Неудачные высказывания (наши автоматические реакции):
-  Приказы и команды.
- Предупреждения, предостережения и угрозы.
- Мораль, нравоучения и проповеди.
- Советы и готовые решения.
- Доказательства, логические выводы, нотации и лекции.
- Критика, выговоры и обвинения.
- Похвала.                                      
-  Обзывания и высмеивания.
-  Догадки и интерпретации.
- Выспрашивания, расследование.
- Сочувствие на словах, уговоры и увещевания.
-  Отшучивание и уход от разговора.
Часто родители спрашивают: «Что делать, если ребенок настойчиво требует невозможного, при этом плачет, или очень расстроен?»
Ответ: «Попробуйте его активно послушать. Ваши первые фразы, в которых он увидит участие, могут несколько смягчить обстановку. Вслед за этим попробуйте помечтать вместе с ним о невозможном.
Когда дети и родители мечтают вместе, ребенок знает, что взрослый слышит и разделяет его чувства.
 
 
«Как слушать ребенка»
Активно слушать ребенка- значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив (озвучить) его чувство.
-  Если вы хотите послушать ребенка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно, чтобы ваши и его глаза находились на одном уровне.
- Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме.
- Очень важно в беседе держать паузу (пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом).
Рекомендации:
В повседневном общении замечайте моменты различных переживаний ребенка: когда он расстроен, боится, не хочет, устал, увлечен, нетерпелив, рассержен, обижен, называйте их в вашем обращении к нему. Не забывайте о повествовательной (не вопросительной) форме ваших реплик и о паузе ваших ответов.

 

Зима – период повышенной заболеваемости ОРВИ и гриппом. Чтобы оградить себя от данных болезней, необходимо укреплять иммунитет. В этом помогут правильное питание, полноценный и здоровый сон и отдых, физическая активность, а также умение противостоять стрессам.

Что касается здорового отдыха, то нет ничего лучше, чем прогулка на свежем воздухе. Насыщенный кислородом и в меру ионизированный воздух оказывает благоприятное воздействие на человека и укрепляет его здоровье. Зимой в воздухе более высокая концентрация кислорода, и он более ионизирован. Повышенное содержание кислорода способствует улучшению кровообращения в организме, снижая тем самым риск развития различного рода заболеваний, в том числе и гриппа.

Кроме кислородного насыщения тканей, происходит полноценная физиологическая стимуляция организма в целом. Во время пешей прогулки органы человеческого тела совершают огромное количество синхронных действий, тем самым приучаясь к равномерным нагрузкам.

Систематическое воздействие более низких температур окружающей среды является своего рода закаливающим мероприятием, стимулирующим иммунную систему, а также способствующим повышению общей выносливости организма.

Прогулка на свежем воздухе – это отличный антидепрессант. Гуляя, можно насладиться красотой пейзажей, отвлечься от проблем. К тому же организм насыщается вышеупомянутыми отрицательными ионами, которые нельзя получить в достаточном количестве в закрытых помещениях. Их нехватка приводит к снижению сопротивляемости организма к воздействиям внешней среды и к хронической усталости.

Еще одно преимущество — прогулка улучшает внешний вид. Благодаря улучшению кровоснабжения на лице появляется здоровый румянец. За счет ускорения обмена веществ из организма выводятся шлаки и токсины. При ходьбе на свежем воздухе сжигаются калории. За час прогулки в среднем темпе можно потратить около 200 калорий.

Хорошее время для прогулки – утром или вечером перед сном. Начинать следует с 5- 10 минут. Идти спокойным шагом, дышать глубоко и равномерно. Постепенно можно увеличивать время прогулки и скорость. Оптимальная продолжительность – 45 минут. Лучше всего гулять в парке, так как там чистый воздух. Если рядом такого места нет, то старайтесь выбрать маршрут подальше от дорог: спортивные площадки, стадионы, дворы и т.д.

При этом следует тщательно выбирать одежду. Она должна быть удобной, теплой и легкой. Нужно, чтобы в одежде было не холодно, но и не жарко. Ну и конечно, важно, чтобы была удобная обувь. Нельзя, чтобы она натирала ноги, и они в ней мерзли. В холода выбирайте массивную обувь с рельефной подошвой, зимой хорошо подойдут валенки с войлоком.

Совершая ежедневные прогулки на свежем воздухе, вы улучшаете состояние здоровья и избавляетесь от стрессов.

В дальнейшем можно попробовать совершать прогулки в более быстром темпе. Нет ничего лучшего, чем пройти быстрым шагом 1–2 километра. Чем больше вы потратите времени на физическую активность на свежем воздухе, тем больше будут резервы нервной и иммунной системы, вы будете более уравновешены и освободитесь от нервных и эмоциональных проблем, а также укрепить иммунитет.

