Когда нужно начинать профориентацию?

Чаще всего серьезно вопросом профориентации начинают задаваться, когда ребенку исполняется 14–15 лет. И это логично, потому что в данном возрасте у человека уже формируются некоторые представления о современном мире и профессиях в нём, а также о собственных интересах. Плюс подростковый возраст — время первых серьезных решений: уходить из школы после 9-го класса или же учиться до 11-го и начинать подготовку к вузу. Принятие этого решения может стать серьёзным стрессом для всей семьи.

Чтобы снизить тревогу, разумно будет начать процесс выбора пути заранее. Конечно, не нужно, чтобы ребёнок, идя в пятый класс, точно знал, кем он станет, когда вырастет: за годы и мир, и представления о нём могут сильно измениться. Но важно, чтобы он видел доступные ему сферы, мог получить доступ к инструментам для развития в них и подходил к окончанию девятого класса с набором вариантов.

С чего тогда начать? С профориентационного теста?

Конечно, тестов на профориентацию много, и вы можете найти их в интернете. Да, они не скажут ничего конкретного, но могут стать хорошим стартом. Лучше всего, если тест получится пройти вместе с психологом — подойдет и школьный, и частный специалист. Психолог поможет проанализировать результат, а это сделает выбор более точным.

Рекомендуем пройти тестирование на сайте Билет в будущее https://bvbinfo.ru/

Сайт позволяет так же посетить профессиональные пробы и получить рекомендации преподавателей по выбору профессии..

Когда нужно начинать профориентацию?

Чаще всего серьезно вопросом профориентации начинают задаваться, когда ребенку исполняется 14–15 лет. И это логично, потому что в данном возрасте у человека уже формируются некоторые представления о современном мире и профессиях в нём, а также о собственных интересах. Плюс подростковый возраст — время первых серьезных решений: уходить из школы после 9-го класса или же учиться до 11-го и начинать подготовку к вузу. Принятие этого решения может стать серьёзным стрессом для всей семьи.

Чтобы снизить тревогу, разумно будет начать процесс выбора пути заранее. Конечно, не нужно, чтобы ребёнок, идя в пятый класс, точно знал, кем он станет, когда вырастет: за годы и мир, и представления о нём могут сильно измениться. Но важно, чтобы он видел доступные ему сферы, мог получить доступ к инструментам для развития в них и подходил к окончанию девятого класса с набором вариантов.

С чего тогда начать? С профориентационного теста?

Конечно, тестов на профориентацию много, и вы можете найти их в интернете. Да, они не скажут ничего конкретного, но могут стать хорошим стартом. Лучше всего, если тест получится пройти вместе с психологом — подойдет и школьный, и частный специалист. Психолог поможет проанализировать результат, а это сделает выбор более точным.

Рекомендуем пройти тестирование на сайте Билет в будущее https://bvbinfo.ru/

Сайт позволяет так же посетить профессиональные пробы и получить рекомендации преподавателей по выбору профессии..

Важно:

Использовать вместо «страшилок» вроде «В парке опасно!», «Тебя могут похитить!», конкретные и понятные рекомендации типа: «Если кто-то подойдёт к тебе, то следует…», «Ты можешь обратиться за помощью…», «Есть такие люди, которые могут сделать вот так…».

Не перегружать информацией, особенно негативного характера. Дополнительную информацию добавлять, основываясь на реакции ребёнка на Ваши слова и его возможные вопросы.

Все оговорённые правила безопасности написать на отведённом специально для них листе и повесить дома на видном месте, или дать в уменьшенном варианте ребёнку с собой.

С возраста 5-6 лет ребёнок должен чётко знать своё имя и фамилию, адрес проживания. А также телефоны экстренной помощи, запомнить которые можно в любой игровой форме.

Хвалить ребёнка, давать ему достаточно поддержки и одобрения, обнимать. Существует доказанный факт: дети с низкой самооценкой – лёгкая добыча преступников.

Обучать навыкам личной безопасности соответственно возрасту ребёнка. В дошкольном возрасте – в игровой форме: проигрывание различных ситуаций, можно с игрушками или с помощью кукольных представлений, давая ребёнку возможность «поиграть» и за «нарушителя»; либо открытый диалог с использованием простых и понятных примеров (в том числе сказок и историй, детских телепередач, книг). Прекрасно иллюстрируют тему детской безопасности всем известные сказки: «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка» др.. В младшем школьном возрасте обучение навыкам личной безопасности лучше проводить в форме беседы с четкими и понятными инструкциями. Также есть и другие возможности: использовать вышеупомянутый «плакат с правилами»; рисовать ситуации с «правильным, безопасным» поведением. Полезен метод «ориентации на местности»: на улице обращайте внимание ребёнка на ситуации и места с точки зрения «правильного» восприятия и поведения. В старшем школьном возрасте на первый план выступает выстраивание и сохранение доверительного контакта с ребёнком, который является залогом его безопасности в этот период. Избегайте «авторитарной», указывающей позиции в обсуждении правил безопасности.

