
Основные направления деятельности:
* организационно – методическое;
* психологическое просвещение;
* психодиагностическое;
* коррекционно – развивающее;
* психологическое консультирование;
* экспертное;
* аналитическое;
 
Используемые формы работы:
* групповая работа со студентами;
* индивидуальная работа со студентами;
* работа с классными руководителями и мастерами групп;
* работа с родителями;
* работа с педагогическими работниками;
 
Используемые методы работы:
* анкетирование;
* психолого – педагогическое наблюдение;
* тестирование;
* психологический тренинг;
* психогимнастика;
* психологические игры и упражнения;
* беседы;
* консультирование;
 
График работы психологической службы:
Понедельник – пятница 9.00 – 17.00
Суббота 9.00 – 13.00
 
№3-4 Государственная политика-инклюзивное образование Скачать файл (pdf 631 Кб)
 
№1-2 Государственная политика-инклюзивное образование Скачать файл (pdf 623 Кб)
 
 
Модели интегрированного (инклюзивного) образования Скачать файл (ppt 171 Кб)
 

***

Система сопровождения строится на гуманизации отношений, инновационной образовательной деятельности преподавателей, связанной с внедрением личностно – ориентированных технологий обучения, социализации и индивидуальному развитию студентов; выстраиванию гармоничных отношений между студентами, преподавателями, мастерами и родителями в ситуации развития; внедрению эффективных психологических технологий в практику образования.
 
1. Сотрудничество психологической службы с преподавателями общеобразовательных дисциплин и специальных предметов, мастерами профессионального обучения
 
Задачи:
1. Повышение психологической компетентности преподавателей и мастеров по вопросам, связанными с обучением и развитием студентов.
2. Организация психолого – педагогического сотрудничества для решения проблем и задач развития отдельных учащихся и ученических коллективов.
 
Сотрудничество осуществляется по следующим направлениям:
* Психологическое просвещение (формирование специальных знаний и навыков педагогических работников);
* Индивидуальные консультации;
* Лекции и совещания;
* Психологическая профилактика (активное социально – психологическое обучение);
* Семинары – практикумы, тренинги.
 
2. Работа психологической службы с родителями является также неотъемлемой частью психолого-педагогического сопровождения.
 
Задачи:
1. Повышение психологической компетентности родителей в сфере детско –родительских отношений и решения проблем и задач развития их детей;
2. Сотрудничество с родителями в вопросах, возможность обсуждать и развивать родительское отношение к воспитанию и обучению детей, к особенностям работы учителей, администрации, что позволит сблизить индивидуальные смысловые контексты общающихся с целью развития педагогической компетентности родителей и достижения единства в развитии, воспитании и обучении ребенка.
 
Процесс сопровождения включает в себя:
* Родительские собрания;
* Целевые (тематические) заседания;
* Индивидуальные консультации.
 
3. Сопровождение студентов психологической службой.
 
Сопровождение студентов строится на оказание помощи в реализации подростков своих жизненных сил, возможностей и способностей, своего предназначения в своей жизни, в судьбе. Организация помощи и поддержки подростку в управлении своим внешним обликом и поведением. Развитие умения «властвовать собой».
 
Задачи:
1. Сформировать и отработать понятия само регуляции, самостоятельности, доминанты поведения.
2. Раскрыть многообразие жизненных обстоятельств, ожидающих выпускника техникума.
3. Сформировать положительные ценности ориентации и установки.
4. Дальнейшее личностное самоопределение и самоутверждении.
5. Подготовить к встрече со стрессами, с опасностями, трудностями.
 
Процесс сопровождения включает в себя:
* групповые и индивидуальные занятия со студентами;
* групповые и индивидуальные консультации;
* групповая и индивидуальная диагностика;
* просветительская деятельность;
* экспертная деятельность;
* коррекционно-развивающая деятельность.
 

Жители города

 Жил на свете один старый человек. Каждый день он поднимался на вершину холма и задумчиво глядел на расстилающийся внизу городок. Однажды около него остановился путник с узлами за плечами и спросил:

— Что за люди живут в этом городе? Я спрашиваю, потому что ищу, где поселиться.

Старик ответил вопросом:

— А какие люди жили в том городе, откуда вы родом?

— Жалкие негодяи, — сказал путник, — грубияны, жадные, которым ни до кого кроме самих себя и дела нет. Зимой снега не выпросишь. Вот поэтому я и решил уйти от них! Но что за люди живут в городке, на который вы смотрите?

Старик ответил:

— Лучше уж вам идти мимо. Люди здесь точно такие же, как и там, откуда вы пришли.

И путник ушел. А старик опять остался один. Случилось, что и на следующий день к нему подошел другой путник с узлами за плечами и спросил то же самое:

— Что за люди живут в этом городе? Я ищу, где поселиться.

И опять старик повторил свой вопрос о том, какие люди живут в том городе, откуда путник родим.

— Горько мне вспоминать об этом — они все были такими честными, храбрыми и заботливыми, благородными и добросердечными, дружными и любящими, готовыми чужому отдать последнюю рубашку. Услышав такое, старик улыбнулся и сказал:

— Добро пожаловать, в наш город. Уверен, найдете вы здесь точно таких же людей, как в том городе, откуда вы пришли.

 

***