Когда у вас мрачное настроение, одолевает беспокойство и депрессия, идите быстро на свежий воздух и займитесь физическими упражнениями, иначе отрицательные эмоции задавят вас. Прогулки или занятие физкультурой прояснят ваши мысли и помогут увидеть ваши проблемы в перспективе. Любая форма деятельности на свежем воздухе создает личность.

При равномерном плавном дыхании с каждым вздохом дающий жизнь кислород проникает в кровь, а углекислый газ выводится. Поэтому мы должны дышать глубоко и правильно. Существует грудное и диафрагменное дыхание. Грудное – результат движения реберной части груди, особенно ее верхнего отдела. При вдохе грудная клетка расширяется (становится больше), а во время выдоха сжимается (становится меньше).

Диафрагменное дыхание, которое обычно называют брюшным дыханием, отличается по действию от брюшного дыхания тем, что при вдохе живот увеличивается (становится больше), а во время выдоха – сжимается (становится меньше). Нужно понять, что воздух не входит в брюшную полость при дыхании. Когда диафрагма поднимается – воздух выходит из легких (вдох). Когда диафрагма опускается, выходит из легких (выдох). Диафрагменными дыханием мы обычно дышим в детстве. Очень мало людей дышит таким способом, большинство пользуется грудным дыханием.

Как научиться диафрагменному дыханию: начинать заниматься диафрагменным дыханием надо дома, в положении лежа – это наиболее удобно. После достаточной практики в течение нескольких дней лежа, необходимо продолжить тренировки сидя или стоя.

Продолжать сознательные тренировки надо до тех пор, пока не будет полного контроля над дыханием и это не станет привычкой. Диафрагменное дыхание помогает во многих случаях избавиться от сердечных заболеваний. Медленное и глубокое диафрагменное дыхание – замечательный метод для успокоения и тренировки иммунитета. Когда вы его полностью освоите, полезно дышать таким способом во время прогулок – так вы принесете еще большую пользу здоровью.

 

Миф 1 «Развивающие игрушки тренируют ум». Многие родители понимают развитие ребенка как развитие интеллектуальное. В то время как для ребенка-дошкольника полноценное развитие связано, прежде всего, с эмоциональным благополучием, с развитием социального чувства. Действительное развитие ребенка происходит только тогда, когда ребенок делает что-то сам, по собственному желанию, а значит, - с интересом и удовольствием. Невозможно назвать развитым ребенка, который с большим или меньшим успехом, например, собирает пазлы, но не умеет общаться и не понимает смысл сказок. Развитие ума и интеллекта- задача следующего периода- школьного возраста. И происходит оно не в игре с игрушками, а совсем в другой деятельности, к которой у ребенка-дошкольника( за некоторым исключением) нет реальной мотивации.

Миф 2 «Развивающие игрушки современны и высокотехнологичны» Порой современным родителям кажется, что их детям не нужны куклы, звери и машинки. Эти игрушки, бывшие верными друзьями малышей полвека назад, сегодня безвозвратно устаревшие и не могут способствовать главной задаче- развитию. Сейчас детям нужны совершенно другие вещи, которых не было в годы детства их родителей. Они оснащены электронным, высокотехнологичным оборудованием, превращающим игрушки в небольших интерактивных роботов, очень похожих на настоящих зверей и детей. Такие игрушки удивляют, забавляют, кажутся современными. Однако их никак нельзя назвать развивающими. С игрушками, оснащенными техническими возможностями, ребенку не нужно играть: роботымладенцы и роботы-щенки не требуют ничего придумывать, не побуждают воображение.

Действия с такими игрушками стереотипны и однообразны: нужно лишь нажимать на определенные места и наблюдать, что скажет или сделает игрушка. Это только на первый взгляд кажется, что ребенок управляет игрушкой. На самом деле игрушка управляет им: навязывает ему действия и схемы поведения. А малыш не имеет возможности действовать самостоятельно: оживлять, додумывать, представлять. Ему остается быть пассивным наблюдателем. А это очень быстро надоедает, и игрушка оказывается заброшена в дальний угол. Ей на смену требуются все новые и новые роботы- с новыми «наворотами», что плохо соотносится с законами детской психологии. Главные качества детской игры- свобода действий , эмоциональная насыщенность, творческая активность и изобретательность. Им нет места рядом с технологическими зомби.

Часто слышишь, как ребёнок одобряемый взрослым заявляет, что умеет считать до 10, до 20. Начиная считать, он торопиться, пропускает числительные. Взрослые ему подсказывают, а ребёнок механически повторяет всё сказанное за ними. Встает вопрос: Действительно ли ребёнок умеет считать? Конечно, нет. Здесь на лицо механическое запоминание числительных, за которым нет главного понимания. Обучать дошкольников началам математики, безусловно, необходимо. Особенно остро встает этот вопрос сейчас, когда перед педагогами и психологами поставлена задача создать предпосылки для перехода на обучение детей с 6 летнего возраста. Дошкольника необходимо учить так, чтобы мир, окружающий его, становился понятней.

