- Подробности
- Просмотров: 453
КАК РАСКРЫТЬ ТАЛАНТ У РЕБЕНКА. КАК ЭТО СДЕЛАТЬ? И СТОИТ ЛИ?
Я хорошо знаю, что у меня нет особого таланта — любопытство, навязчивость и упорная выносливость
в сочетании с самокритикой привели меня к моим идеям.
Альберт Эйнштейн
Родители стремятся обнаружить в своем ребенке одаренность и задатки будущего гения. Почему? Как это сделать? И стоит ли? Обсуждаем в сегодняшней статье таланты и потенциал.
Почему родители стремятся раскрыть талант ребенка
Любить ребенка и желать ему счастья – неотъемлемое свойство родителя. В этом правиле, конечно, есть исключения. Но большинство родителей стремятся воспитать счастливого, самостоятельного и успешного человека. Поэтому с раннего детства они пытаются уловить потенциальные способности, которые разовьются в старшем возрасте, увидеть зачатки таланта или даже гениальности, чтобы помочь ребенку найти место в жизни.
Мало кто задумывается о том, что под стремлением открыть и развить талант ребенка, чтобы во взрослом возрасте он преуспевал в своем деле, кроется и некоторая доля эгоизма. Во-первых, человек, который "крепко стоит на ногах", вероятнее поддержит родителей в старости, чем тот, кто не устроил собственную жизнь. Если у выросшего ребенка будет желание и возможность помогать родителям, то родители смогут опереться не только на себя и государство, но и на детей. Мы говорим не только о материальной помощи, но и о помощи в решении бытовых проблем и просто психологической поддержке.
С другой стороны, существует неявное социальное давление: по достижениям детей судят об успешности родителей. Мама взрослых детей на вопрос "как дела?" расскажет не только о себе, но и о том, чем сейчас заняты дети, где учатся и работают, насколько они успешны. Об этих гранях детско-родительских отношений тоже стоить помнить: мы помогаем не только своим детям, но и в какой-то мере себе.
Давайте разберемся, как родители могут увидеть сильные стороны ребенка, чтобы во взрослом возрасте он стал преуспевающим инженером, актером или биологом.
Как раскрыть талант ребенка самостоятельно
Родитель – это лучший помощник и наставник для ребенка. Кроме родителей увидеть потенциал будущего чемпиона или лауреата Нобелевской премии могут еще учителя, но, конечно, влияние родителей на ребенка гораздо сильнее. Поэтому выявить задатки ребенка можно именно в домашних условиях.
1. Наблюдайте и поощряйте
Лучшее, что может сделать родитель, - это внимательно смотреть за играми и занятиями ребенка. Если ребенок любит рисовать, это еще не значит, что он станет художником или дизайнером. Но если вы отметите, как хорошо у него получается и вовремя дадите ему в руки краски, то вероятность открыть в нем художника вырастет.
2. "Позволяйте детям обжигать пальцы"
В японской пословице говорится о том, что ребенку необходимо учиться на своих ошибках и иметь возможность совершать ошибки. В младшем возрасте родитель решает заниматься ребенку танцами, шахматами, дзюдо или не заниматься ничем. Потому что, во-первых, ребенок пока не может самостоятельно выбрать, а, во-вторых, секции и кружки требуют от родителей времени и денег, то есть касаются не только самого ребенка. Но когда ребенок подрастет, ему можно дать полную свободу в выборе дополнительных занятий. Если он выберет 3 кружка и 2 из них бросит, это будет его собственный бесценный опыт. Методом проб и ошибок он нащупает верный путь к самореализации.
3. Оставьте свои амбиции
Ваш ребенок и вы – это два разных человека. Поэтому, с одной стороны, не ищите в нем музыканта, если вы сами мечтали играть в рок-группе. Возможно, он просто талантливый автомеханик. Не реализуйте свои амбиции через ребенка. С другой стороны, даже если в ребенке виден интерес к спорту, он подает надежды, не нагружайте его четырьмя тренировками в день, чтобы он завтра стал чемпионом среди юниоров. Послезавтра он может устать от родительского давления и "сломаться" от чрезмерной нагрузки.