Топ - проблем детей.

Плохая успеваемость в школе. Сюда можно отнести трудности в понимании и запоминании учебного материала, невнимательность, отсутствие интереса к учебе, нежелание посещать занятия, прогулы уроков и пр.

Неуправляемое поведение. Это агрессивность, грубость, нежелание слушать родителей, обман, частые капризы. Таких детей часто называют «трудными».

Сложности в общении. Социальные проблемы детей – достаточно распространенное сегодня явление. Под этим понимают сложности с адаптацией в коллективе, замкнутость, нежелание общаться со сверстниками или неумение находить общий язык и пр.

Эмоциональная нестабильность. Иногда родители обращаются за профессиональным советом, когда ребенок начинает испытывать страхи, в том числе беспричинно, становится раздраженным, у него часто меняется настроение и т. д.

Советы

  1. Помогите ребенку осознать (определить) проблему или эмоцию, которая его беспокоит. Иногда дети расстраиваются и огорчаются, просто потому что не в состоянии понять, в чем их проблема. Помогите ребенку осознать проблему или эмоцию, которая его беспокоит. Скажите ему, что быть сердитым или грустным нормально, и научите его тому, как можно описать свое состояние подходящими словами. Научите ребенка разбивать проблему на части, которые будет легче понимать и анализировать.
  2. Не решайте проблемы за детей. Вам может быть проще решить проблему вашего ребенка и двигаться дальше. Но реальная проблема в том, что благодаря такому подходу ваш ребенок ничему не научится. Единственное, что он узнает, это то, что он зависит от вас. И как только зависимость станет привычкой, ребенок станет неспособным решать свои проблемы тогда, когда вас не окажется рядом.
  3. Определите возможные решения. После того, как проблема определена, можно переходить к поиску решения. Задавайте ребенку открытые вопросы, чтобы помочь ему найти возможное решение. Покажите ему, как мыслить гибко и свободно для того, чтобы научиться рассматривать проблему с различных точек зрения. Проведите «мозговой штурм» и поощряйте его выбирать как очевидные, так и неочевидные и нестандартные решения. Такой подход будет стимулировать как творческое, так и критическое мышление.
  4. Обсудите возможные решения. Помогите ребенку понять и подробно разобрать каждое решение и его последствия. Если у него была ссора с другом, попросите его детально разобраться в возможных решениях, необходимых для достижения примирения. Вы можете задавать наводящие вопросы для того, чтобы помочь ребенку найти большее количество решений.
  5. Выберите одно решение. Предложите ребенку выбрать один вариант решения проблемы из всех возможных. Самостоятельное принятие решения даст ему ощущение свободы и компетентности. Это также научит его брать на себя ответственность за свой выбор.
  6. Составьте план действий и следуйте ему. Помогите ребенку составить план действий, с помощью которого он будет решать актуальный конфликт. Поощряйте его выполнять каждый пункт данного плана. Обдумывание и планирование не имеют смысла, если они не приводят к соответствующим действиям.
  7. 7. Обдумайте и проанализируйте. Следование определенному плану может дать желаемые результаты, а может и не дать. Это часть роста, который никогда не прекращается. Но для того, чтобы такой рост действительно имел место, необходимо размышлять о своих ошибках и учиться благодаря им. Позволяйте вашему ребенку совершать ошибки и учиться на них. Если ему это удается, поощряйте его.
  8. Демонстрируйте уверенность. Дети ищут у вас моральной поддержки. Демонстрируя уверенность в их возможностях, независимо от того, удается им что-либо или нет, вы поможете им сформировать привычку никогда не сдаваться.
  9. Поощряйте свободу в играх ребенка. Структурированная деятельность действительно полезна ребенку, но игры без каких-либо ограничений являются ключом к его когнитивному развитию. Когда ребенок решает повседневные проблемы, такие как обрушение конструкции, которую он смастерил из кубиков, или столкновение идей с идеями приятелей на детской площадке, он развивает свою способность критически мыслить. Изучение того, как работают причинно-следственные связи, является неотъемлемой частью неструктурированных игр.
  10. 10. Для творчества и воображения не существует правил. Если ребенок хочет раскрасить слона в красный цвет, пусть слон будет красным. Дети не связаны реалиями этого мира. Их воображение позволяет им взглянуть на проблемы по-своему. Создайте атмосферу, в которой ребенок не будет слышать упреки или осуждение. Если дети будут бояться ошибиться, они никогда не будут пытаться что-либо делать.
  11. Будьте примером для подражания при решении проблем. Как и во всем другом, дети будут наблюдать за вашим поведением. Если вы будете впадать в стрессовое состояние, эмоционально реагировать или быстро сдаваться, то невольно научите ребенка неконструктивному отношению к проблемам. Действуйте мудро.
  12. Иногда ребенок может нуждаться в вашей помощи. Старайтесь всегда внимательно наблюдать за тем, как ваш ребенок относится к решению проблем в повседневной деятельности, будь то игра с любимым конструктором или совместные игры на детской площадке. Если ваш ребенок кажется слишком расстроенным или готов все бросить, вмешайтесь в ситуацию с минимальным количеством помощи, чтобы помочь ему не сдаться.
  13. Научите ребенка эмпатии. Мы не одни в этом мире, и поэтому наши проблемы, как правило, являются результатом взаимодействия с другими людьми. Эмпатия имеет большое значение для эффективного решения проблем. Объясните ребенку, что он должен научиться искренно сопереживать другим людям, а также учитывать их чувства и взгляды при принятии решений. Обрести эмпатию не просто, но она непременно придет с последовательными усилиями.
  14. Поощряйте усилия. Детям необходимо знать, что их усилия и решения оцениваются соответствующим образом. Поощряйте их усилия, чтобы они чувствовали себя мотивированными для того, чтобы работать над решением проблем и чтобы такая работа вошла в привычку. Не говорите «Отличная работа», а скажите «Ты хорошо придумал закрепить меч на бедрах с помощью ремня!». Это покажет ребенку, что вы заметили его находку, и подтвердит эффективность найденного им решения.

