Печать
Просмотров: 394
  1. Помните, что конфликты гораздо легче предупредить, чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его закончить. Учитесь защищать свои законные интересы без конфликтов.

  2. Никогда не превращайте обучающихся в инструмент борьбы с администрацией, другими педагогами, родителями. Таким способом вы и своих целей не добьётесь, и мнение о себе коллег и студентов испортите.

  3. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции. В процессе общения такие эмоции выполняют отрицательные функции:

- оказывают разрушающее влияние на здоровье того, кто конфликтует;

- ухудшает качество мышления;

- по закону эмоционального заражения вызывают ответную неприязнь у партнёра по общению.

  1. Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать обучающихся. Перевоспитание и воспитание – процесс длительный, требующий от педагога терпения, ума, такта и осторожности.

  2. Оценивая результаты учебы и поведения обучающегося, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о его недостатках. Опора на положительное в обучении и воспитании обучающихся позволяет повысить эффективность работы педагога, способствует профилактике конфликтов между педагогом и студентами.

  3. Никогда на своих занятиях не давайте негативных оценок деятельности и личности других педагогов, администрации, родителей.

  4. Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не только самостоятельную, но большую общественную ценность. По своему социально – психологическому статусу вы всегда выше любого обучающегося. Однако не стоит злоупотреблять своим педагогическим авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать его, повышая качество преподавания и создавая высоконравственную атмосферу в группе.

Решение конфликтных ситуаций на занятии

Как правило, конфликтная педагогическая ситуация длится короткое время, что усиливает напряжение психологического противостояния обучающегося и педагога. Процесс психологического противоборства носит острый характер и в случае поражения педагога ведет к утрате его авторитета среди обучающихся.

При этом снижается привлекательность тех норм и ценностей, которые защищает и которым следует педагог в конфликте. Это, прежде всего – само обучение как основная деятельность обучающегося и соответствующие обучению нормы поведения: старательность, дисциплинированность, ответственность и т. д.

Очень важно для педагога выйти из конфликтной ситуации с достоинством и творческой удовлетворенностью своей работой в связи с успешной защитой социально ценных норм и ведущих ценностей учебной деятельности обучающихся. Чтобы выиграть психологическое противоборство в столкновении двух полярных систем норм и ценностей педагогу целесообразно использовать следующие правила воздействия на личность студента в конфликтной ситуации:

Правило 1: “Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию” (Дейл Карнеги)

Постарайтесь приложить волевые усилия, чтобы в острой ситуации сдержать себя, ни в коем случае “... не бранитесь и не раздражайтесь” (Адамецкий). Подростковая и юношеская аудитория высоко ценит спокойствие, “величавую медлительность” и юмор педагогов в напряженных ситуациях.

 

Правило 2: “Задержка реакции”

Не следует сразу же вступать в полемику с оппонентом, особенно если его действия не представляют угрозы для окружающих. Надо сделать вид, что Вы как будто не замечаете нарушителя, хотя в то же время даете понять, что хорошо видите его действия. Суть приема в том, что он подчеркивает второстепенность вызывающего поведения нарушителя и поэтому педагогу вроде бы пока не до него.

“Факт не замечания” явного нарушения позволяет внести некоторую растерянность в действия дезорганизатора и снижает его активность, вносит первые сомнения в сознание остальных обучающихся относительно их позиции – кого поддержать: педагога или одногруппника? Оптимальное время задержки 10-15 секунд, хотя в ситуации конфликта они воспринимаются как более длительный интервал времени в связи с ожиданием ответа педагога на вызов обучающегося.

Правило 3: “Перевод реакции”

Этот прием также служит для развенчания значительности поступка и личности самого нарушителя. Этот прием технически реализуется через выполнение педагогом повседневных действий на занятии (обращение к группе с приветствием, работа с журналом, взгляд в окно и т. д.) несмотря на чрезвычайную обстановку (казалось бы, не терпящую отлагательства). В итоге “герой” конфликта остается наедине с собой, этим снижается сам “замысел” борьбы.

Правило 4: “Рационализация ситуации”

Известно, что все то, что стало смешным и неуклюжим в глазах окружающих, теряет силу воздействия и перестает быть опасным. Осмеянный нарушитель как носитель отрицательных групповых норм теряет авторитет в глазах группы, его отрицательное влияние на группу резко уменьшается, зато авторитет и влияние педагога резко возрастает. Способность педагога применить юмор в конфликтной ситуации быстро разряжает обстановку, а дружный смех присутствующих по поводу неуклюжести их товарища завершает дело. Конфликт снимается, торжествует педагог, а в его лице – положительные нормы и ценности. Совместные переживания торжества добра несут нравственное оздоровление всем обучающимся, в том числе и зачинщику конфликта.

Правило 5: “Парадоксальная реакция”

Постарайтесь при случае использовать коварный замысел обучающегося сорвать занятие с пользой для занятия. Желательно еще поблагодарить нарушителя за помощь (с легкой иронией). Заметим, что педагог, успешно использующий это правило, предстает в мнении обучающихся “сильной личностью” и приобретает авторитет на длительное время.