Как раскрыть талант у ребенка, советы и предостережения
Вы знаете, что некоторые усердные родители воспитывают в ребенке гениальность. Но гении не всегда успешны и счастливы в жизни, глубина познания или мастерства в одной области, часто компенсируется другими компетенциями – социальными или волевыми. Если родители будут настойчиво готовить ребенка к профессии музыканта, то шансы преуспеть в музыке будут велики. Но какой ценой? Психологи, считают, что наиболее правильный путь развития для ребенка – это гармоничное сочетание качеств. Важно не культивировать один или два навыка, а работать как с сильными, так и со слабыми сторонами личности. Есть множество примеров, когда в подростковом возрасте человек хочет заняться новым делом – например, спортом, а ему катастрофически не хватает нужных навыков. Очень трудно поступить в технический вуз, если родители растили тебя как гуманитария. Наверстать упущенное можно только напряжением всех сил.
Поможет ли раскрыть потенциал ребенка специалист-психолог?
Последние 15 лет в профдиагностике применяются инструменты нейропсихологии (одно из направлений психологии), которое изучает связь функционирования головного мозга с психическими процессами.
Нейропсихолог в игровой форме и с помощью специальных упражнений определяет, как работают психические функции ребенка или подростка: внимание, память, мышление, речь, слуховое, зрительное и тактильное восприятие, пространственные представления, произвольная регуляция и контроль, двигательная сфера. Структура мозговой деятельности ребенка подсказывает, какое направление деятельности ему будет даваться проще всего. На консультации нейропсихолог помогает детям разных возрастов: в дошкольном и младшем школьном возрасте - с выбором кружков, секций и других дополнительных занятий, для средней и старшей школы - с выбором профиля обучения.
Что очень важно – если у ребенка есть незаметные для родителей нарушения мозговой деятельности, то нейропсихолог выявит их и посоветует варианты коррекции. Людей с неявными дисфункциями действительно много, и только в детстве эти нарушения поддаются коррекции с помощью простых упражнений. Своевременная диагностика и развивающее обучение расширят возможности ребенка в будущем, когда нужно будет выбирать дело жизни.
- Подробности
- Просмотров: 454
- Подробности
- Просмотров: 534
- Подробности
- Просмотров: 211
Как защитить детскую психику от потока негативной информации?
«В детских головах сейчас информационный винегрет»
— Сегодня мы находимся в трудной политической ситуации. Как на неспокойную обстановку реагируют дети?
— Конечно, если не брать в расчет подростков (15-18 лет), дети не рассматривают ситуацию как политическую, но они все равно слышат обрывки разговоров взрослых, до них иногда доносятся новости из телевизора, они могут видеть встревоженные лица людей. В общем, мальчики и девочки получают частичную информацию извне и полностью оградить их от этого просто невозможно.
В детских головах сейчас информационный винегрет. Они, конечно, понимают, что что-то происходит. И это что-то связано не с учебой, не с семейными вопросами, не с их ближайшим окружением. Это нечто большее — то, с чем они раньше не сталкивались.
Наши малыши находятся в ситуации большой неизвестности и неопределенности. Для них непонятен сам фон происходящего. А ведь дети реагируют на этот фон, они его чувствуют. В этом фоне слишком много самых разных эмоций, исходящих от людей: ужас, эйфория, безнадежность, согласие и несогласие. В этом фоне нет единой линии. Чувства людей максимально противоречивы. Конечно, все это приводит детский ум в замешательство.
— Зависит ли реакция детей на происходящие события от их возраста?
— Что страшно для малышей, для самых маленьких? Шум, хаос, громкие неожиданные звуки, вспышки света. Для них важна привычная обстановка, график и наличие заботящихся взрослых, угадывающих их потребности.
Все, что нарушает стабильный ход вещей, вызывает тревогу, из-за чего мальчики и девочки могут плакать, кричать, капризничать. Отражается стресс и на физических функциях организма (проблемы со стулом, мочеиспусканием, сном и так далее). Если говорить о детях дошкольного возраста, для них тревожна разлука с близкими. В этот период очень важно внимание взрослых. А если родители сами тревожны и напряжены, то обычно им не до младшеньких.
