Причины того, почему ребенок не слушается в 3 года.

Есть всего лишь одна основная причина, почему ребенок в 3 года не слушается – это кризис 3 лет. Именно в 3 года у ребенка начинается новый этап в развитии, чем и характеризуется любой кризис.

Для того, чтобы внедрить что-то новое, нужно обязательно поломать старое. Этот этап поломки и есть причина непослушания ребенка. То есть такое поведение – это своего рода орудие, с помощью которого и совершается переход к новому.

Поэтому первое, что нужно вам запомнить: непослушание вашего ребенка – это нормально и ничего страшного не происходит.

Что такое кризис 3 лет

В 3 года ребенок начинает отделять себя от окружающего мира и мамы в частности. У него происходит процесс формирования и развития своего “Я”.

Это ещё называется – сепарацией. Малыш начинает пробовать себя в мире, как самостоятельную единицу: что он может, как его действия могут повлиять на ход того или иного события, насколько весомо его слово.

Задачи кризиса 3 лет

Почему так важно для родителей правильно пережить кризис в 3 года, который характеризуется плохим поведением и непослушанием?

Если вы поможете грамотно справиться своему малышу с этим периодом, тогда можете рассчитывать на то, что в будущем он вырастет:

  • уверенным в себе;
  • ответственным;
  • со способностью говорить “нет”;
  • с навыком не создавать себе кумира;
  • со способностью всегда отстаивать свою точку зрения;
  • с умением уважать границы других людей;
  • с четким пониманием своих границ, куда допустимо или недопустимо входить тому или иному человеку.

Устраивает вас такая личность вашего малыша в его взрослом возрасте? Тогда давайте разбираться, что делать, если ваш ребенок 3 лет не слушается.

  • Помните, что выбор слов и тона голоса очень важен для привлечения внимания ребенка и его послушания.
  • Будьте поближе к ребёнку, поглаживайте его по руке и смотрите ему в глаза прежде, чем начнёте говорить.
  • Формулируйте ясно и чётко, что вы от него хотите.  Просьба «Давай положим игрушки спать» воспримется ребёнком спокойнее, чем приказ: «Иди, уберись в своей комнате»
  • Избегайте фраз, начинающихся с трех "запрещённых" слов – «Если», «Ты» и «Почему». «Если» воспринимается ребенком как угроза, «Ты» - как сигнал «нажима» на него, а «Почему» - требует от ребёнка объяснения своего поведения, чего он зачастую не может сделать в силу возрастных ограничений.   Поэтому лучше говорить: «Нужно поскорее позавтракать, одеться,  и пойдём гулять»  вместо «Если ты не позавтракаешь и не оденешься, мы никуда не пойдём».
  • Предупреждайте ребёнка заранее о предстоящих действиях: «Пора идти на улицу, или одеваться, или чистить зубы, или идти обедать», чтобы он морально был к ним готов.
  • Разбивайте задание на более мелкие части, давая одну инструкцию за раз; и предоставьте ребенку время выполнить одну просьбу, прежде чем дадите следующее поручение. В таких случаях, когда ребёнок не успевает, вы часто можете услышать от него свой собственный ответ, например: «У меня же не десять рук»
  • Выражая свою точку зрения, используйте как можно меньше слов.  Например: вместо «Ой, мы опаздываем! Ты слышишь меня? где твоя обувь? Сейчас же надевай!» лучше сказать просто: «Надеваем обувь и выходим»
  • Пользуйтесь зрительными или слуховыми сигналами, чтобы привлечь внимание ребенка. Это могут быть таблички, картинки, на которых нарисована последовательность одевания, например.  Или звонок будильника к обеду.
  • Попробуйте шептать или тихонечко петь, вместо того, чтобы кричать для привлечения внимания ребенка. Некоторые дети слушают более внимательно, если плохо вас слышат. Пение простых песенок или даже просто интонация пения часто привлекают и удерживают внимание детей.
  • Если вы хотите, чтобы ребенок проявил инициативу, попытайтесь заменить команду вопросом. Вопрос: «Что надеть на прогулку?» будет более конструктивен, чем приказные фразы.
  • Если время поджимает, поможет введение соревновательного момента в процедуру сборов, сказав, например: «Спорим, ты не наденешь куртку раньше, чем прозвенит будильник» или предложите посоревноваться, кто из вас быстрее оденется (и, конечно, дайте ему выиграть); маленькие дети очень любят соревновательный эффект.
  • Стойте рядом с ребенком, чтобы убедиться, что он сосредоточен на вас; помните, что внимание маленьких детей очень быстро рассеивается. Команды, выкрикнутые из соседней комнаты, обычно игнорируются.
  • Почаще хвалите ребёнка, особенно если он выполняет ваши поручения независимо от качества:  «Молодец, сам надел носки»,  «Умница, все карандаши сложила в коробочку» и т.д.