Это качество не является врожденным, его вполне можно развить. С какого же возраста имеет смысл развивать его у малыша? Давайте посмотрим.

  • дети до 3 лет в силу возраста не способны быть ответственными – просто потому, что не в состоянии предугадать последствия своих поступков. Забавно было бы ожидать от них другого поведения. Да тут еще и кризис трех лет – это тоже радости не добавляет;
  • период с 3 до 5 лет – в этом возрасте уже появляются зачатки ответственного поведения, основанного на степени детской самостоятельности: чем больше вы доверяете малышу обязанностей (в соответствии с возрастом, конечно), тем более ответственным он растет: убрать игрушки, полить цветы, помочь маме разгрузить сумки с покупками и т. д.;
  • с 5 до 7 лет – поведение становится все более сознательным, для развития ответственности оптимально будет расширять список дел, которые вы целиком передаете ребенку на откуп;
  • у младших школьников для развития ответственности следует в первую очередь поощрять самостоятельность и инициативность. 

Условия для  формирования ответственности и самостоятельности

  • Личный пример взрослых. Быть самим ответственными (выполнение договоренностей, держать слово)
  • Давать ребенку поручения и выбор;
  • Уважать выбор ребенка, каким бы странным он не казался взрослым;
  • Поощрять ответственное поведение;
  • Давать право выбора;
  • Учить ребенка прогнозировать результаты собственных действий;
  • Учить ребенка расставлять приоритеты;
  • Пошаговое приучение к действиям. Поручая что-то, Вы должны быть уверены, что ребенок это умеет.
  • Режим дня. Границы. Определенность. Поручение должно быть понятным для ребенка.
  • Самоконтроль как сформированный навык.