В подобной ситуации дети лишаются той ниточки, которая давала им уверенность и ощущение безопасности. Тогда они начинают требовать еще больше внимания к себе. Дошкольники будто впадают в более младший возраст и ведут себя соответствующе. Происходит так называемый регресс, когда человек спускается на более раннюю ступень развития. Появляются дефекты речи, которые были раньше или которых никогда не было, возвращаются капризы и так далее.
Дети в возрасте 4-6 лет в принципе проходят этап более близкого знакомства с эмоцией страха, их и так много что пугает: темнота, доктора, динозавры, чудовища… Поэтому такие детки могут выдавать более яркие эмоции, чем младшенькие и старшенькие.
Если мы пойдем в сторону младшего школьного возраста, тут стоит обратить внимание на кризис 7 лет. В этот период дети уже пытаются быть маленькими взрослыми. Им важно все знать, все слышать, все спрашивать, узнавать точку зрения родителей. У таких детей тревога будет повышаться в том случае, если они не будут получать четких и понятных ответов на свои вопросы. Им просто необходимы разъяснения.
Что же касается подростков, их мышление полярно. Их вселенная и так поделена на своих и чужих, на правых и неправых. Тревоги у тинейджеров могут реализовываться в необдуманных действиях: что-то выкрикивать, побежать в толпу, поучаствовать в авантюре. Им пока тяжело даются взвешенные решения, и они рискуют нарваться на неприятности. Поэтому важно, чтобы родители тут брали на себя ответственность за то, где находятся их дети и что они делают. Должна быть система определенных правил и запретов.
В общем, необходимо оградить подростков от ситуаций, в которых им пришлось бы столкнуться с неподходящими для их возраста моральными решениями. Хотя многие из них, конечно, будут стремиться к таким ситуациям.
С другой стороны некоторые подростки могут вообще никак не реагировать на происходящее вокруг. Просто потому, что они в своем мире: сидят дома, читают, играют… И тут тоже важно их не обвинять в безразличии или бездушности. Закрыться от проблем и опасности — вполне нормальная реакция для данного возраста.
Что касается всех возрастов, если ребенок стал свидетелем ужасных событий, испуг — это естественная реакция. Это то, что мы, психологи, часто называем шоковой травмой. И лучше не оставлять такую проблему без внимания.
«Родитель для ребенка выполняет роль гаранта безопасности»
— Влияет ли волнение родителей на состояние детей?
— Да, конечно, состояние родителей — это самый важный источник информации, причем чем младше ребенок, тем большее значение этот источник для него имеет. Если подросток уже делает какие-то свои выводы (при этом все равно опираясь на родителя), то маленький ребенок просто считывает состояние взрослых и как бы заражается этим состоянием, испытывает те же эмоции — как положительные, так и отрицательные.
Родитель для ребенка выполняет роль гаранта безопасности. И если папа и мама чувствуют себя плохо и это транслируют, для ребенка рушится его маленький спокойный мир.
Поэтому рекомендация всем родителям: даже если у вас что-то стряслось или вы чувствуете себя подавленно, старайтесь все же показывать детям свою устойчивость.
Конечно, невозможно просто переключением некого волшебного рычага превратиться из несчастного человека в счастливого, но родитель может продемонстрировать ребенку, что ситуация под контролем. Можно даже сказать правду: «Я сейчас грустный, я волнуюсь, но я все равно всегда буду тебя защищать и помогу тебе справиться с любой ситуацией». Основной лейтмотив вашего сообщения должен быть про безопасность, про то, что в любой ситуации вы будете заботиться о своем сыне или дочери.
«Передавайте факты, но не заставляйте ребенка принимать чью-то сторону»
— Как объяснить детям, что сейчас происходит?
—Им обязательно нужно рассказывать факты, но следует постараться избегать заражения их своим эмоциональным состоянием. Иначе вы рискуете растревожить детей.
