Печать
Просмотров: 248

Педагогическая запущенность – термин, который касается детей с определенными задержками в развитии, с проблемами адаптации в социуме и агрессивным отношением к окружающему миру в целом.

Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью.

Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента:

  1. Отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, не успешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.
  2. Отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности — обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.
  3. Отклонения, искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.

Причины педагогической запущенности:

Безусловно, установить точную причину, по которой ребенок начинает отрицать и противоречить всему, чему его учат старшие установить практически невозможно. Но существует несколько факторов, которые могут спровоцировать ребенка к такому враждебному поведению:

1 Безразличное отношение к достижениям и успехам ребенка важных для него людей;

  1. Постоянная критика со стороны старших людей имеющих авторитет для малыша или подростка;
  2. Регулярные скандалы родителей на глазах у ребенка;
  3. Чрезмерная опека родителей, граничащая с маниакальным контролем жизни и деятельности ребенка;
  4. Унижения, оскорбления, физическое насилие в семье над ребенком или между родителями;
  5. Другие неблагополучные аспекты семейного климата;
  6. Со стороны педагогов – унижение ребенка перед коллективом;
  7. Со стороны коллектива – насмешки и издевательства в адрес малыша.

Педагогическая запущенность имеет свои особенности на каждом возрастном периоде: педагогическая запущенность закладывается как фундамент еще в дошкольном возрасте, проявляется на поведенческом уровне и если не будут предприняты какие-либо меры по ее преодолению, то она прогрессирует и переходит на более серьезную стадию, на которой закрепляются отрицательные черты личности.

Педагогическая запущенность детей выражается в отклоняющемся поведении. Отклоняющееся поведение – это поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

Помощь педагогически запущенным детям:

  1. Изменение условий семейного воспитания ребенка:

- повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;

- создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный

процесс;

- индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;

- контроль за организацией нормального режима для ребенка, устранение его безнадзорности;

- помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира), его общения в семье;

- меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного потенциала семьи.

  1. Совершенствование воспитательно-образовательной работы с классом:

- коррекция отношения педагога к ребенку, рекомендация методов работы с ним, использование методики позитивного стимулирования ребенка, снятие психологических перегрузок;

- гуманизация межличностных отношений в детском коллективе, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей;

- взаимодействие воспитателей и родителей в педагогическом процессе.

  1. Помощь ребенку в личностном росте:

- организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи;

- индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;

- включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;

- преодоление демотивированности, негативной мотивации учения;

- организация успеха ребенка в усвоении программы;

- руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности;

- работа по формированию мотивации достижений.

Главная задача людей имеющих влияние на воспитание ребенка – это вовремя выявить признаки педагогической запущенности. Тогда не придется прибегать к помощи специалистов или отдавать ребенка в специализированные классы по коррекции педагогической запущенности. Старайтесь создавать ему комфортные условия для учебы и творческой деятельности. Поощряйте желание познавать что-то новое, в том числе посещать спортивные секции. Учитесь контролировать себя и свое поведение с ребенком. Не повышайте лишний раз на него голос, из-за какого либо проступка. Попробуйте спокойно объяснить причину и следствие его негативных действий.

Разумеется, работа с педагогически запущенными детьми требует много времени, терпения и сложных решений, но, в результате, все эти жертвы принесут свои плоды, и может быть помогут исправить самого трудновоспитуемого ребенка.