Родители призваны помочь ему в этом, показать существенные взаимозависимости, учить рассуждать, сравнивать, сопоставлять. Заметим, что большинство родителей, прежде всего, учат детей считать до 10, 20 и больше. Придется огорчить их. Чаще всего такие знания детей являются бесполезными, потому что ребёнок механически запомнил названия и порядок числительных, натренировался в так называемом отвлечённом счете. Как правило, при этом у детей отсутствует представление о числах.

Как же следует учить ребёнка считать? Как добиться, чтобы счёт для него был не набором слов, заученных в определённом порядке, а оставался бы на понимании смысла числа? Ещё в младшей группе ребёнок научился определять разное количество предметов словами «один» и «много». В возрасте от 4 до 5 лет программой детского сада предусмотрено обучение счёту до 5 на основе сравнения 2-х множеств. Так, например, имея однородные игрушки, можно показать детям, что мы имеем много зверюшек, но среди них 2 зайца меньше чем 3 медведя; 1 лисичка меньше чем 2 зайца. Есть много кукол. Предложите узнать: «Больше маленьких кукол или больших». Знакомство с каждым новым числом осуществляется на основе сравнения 2-х множеств. Вы ставите два ряда предметов так, чтобы каждый из них находился строго один под другим. Ребёнок, сравнивая количество предметов, без счета определяет, где их больше, а где их меньше. После этого вы называете новое числительное. Зелёных кубиков – 1, а красных кубиков – 2. 2 больше, чем 1, 1 – меньше, чем 2. Таким же способом познакомите ребёнка с числами 3, 4, 5.

Не забывайте: наша цель сформировать у ребёнка к началу школьного обучения понятие о числительных, о натуральном ряде чисел, а не просто научить считать. Для счёта надо брать предметы без отвлекающих деталей, предметы должны быть взаимосвязаны (ёлочки - грибы), (бабочки – цветы). Предметы должны быть знакомы детям: пуговицы, палочки и т.д., (без украшений). Покажите детям, что считать предметы удобнее правой рукой в направлении слева – направо, во время счёта каждое слово – числительное надо соотносить только к одному предмету (считаемые предметы не называют), показ воспитателя. Очень важно научить ребёнка понимать, что «три» в данном случае не к названию последнего предмета, а ко всей сосчитанной группе предметов. Нужно называть предметы, согласуя их наименование с числительным в роде, числе и падеже: «Здесь 2 кубика», «Всего 3 яблока», «На карточке 5 грибов». С начало называют числительное потом существительное. Когда ребёнок учиться считать предметы, он может их передвигать рукой. Затем можно перейти к счету без движения рукой – зрительно.

Для упражнений в счете можно брать разный наглядный материал: игрушки, позже – геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники). Упражнения нужно разнообразить, ставить разные задачи. Например: взрослый ставит на стол 2 матрёшки и 2 пирамидки. Спрашиваете: «Сколько здесь матрёшек? Сколько здесь пирамидок?» «Каких игрушек больше? Меньше? Как сделать, чтобы пирамидок стало больше? (делает) Сделай? Сколько стало пирамидок? Каких игрушек теперь меньше? Почему? Как сделать, чтобы игрушек опять стало поровну». Подобные упражнения можно провести с разными игрушками, на улице и с природным материалом: веточки, шишки, камешки, палочки и т.д.

Главное внимание уделяйте действиям детей, тому, как они отвечают на поставленные вами вопросы. Не торопите ребёнка и сами не спешите подсказывать. Пусть ребёнок развивает своё мышление, приучается к самостоятельности.

Покажите детям, что число не зависит от величины предметов (2 взрослых стула и 2 детских стула, 3 больших и 3 маленьких кукол). Дети нередко связывают количество предметов с их пространственным расположением, думают, что если какие – то вещи занимают много места, то их по количеству больше, чем тех, которые занимают мало места. Нужны такие упражнения, когда вы предлагаете ребёнку считать 2 группы предметов, по-разному их расставляйте.

Например: в верхнем ряду 3 ёлочки, далеко расположены друг от друга, а в нижнем ряду 4 грибка – близко расположены. Чего больше грибов или ёлочек? Как это можно узнать? Сосчитать, а можно и по-другому: поставить под каждую ёлочку один грибок и т. д. учите ребёнка отсчитывать или приносить указанное вами количество предметов: отсчитай 3 пуговицы, принести столько же кубиков, сколько я поставила на стол? Принеси столько же пирамидок, сколько ёлок я нарисовала? Полезно считать предметы на ощупь, с закрытыми глазами (сколько картофелин в миске? Сколько ягод мама положила в руку и т. д.).с удовольствием дети будут считать и звуки: Сколько раз хлопнула в ладоши? Сколько раз стукнула палочкой в барабан? Положи столько кубиков, сколько звуков услышишь? Надо считать вслух – 1, 2, 3.