Каким может быть ваше сообщение? Примерно таким: «В нашей стране проходили выборы. Такое действие происходит в каждой стране. Это когда люди выбирают главного человека, который будет отвечать за жизнь страны, будет разговаривать с жителями и с такими же главными людьми других стран. Так вышло, что сейчас кто-то доволен итоговым выбором, кто-то недоволен и считает этот выбор неправильным. Так тоже бывает в разных странах. Когда такое происходит, большое количество людей волнуется, иногда бывают ссоры (если беседуем с подростками, то, безусловно, говорим, что возможны вооруженные конфликты). Такое бывает в истории человечества и такие события могут по-разному завершаться. В истории существуют разные примеры. Иногда побеждает старый правитель, иногда появляется новый правитель, иногда бывает какой-то третий вариант».
Как видите, это текст, в котором нет никаких родительских интенций, желаний, предпочтений и взглядов. Вы не должны пытаться сделать ребенка своим единомышленником, навязывать ему какую-то точку зрения. Просто сухая информация. При этом вы можете говорить о моральных ценностях, о том, что хорошо, когда решение любых вопросов происходит мирным путем, здорово, когда люди бережно относятся друг к другу… Но не втягивайте детей в непонятные и тяжелые для них переживания.
— По каким признакам можно вовремя выявить повышенную тревожность у детей?
— Первое, на что важно обратить внимание родителям, — не изменилась ли привычная жизнедеятельность ребенка: как он играет, как он кушает, как он спит, как чувствует себя его тело. Но подчеркиваю, важно оценивать этот критерий по отношению к тому, как было раньше. Если и раньше малыш частенько видел кошмары по ночам, то сейчас вряд ли он продолжает их видеть по причине обстоятельств вокруг. Но если раньше он спал хорошо, а теперь нет, то это уже звоночек.
Второе — наблюдайте за эмоциональным состоянием ребенка. Если бодрый жизнерадостный ребенок вдруг становится грустным, капризным и делает выбор в сторону одиночества, безусловно, стоит обратить на это внимание.
Иногда повышается агрессивность. Но это необязательный критерий. Через агрессию дети часто выбрасывают накопившиеся эмоции. Но если какие-то проявления становятся слишком яркими, неадекватными, частыми, тут уже стоит задуматься.
Еще один важный критерий. Если ребенок проявляет некое тревожащее вас поведение ситуативно, это, как правило, не является показателем каких-то проблем, но если эти признаки становятся постоянными, значит все же стоит разобраться в причинах.
«Повторите вместе с ребенком правила безопасности»
— Как разговаривать с детьми о правилах безопасности?
— Очень важно не запугивать. Говорите, как есть: «Сейчас в нашей стране тревожная обстановка. Это связано с тем, что часть людей заняла одну позицию, другая часть заняла другую позицию. Между ними могут быть конфликты, и в этих разборках детям не место, так как это небезопасно. Взрослые должны разобраться самостоятельно. Это их дела и их ответственность. Ты — ребенок, и твоя безопасность очень важна. Поэтому пока ты будешь всегда находиться с кем-то из членов семьи. Так каждому из нас будет спокойнее, потому что взрослый сможет тебя защитить или объяснить, как действовать в непонятной ситуации».
А дальше — базовые правила:
- Не открывай дверь незнакомцам.
- Даже если люди за дверью представляются кем-то хорошим, все равно не открывай. Ты ребенок и должен дождаться взрослых.
- Не разговаривай на улице с незнакомыми людьми.
- Ни в коем случае никуда не иди с незнакомыми людьми.
Правила безопасности никак не изменились. Ими не стоит пугать. Просто повторите их вместе с ребенком, закрепите в его памяти. Важно, чтобы малыш знал важные телефоны, которые ему могут пригодиться, помнил свой адрес и так далее.
Если родители отправляются на мирный митинг, тактика действий точно такая же. Спокойно объясняете, куда вы идете, с фактами, без эмоций и перетягивания ребенка на свою сторону.
— Как дети себя чувствуют, если попадают в толпу людей, например, на мирном шествии?
— В такой ситуации родители берут на себя слишком большую ответственность. С одной стороны, если все действительно спокойно и мирно, дети воспринимают такое действие как праздник. Но стоит помнить, что даже от праздников (возьмем, к примеру, день рождения), мальчики и девочки очень быстро устают. Вокруг много звуков, много движения, событий. Рано или поздно такая атмосфера становится слишком тяжелой для детской психики.