Советы родителям

  1. Планируйте бюджет вместе с подростком

Основа для обучения ребенка тратам — это карманные деньги. У подростка должны быть личные средства, которые он регулярно получает от родителей.

Лучше всего выделять ему деньги раз или два раза в месяц в зависимости от дней выплаты вашей зарплаты: так вы сможете распланировать не только бюджет ребенка, но и свой собственный. Не забывайте, что карманные деньги — это не средство поощрения или наказания за оценки и поведение.

  1. Научите анализировать траты

Попробуйте проследить, сколько денег вы тратите на импульсивные покупки вместо того, чтобы купить что-то существенное, как часто вы покупаете продукты «с запасом», которые потом портятся и идут на выброс. Не бойтесь рассказать об этом ребенку, посмотрите вместе, какие именно вещи и продукты были куплены необдуманно, и посчитайте, сколько денег вы на них потратили.

При этом следить за бюджетом — это привычка, для которой нужен инструмент. Самый удобный вариант — мобильное приложение, где можно посмотреть траты к концу месяца. Заходить туда перед каждой покупкой быстро надоест, поэтому нужно взять за правило открывать его раз в неделю для контроля, например.

  1. Учите ставить цели

Помогите подростку вместо абстрактной цели «хочу накопить за полгода много денег» поставить конкретную задачу: «отложить 50 тыс. рублей для покупки приставки». Далее посчитайте бюджет и определите количество времени, которое потребуется для ее осуществления.

Не забудьте, что на покупку нужно заложить средства с небольшим запасом, так как продукты и вещи имеют свойство расти в цене. Если вы в ближайшем будущем собираетесь совершить крупную покупку, например, машину или недвижимость, то вовлеките ребенка в процесс.

Покажите ему на собственном примере, что ставить цель «купить машину за 1,5 миллиона» при условной заработной плате в 80 тыс. бессмысленно. Целесообразнее ориентироваться на более дешевый сегмент и спрогнозировать рост цен по рынку.

Если средств все равно не хватает, то можно взять кредит — это нормальная практика. Главное — рассчитывать свой бюджет и не просрочивать платежи.

  1. Поддержите ребенка в поисках подработки

По нашему законодательству вступать в трудовые отношения имеют право молодые люди, достигшие 16 лет, а в некоторых случаях и те, кто не достиг указанного возраста (ч. 3 ст. 20 ТК РФ). Окажите ребенку помощь в поиске подработки.

Если он чем-то увлекается: например, проходит курсы программирования, посещает художественную школу, интересуется фото/видеосъемкой и монтажом, — расскажите ему про специальные сайты, на которых можно выполнять задания за оплату.

Работа научит подростка осознанно относиться к деньгам, ставить цели и планировать покупки, основываясь на своих доходах. Это не значит, что вы должны перестать оплачивать транспорт и школьные обеды ребенку: не стоит возлагать на него такую ответственность.

А вот показать, что на реальные цели, вроде новых кроссовок или наушников, можно заработать, будет полезным. К тому же дети бережнее относятся к вещам, на которые потратили собственные заработанные деньги.

  1. Доверьте ребенку внушительную сумму денег

Позвольте вашему ребенку самостоятельно спланировать бюджет для праздника с друзьями: например, его день рождения в парке развлечений.

Превратите планирование в увлекательное занятие: предложите составить статьи затрат, определите примерный бюджет на одного человека, рассчитайте среднюю стоимость аттракционов и чека в кафе, 10% заложите на непредвиденные расходы.

Полученную сумму выдайте подростку на руки. Так он будет чувствовать не только ответственность за свое мероприятие, но и то, что вы ему доверяете. Если после празднования дня рождения у него останутся средства, то не просите вернуть их обратно, а предложите, например, отложить на сберегательный счет.