Печать
Просмотров: 307

Роль семьи в воспитании подрастающего поколения огромна.

Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Н.К. Крупская писала: «Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они остаются в области подсознательной. Человек может забыть о них, но они помимо его воли, часто определяют его поступки».

Одно из основных условий правильного семейного воспитания - это понимание родителями своей ответственности перед обществом за воспитание детей. «Дети – это завтрашние судьи наши…» От того, как воспитывается ребёнок в семье, будет зависеть, вырастет ли он настоящим тружеником и созидателем, великодушным и добрым, патриотом своей Родины или эгоистом, замкнувшемся в узком кругу своих личных интересов.

Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Ребёнок не рождается с готовыми представлениями о том, что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо в его поведении.

Поведение родителей, взаимоотношения в семье, разговоры являются примером для детей, источником подражания. Дети очень чутко воспринимают характер отношений окружающих их взрослых. Свои симпатии и антипатии, нормы и правила поведения, отношения к событиям и явлениям окружающей жизни они заимствуют от родителей или членов семьи. Это налагает на родителей особую ответственность, обязывает их тщательнее анализировать своё поведение при детях.

Оценивать свои поступки ребёнок тоже учится у близких, любимых им людей. Недопустимо, когда в некоторых семьях дети с раннего возраста наблюдают и слышат то, о чем они не должны знать. Нельзя посвящать детей в существование сор в семье, привлекать к влиянию отношений между родителями.

Бабушки и дедушки, живущие в семье сына или дочери, принимают на себя часть забот, участвуют в ведении домашнего хозяйства, воспитывают своих внуков, много вкладывая в душу и ум ребенка, проявляя заботу о его здоровье, правильном физическом развитии. У бабушки и у дедушки больше терпения, чем у молодых родителей, больше мудрости в общении с малышами. Если старшие члены семьи уже не работают, то у них есть и дополнительное время для воспитания внуков. Ведь почему говорят, что внуков любят больше, чем детей, да потому, что времени больше, и ценности уже с возрастом другие стали.

Важно, чтобы требования взрослых к детям были едины, чтобы дедушки и бабушки могли сочетать любовь к внукам с требовательностью к ним, привлекать детей к участию в интересных и полезных делах. Во всех случаях законом в семейных отношениях должна стать сдержанность. Взаимные недовольства, разногласия, которые неизбежны в семейной жизни, разрешаются без детей. Многие родители связывают разногласия в семейном воспитании между матерью и отцом, дедом и бабушкой с отсутствием единства в применяемых взрослыми методами и приёмами.

Например, бабушка считает, что родители излишне строги, требовательны к ребенку (особенно часто так случается с первенцем), а мать и отец упрекают её в неразумном баловстве внука. Споры возникают по любому поводу (пора идти спать, сколько смотреть телевизор, когда и сколько давать сладостей и т.д.). Такие разногласия вредят в первую очередь самому ребенку. А нередко можно наблюдать, как ребёнок не слушается бабушку, пришедшую за ним в детский сад. Он требует, чтобы она одела его, выражает недовольство, если не получает от неё сладостей. Такое возможно, если бабушка не является авторитетом для данного ребёнка; возможно, что дома мать и отец выказывают недовольство её методами воспитания в присутствии ребенка. Благоприятная атмосфера семейных отношений создаётся тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам старшего поколения, своих детей и их друзей.

Детям дошкольного возраста нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца или матери ребёнок тонко чувствует. Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.

Очень важно правильно разобраться в поведении ребенка, уметь внимательно выслушивать его. Рассказывая кому-то из близких что-то своё, ребёнок тем самым оказывает этому человеку высшее доверие. Но, к сожалению, часто родители остаются безучастными, либо стараются уклониться от разговора, или что ещё опаснее, сразу выражают своё бурное возмущение, если поступок заслуживает порицание. Поступок необходимо осудить, но сделать это надо тактично, иначе ребёнок может замкнуться. У него может появиться скрытность общении с родителями, а это грозит в будущем перейти в отчуждённость.

Поэтому необходимо укреплять отношения между родными людьми. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, ответственность родителей за воспитание детей. И положительный результат возможен при условии вдумчивого воспитания, когда все взрослые члены семьи служат для своих детей образцом поведения: доброжелательно относятся к окружающим, добросовестно трудятся, интересуются общественными делами, событиями.

Тесное общение дедушек и бабушек со своими внуками делает их жизнь радостной, наполняет её глубоким содержанием. Интересны и полезны для детей рассказы бабушек и дедушек о своём детстве, жизни. Ведь, не секрет, что многие дети не знают даже как зовут его бабушку и дедушку, или в лучшем случае знают только имя. А ведь нередко старшее поколение сохраняет в доме семейные реликвии, боевые и трудовые ордена, медали, почётные грамоты, старые фотографии. Время от времени их достают, рассматривают. Важно в такие моменты общаться с ребёнком, это углубляет его привязанность к семье, родным, будет способствовать его умственному и нравственному развитию.

Укрепляют отношения родных совместное проведение праздников, дней рождений, совместные игры, чтение книг, беседы. Положительно влияет на авторитет старших членов семьи их совместный с ребёнком труд по обслуживанию и организации семейного быта, в котором каждый имеет свои обязанности. Умение с пользой для всей семьи проводить свободное время – большое искусство.

Однако нельзя рассчитывать на то, что, видя положительные примеры старших, ребёнок обязательно будет поступать так же. Пассивное восприятие примера взрослых не создаёт у ребёнка стремления к подражанию: необходимы условия для постоянных упражнений в добрых поступках, для проявления накапливаемых представлений.

Психологи доказали, что общение взрослых с ребёнком достигает своей цели в том случае, если старшие члены семьи, мамы и папы, бабушки и дедушки понимают его мотивы, интересы и потребности. Ребёнок в таких условиях предрасположен к воспитательному воздействию взрослых. Он чувствует себя равноправным членом семейного коллектива, где его не только понимают, но и приобщают к семейным делам, делят с ним радости и заботы.

Единые требования, предъявляемые детям в семье взрослыми, способствуют тому, что ребёнок поступает правильно. Очень важно поддерживать эти требования в детском саду. Единые, согласованные требования – залог правильного воспитания.

Достойное поведение родителей в семье служит дошкольникам примером для подражания, формирует у них такие нравственные черты, как доброта, отзывчивость, заботливость.