«Стоит различать испуг и шоковую травму»
— Как понять, что ребенок не просто испугался, а получил шоковую травму?
— Конечно, важно максимально оградить ребенка от агрессивного, страшного контента. И все же если произошло что-то пугающее, ребенок действительно может получить шоковую травму. Как понять, произошло это или нет? Ребенок находится в состоянии шоковой травмы, если:
- он перевозбужден, гиперактивен;
- он совершает какие-то бессмысленные, часто нескоординированные действия;
- у него есть необоснованные вспышки гнева и ярости;
- у него истерика (плачет и не может остановиться);
- у него оцепенение (уходит в себя);
- он теряет воспоминания о каком-то куске своей жизни;
- у него нарушается сон;
- его тело проявляет странную реакцию (тремор, озноб, нервный тик, тошнота, нарушение координации, заикание, нейродермит).
Не основным, а скорее, дополнительным может быть симптом нарушенной игры, когда ребенок постоянно возвращается к одной и той же игре (суть которой часто заключается в том, что малыш проигрывает травмирующую его ситуацию). Вообще подобные игры сами по себе не являются признаком травмы. Тут родителей должно насторожить постоянство подобных игр.
— Если имело место какое-то пугающее событие, как поступать?
Чего делать нельзя:
- ругать;
- кричать;
- самому выходить из себя, давая волю эмоциям.
Что нужно делать:
- самому успокоиться;
- создать в конкретном моменте и месте атмосферу безопасности (можно взять ребенка на руки, можно посадить на колени, можно вместе укрыться одеялом). Если ребенок очень активный и не хочет тактильного контакта, достаточно просто находиться с ним в одной комнате, при этом вы можете говорить: «Я здесь, я рядом. Ты можешь подбегать ко мне. Можешь дотрагиваться до меня. Можешь задавать вопросы». Ребенку важно присутствие родителя, который гарантирует безопасность;
- если нужно, дайте ребенку выговориться, выплакаться. Слушайте, можете при этом поглаживать ребенка, но отодвиньте воспитательный процесс на потом, пусть выльются все эмоции;
- перечислите (ФАКТИЧЕСКИ), что произошло. Для ребенка очень важно иметь последовательную картину событий. Например: «Мы с тобой шли по улице. И тут вдруг услышали хлопок. Некоторые люди побежали….»;
- помогите ребенку легализовать его эмоции. Назовите их: «Ты вздрогнул. Потом ты испугался. Уронил игрушку. Начал плакать, потому что стало страшно и грустно…». Дети часто путаются в собственных чувствах, и им нужно помочь с этим разобраться;
- не забудьте ребенку указать на то, что сейчас все хорошо: «Посмотри вокруг. Все прошло. Ты сидишь у меня на ручках. Происходит то-то и то-то…» Ребенку важно получить от родителя фактическое доказательство того, что сейчас с ним происходит и что сейчас безопасно.
Другие полезные советы в тревожной ситуации
- Дети любят ритуалы. Хорошо, если у вас появятся какие-то традиции. Например, каждый день совместно что-то готовить (скажем, чай для всей семьи).
- Здорово, если дети всегда имеют возможность проявить свои чувства. Если плохое настроение, чтобы отреагировать на это, можно устроить бои подушками, порвать листы бумаги, порычать, побарабанить по дивану, чтобы выяснить, кто громче стукнет. Все эти техники особенно хорошо подходят для гиперактивных детей или детей, которым нужно выразить чувство агрессии.
- Творчество — лучшее психологическое лекарство. Подходит все: рисование (особенно руками), лепка, конструирование. В тревожной ситуации хорошо срабатывают мечты. Изобразите с ребенком вашу счастливую жизнь, представьте свой дом, который окружен добром, покажите, как добро побеждает зло.
Тревожную энергию нужно во что-то реализовать: в продукт, в деятельность, в некое творение.
- Занимайте ребенка делами. Пусть делает что-то без помощи взрослых. Простые действия, после которых виден результат, помогают ребенку почувствовать, что есть что-то, что он может контролировать. В таких обстоятельствах это очень важно. Особенно это полезно для подростков.