Для закрепления количественных представлений детей поиграйте с ними в следующие игры:

  • «ЧТО БЫВАЕТ ПО 2?

Цель игры: упражнять детей в счёте до 2.

На стол положите 15 – 20 палочек. Взрослый и ребёнок поочерёдно называют те предметы, которые всегда бывают только по 2 (ботинки, чулки). За каждый правильный ответ играющий берёт со стола 2 палочки.

Правила игры:

  1. Если ответ неправильный – палочки брать нельзя.
  2. Выигранные палочки каждый играющий отсчитывает самостоятельно.
  3. Игра заканчивается, когда на столе не останется палочек, тогда играющие сравнивают приёмом приложения палочки и определяют победителя.

Игру можно упростить: называть предметы, которых может быть 2: огурцы, карандаши и т.д.

Усложнить: называть то, чего не бывает по 2: лапок у кошки, носов у человека, ножек у табурета.

Когда ребёнок познакомится с другими числами, моно провести аналогичные игры: «Что бывает по 3, по 4».

  • «ПОРУЧЕНИЕ»

Цель игры: упражнять детей в умении отсчитывать предметы по названному числу.

Взрослый называет знакомое ребёнку число, ребёнок приносит такое же количество игрушек. Затем число называет ребёнок, а поручение выполняет взрослый. Правильность выполнения задания проверяет тот, кто его дал. За каждое правильно выполненное поручение играющий получает фишку (мелкий предмет). После игры сравнивают количество набранных фишек и определяют победителя.

Правила игры:

  1. Число называют только один раз.
  2. Тот, кто неправильно выполнил поручение, выполняет его вторично. Взрослому нужно ошибаться, но не более, чем на единицу (принеси 5 предметов вместо 4).

Продолжайте учить детей различать и словесно обозначать величину предметов. Если ребёнок хорошо сравнивает по величине 2 предмета, упражняйте в сравнении по величине 3 предметов.

Главное внимание следует направлять на величину среднего предмета. Хорошо вам поможет сказка «Три медведя». Спросите у ребёнка: Кто самый большой? Кто самый маленький? А какая по величине Настасья Петровна? Предложить подобрать для них стулья, посуду. Покажите ребёнку 3 цветных карандаша разной длины. Спросите о среднем карандаше. Какой он по длине? (Средний) Длинный, короткий, короче, длиннее – знакомите с этими понятиями.

Сравните толщину книг в разных обложках. Ребёнку будет легче объяснить о какой книге идёт речь.

Учите ребёнка располагать предметы в порядке убывания их величины: большой, поменьше, самый маленький, затем в порядке возрастания. Для закрепления представлений детей о величине можно использовать лепку, рисование, аппликацию.

Примерные задания: вылепи три грибка разной величины, нарисуй высокое и низкое дерево, из кругов разного размера наклей пирамидку и т. д. поиграйте с детьми в следующие игры:

  • «МАГАЗИН»

Цель игры: упражнять детей в умении различать величину предметов, активно использовать в речи слова: длинный – короткий, низкий, широкий, узкий, большой – маленький.

Для игры подбираются игрушки и предметы разных размеров, например: большая и маленькая куклы, длинная и короткая ленты, широкая и узкая кроватки, высокая и низкая кастрюльки. Взрослый - продавец, ребёнок – покупатель. Чтобы купить игрушку, ребёнок должен назвать её величину: «Дайте, пожалуйста, длинную линейку», «Мне нужна высокая пирамидка» и т. д.

Основное правило игры: игрушка или вещь выдается покупателю только в том случае, если указана её величина.

  • «РАСТАВЬ ПО ПОРЯДКУ»

Цель игры: упражнять детей в умении расставлять предметы в порядке убывании или возрастания их величин.

На столе должно быть 10 – 15 предметов разной величины (кольца, пирамидки, матрёшки, бумажные кружки). По сигналу взрослый и ребёнок берет по одному предмету и раскладывает их по величине (от самого маленького до самого большого и наоборот ). О порядке расположения договариваются заранее. Выигрывает тот, кто, располагая предметы в ряд, сделал меньше ошибок и закончил свой ряд быстрее.

Правила игры:

  1. Брать в руку по одному предмету.
  2. Выбранный предмет нельзя класть обратно, но можно изменить его местоположения в своем ряду.

Дети уже знакомы с геометрическими фигурами: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Закрепляйте знания детей о форме в разных видах деятельности: предложите нарисовать квадратный платочек, прямоугольное полотенце, четырёхугольный и треугольный флажки. Учите детей правильно называть формы, которые используются при строительстве: куб, цилиндр, шар.