- Создавайте символы. Пусть ребенок (один или вместе с вами) изобразит эмблему семьи, дома, города. Ее можно разместить где-то в доме. Она может быть обычной или защитной, главное, чтобы ребенок знал, что принимал участие в создании этой эмблемы.
- Помните, чем больше физической активности, тем лучше. Гормоны стресса лучше перерабатываются именно во время движения. Создавайте для ребенка такую среду.
- В случае, когда вы понимаете, что не в состоянии справиться с ситуацией, не затягивайте и обязательно обращайтесь к психологу.
- Подробности
- Просмотров: 397
Детские истерики
Детские истерики – это крайне неприятное явление, с которым сталкиваются все родители малышей в возрасте от года до трех лет, а иногда и старше. Возникновение детских истерик неизбежно, все дети проходят этот этап развития. Своими капризами и истериками ребенок пытается достичь желаемого или выразить свой гнев по поводу запретов или ограничений. Зачастую детские капризы и истерики совершенно необоснованны. Например, ребенок может устроить крик и плач, потому что ему не дали конфеты, которых в данный момент в доме может и не быть.
Детская истерика - это сильный эмоциональный всплеск, приступ, подкрепленный, как правило, негативными эмоциями: раздражением, гневом, отчаянием, агрессией. Детские истерики сопровождаются громким криком, плачем, ребенок выгибается назад (истерический мостик). В состоянии истерики ребенок слабо контролирует свою моторику, он может биться головой об стену или о пол и при этом практически не чувствовать боли. Что вызывает детскую истерику? Толчком к началу истерики для ребенка может послужить обычное родительское «нет». Это является для ребенка сильным эмоциональным раздражителем. Вообще собственно приступ истерики длится недолго. Чаще всего ребенок сознательно продолжает кричать и плакать, чтобы добиться от родителей своего. Припадки истерики могут испытывать все маленькие дети, но особенно подвержены им дети со слабой нервной системой, неврологическими нарушениями. Истерика может пройти бесследно, а может окончиться рвотой или одышкой, внезапной вялостью и усталостью ребенка. Если у Вашего малыша наблюдаются такие симптомы при истериках – это повод обратиться к невропатологу за консультацией. Нужно разграничить понятия «истерика» и «каприз». И то, и другое может сопровождаться падением на пол, криками и плачем. Но капризы носят обдуманный характер, малыш прибегает к ним преднамеренно, чтобы добиться своей цели. Как правило, капризы свойственны детям от двух лет. Истерики обычно носят непроизвольный характер, ребенок просто не может совладать с охватившими его эмоциями, поэтому его гнев и разочарование находят выход в неконтролируемых истерических приступах. Взрослым нужно учитывать, что детская психика еще очень слабая, и в моменты приступов гнева ребенок не может контролировать свои эмоции. Помните, эти слезы искренние, ребенок не играет, он в отчаянии. Пусть его поведение не оправдано внешними причинами, но он находится в тяжелом эмоциональном состоянии и нуждается в вашей помощи.
Как же себя вести, если детские истерики становятся явлением регулярным.
Самое важное правило: если ребенок устроил истерику, нельзя выполнять то, чего он добивается. Если один раз в ответ на истерику мама разрешила взять вазу, которую брать «нельзя», можно со стопроцентной уверенностью сказать – истерика повторится не однажды. Если родители будут потакать ребенку в момент его истерических припадков, поверьте, очень быстро ребенок научится «истерить» в нужный момент, то есть капризничать. И тогда детская истерика станет излюбленным способом достижения желаемого. В момент истерики не нужно разговаривать с ребенком. Не уговаривайте его, не ругайте, не кричите – все это будет неэффективно, и даже может стать стимулом к продолжению истерики. Но в то же время нельзя оставлять ребенка одного. Его отчаяние может усугубиться одиночеством. Будьте рядом, оставайтесь спокойными, постарайтесь переждать вспышку. После того, как пик страстей позади, возьмите ребенка на руки, пожалейте, успокойте. Часто малыши не могут самостоятельно выйти из последней стадии истерики, для того, чтобы прекратить плакать, им нужна помощь мамы – не отказывайте ребенку в ласке, даже если он неправ. Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка в момент истерики, а уж тем более шлепать. Эти меры только усугубят его состояние. К тому же, и крик и рукоприкладство являются способами проявления внимания, которого ребенок и добивается. Относитесь к истерикам спокойно, игнорируйте их, насколько это возможно. Но при этом не выходите из комнаты, а спокойно занимайтесь своими делами. Малыш очень быстро поймет, что его истерики не приносят ему желаемого внимания, а значит, незачем тратить на них свои силы.
Правила для родителей, желающих избежать истерики.
Ребенок постоянно учится управлять своим поведением, эмоциями и импульсами. Иногда способность сохранять самообладание утрачивается, что может привести к истерике. Психологи утверждают, что нет ни одного волшебного способа устранить истерику, но есть много приемов, которые могут помочь, и задача родителей найти тот прием или приемы, которые подходят именно их ребенку. Приручить истерику можно такими нехитрыми способами:
Игра «без правил».
- Убедитесь, что ребенок имеет достаточно свободного времени, во время которого он может играть, не заботясь о беспорядке вокруг, не отвлекаясь от игрового действия. Приберегите «строгие правила» для более серьезных случаев.
- Отвлеките малыша. Прежде, чем истерика набрала обороты, попытайтесь переключить внимание ребенка на какой-то интересный объект: пейзаж, игрушку, книжку. Это учит ребенка тому, что он может переключать энергию и переходить к другим занятиям, если ему этого хочется. Если же истерика уже началась – переключение внимания вряд ли поможет. Попробуйте пошутить. Если истерика на подходе, но еще не началась, попробуйте разрядить ситуацию юмором. Но будьте осторожны: малыш должен знать, что вы шутите, а не высмеиваете его. «Я знаю, что ты чувствуешь».
- Назовите эмоции, испытываемые ребенком: "я вижу, ты злишься” или "мне кажется, ты устала”. Стоит малышу научиться объяснять то, что он переживает, как главная причина капризов и истерик снимается сама собой. Своевременная помощь. Обычно разочарования могут подстерегать детей, если они берутся за дела и игры слишком сложные для их пока еще ограниченных способностей. Но тут могут вмешаться родители и облегчить своим чадам задачу, например, изменить траекторию машинки, чтобы она не врезалась в ножку кровати, помочь взобраться на детскую горку или открыть плотно закрытую крышку бутылки и т.п., правда, при этом не нужно пытаться все сделать за кроху, он должен быть уверен, что сам в состоянии справляться с трудностями и добиваться цели.
- Игнорируйте требования. Истерики на людях заставляют некоторых родителей пойти на поводу у маленького скандалиста и дать ему то, что он хочет. Но этот способ чреват тем, что ребенок может повторить истерику в следующий раз в похожей ситуации. Обсудите истерику. После того, как ребенок успокоился, поговорите с ним о том, что его так расстроило. Однако не заостряйте внимание на действиях во время вспышки гнева. Вместо этого, обнимите его, расскажите, как сильно вы его любите, и о том, как приятно вам находиться с ним рядом, когда он спокоен. Это помогает ребенку задуматься над тем, как его поведение действует на окружающих. Не нужно забывать, что состоянием, способствующим детской истерике, является усталость.
5 Старайтесь вовремя укладывать малыша и на дневной, и на ночной сон. Не допускайте переутомления. Если видите, что малыш уже утомился от подвижных игр, предложите ему почитать книжку, порисовать. Ребенок еще не умеет контролировать состояние усталости, и не может вовремя прекратить бегать и прыгать. Задача взрослых, следить за состоянием ребенка и не давать ему переутомляться. Период истерики начинается приблизительно с полутора лет и длится до четырех лет. Пиком капризности и упрямства считаются 2,5-3 года. Хотя мальчики упрямее девочек, девочки чаще капризничают. В кризисный период истерики могут случаться от пяти до двадцати раз в день, то есть почти по любому поводу. Помните, что истерики у детей – явление временное. И после четырех лет оно бесследно исчезает, так как ребенок уже в состоянии выразить свои чувства и эмоции. Поэтому наберитесь терпения и по мере взросления ребенка объясняйте, что истерика — бездейственный способ поведения.