Сформированность нравственных качеств личности – это одна из основных сторон готовности детей к школе. В свете этой проблемы главным в нравственной готовности можно считать отношение ребёнка к школьным обязанностям, к одноклассникам и к будущему учителю. Взрослые должны дать ребёнку понять, что его успехам все будут радоваться. Родители могут поделиться с дошкольником собственными воспоминаниями о школе, прочитать ему истории из школьной жизни.

В разных обстоятельствах необходимо подчёркивать готовность ребёнка к обучению, оценивать его поведение и высказывания.

В школе ребёнок учиться в коллективе, если он будет подготовлен к такому уровню общения, которое доставляет ему удовлетворение, то он будет ждать встречи с учителем и друзьями. Ребёнок должен уметь налаживать с ними контакты, принимать мнение коллектива, действовать в его интересах.

Дети дошкольного возраста хотят быть в компании сверстников, однако не всегда могут вести себя дружелюбно. Родителям надо следить за тем, чтобы дети уступали друг другу, спокойно разрешали споры, не были эгоистичны, не старались защищать только свои интересы, достаточно критически относились к собственным результатам, не требовали чрезмерного внимания к себе со стороны всех членов семьи, были чутки и приветливы.

Успехи ребёнка в школе в значительной степени зависят от развития его воли; умения терпеливо преодолевать трудности, не бросать дело незаконченным, от способности внутренне мобилизовываться, сосредотачиваться на одной деятельности. Если ученику присущи эти качества, он сможет достигать намеченных целей, будет самостоятельно выполнять свои школьные обязанности.

Нравственным нормам детей учат взрослые путём разъяснений и примеров, с которыми ребята сталкиваются в повседневной жизни. Очень эффективным средством в этом вопросе является художественная литература (особенно сказки), а также другие виды искусства. Сказки помогают детям отличить добро от зла, справедливость от несправедливости.

Ребёнок должен не только знать нормы морали, но и придерживаться их в повседневной жизни. Как ребёнок руководствуется ими в своём отношении к окружающим, в большой степени зависит от последовательности требований взрослого.

Важной предпосылкой успешного пребывания в школе является дисциплинированность. В школе учащиеся должны подчиняться определённым правилам и порядку, уметь внимательно выслушивать поручения взрослого, придерживаться определённых организационных требований!

У первоклассника плохой почерк. С чем это связано и как этого избежать?

Письмо — сложный координационный навык, требующий, слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма — длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к 6—7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к этому возрасту ребенок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков (в том числе и навыка письма), а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Изменение неправильно сформированного двигательного навыка требует много сил и времени как от ребенка, так и от родителей. Это не только осложняет обучение письму, но и, что особенно нежелательно, создает дополнительную нагрузку на центральную нервную систему ребенка на первом году обучения в школе.

Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться задолго до поступления в школу.

Огромная, если не ведущая роль в выполнении этой задачи принадлежит семье — ведь формирование данного навыка обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые воздействуют на ребенка вне стен дошкольного учреждения. Кроме того, успешность работы по формированию этого навыка зависит от ее систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии дошкольного учреждения и семьи.

Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного, опора — на мизинец и ребро ладони; кисть сжата таким образом, что мизинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца — примерно 1,5—2,5 см. Верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях — это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.

Неправильный двигательный навык в обращении с пишущими предметами (карандаш, ручка, фломастер) ярко проявляется в рисовании или при попытке изобразить на листе бумаги фигуры типа букв. (В дальнейшем мы будем называть его неправильным навыком письма.)

Все частные случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов:

  • неправильное положение пальцев: например, ребенок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой»; рука сжата в кулак; большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендикулярно к нему; ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце и др.;
  • неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета: ребенок держит ручку слишком близко (или слишком далеко) к нижнему кончику;
  • неправильное положение руки: кисть вывернута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя; кисть при письме или рисовании зависает над столом; зависает локоть; зависают локоть кисть и др.;
  • неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы; локоть фиксирован на месте и др.;
  • слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при письме или рисовании;
  • неправильное положение тела: ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону; подкладывает под себя ногу; приподнимается co стула и др.

Возможны различные варианты неправильного двигательного навыка при письме, а также их сочетание. В результате на листе получаются неровные, извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линий.

Обнаружить у дошкольника неправильный навык работы с пишущим предметом можно не только наблюдая за «его изобразительной деятельностью, но в некоторых случаях при помощи специальных заданий. Провести такой контроль желательно не позднее четырехлетнего возраста, чтобы иметь достаточный запас времени для исправления неправильно сформированного навыка перед поступлением в школу.

Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании. Такие виды изобразительной деятельности, как рисование и закрашивание, вырабатывают пространственную ориентацию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев. Достигая тех же целей' при помощи поворачивания листа, ребенок лишает себя тренировки пальцев и руки, необходимой в дальнейшем для овладения письмом.

Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как правило, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток хорошо выявляется при попытке ребенка нарисовать одним движением окружность диаметром примерно 3 см (по образцу). Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра, или будет рисовать эту фигуру в несколько приемов, периодически передвигая руку.

Для того чтобы правильно и своевременно воздействовать на навык письма, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навыка.

Одним из таких факторов является недостаточный опыт работы за столом и отсутствие представления о том, как надо правильно держать карандаш или ручку. Речь идет о недостаточном опыте изобразительной деятельности, когда неправильный навык обращения с пишущим предметом и неправильная поза еще не закрепились.

Основной формой исправления неправильно сформированного навыка и одновременно необходимым профилактическим приемом является систематический контроль взрослого за изобразительной деятельностью дошкольника. Показав ребенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по необходимости поправлять его. Дети 6—7 лет вполне способны сами контролировать эти действия. Переделка неправильно сформированного двигательного стереотипа довольно трудна для ребенка, новая, правильная поза пальцев или посадки за столом сначала ему неудобна, поэтому взрослые должны проявить настойчивость и терпение. Совершенно исключено принуждение и излишне длительные (свыше 20 мин для шестилетних детей) занятия.

Чтобы ускорить процесс исправления неправильно сформированного навыка и облегчить его для ребенка, при некоторых видах неправильного навыка можно использовать несколько несложных приемов.

Если, у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно так же, если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше — во втором случае).

Когда имеет место жесткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение (а затем и рисование) крупных фигур, размером примерно в одну треть листа, без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы для раскрашивания.

Для развития тонкой ручной координации важно, чтобы ребенок систематически занимался разнообразными видами ручной деятельности. Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узоров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для девочек (а возможно, и для мальчиков) полезным и увлекательным занятием является рукоделие: шитье, вышивание, вязание, макраме.

Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания: к старшему дошкольному возрасту у ребенка не. должно быть затруднений в застегивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др. Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке помещения и т. п. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев руки. Несколько чаще, чем у их здоровых сверстников, неправильный навык письма встречается у детей, часто и длительно болеющих простудными заболеваниями. Причина заключается как в общей ослабленности их организма, так и в частых пропусках посещения дошкольного учреждения, где они могли бы получить достаточный опыт изобразительной деятельности.

Наиболее часто отклонения в формировании навыка письма связаны с тем, что при выполнении мелких движений ребенок плохо владеет руками, особенно пальцами, т. е. у него недостаточно развита ручная умелость. Как правило, эти дети затрудняются не только в рисовании и письме, но и в лепке, конструировании, аппликации, неловки в самообслуживании (например, долго застегивают пуговицы, неловко завязывают шнурки, часто роняют посуду, накрывая на стол). Среди этих детей значительную часть составляют возбудимые, излишне подвижные дети. У них чаще, чем у их сверстников, можно наблюдать при письме и рисовании неправильное положение пальцев, всей руки, тела. Как правило, это дети, родившиеся от неблагополучно протекавшей беременности, имевшие родовые травмы, серьезные заболевания на первом году жизни. Из-за особенностей состояния их нервной системы у них труднее и длительнее вырабатываются и закрепляются двигательные навыки, особенно в области тонких движений, а уже выработанные труднее поддаются переделке.

Нередки случаи, когда ручная умелость недостаточно развита у дошкольников с вполне благополучной историей рождения и развития. Это случается, когда на протяжении дошкольного детства взрослые не придают значения правильной организации жизни ребенка, созданию условий, способствующих наиболее полному и своевременному развитию движений.

Исправление неправильно сформированного навыка письма включает целый комплекс мер, направленных как на изменение конкретных видов неправильного навыка, так и на укрепление здоровья ребенка и развитие его ручной умелости. Фактически речь идет об организации всей жизни ребенка таким образом, чтобы в его повседневной деятельности развивались точность движений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т. е. качества, которые позже будут необходимы для успешного обучения письму.

Забота близких о здоровье ребенка имеет огромное значение для правильного и своевременного развития движений руки. Проведение закаливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помещения, где ребенок проводит большую часть времени, соблюдение режима сна и бодрствования способствуют укреплению здоровья ребенка, являются Действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая прочно и быстро усваивать новые умения и навыки.

Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хватательных движениях и развивающие силу кисти.

Замечено, что дети, занимающиеся на домашнем министадионе, увереннее владеют карандашом и ручкой, чем их сверстники, не увлекающиеся такими упражнениями. Лазанье, переходы со снаряда на снаряд, раскачивание на лиане, занятия на трапеции и т. д. способствуют развитию точности движений рук, учат дозировать усилия. Конечно, далеко не у каждого ребенка есть возможность поиграть на министадионе, но для той же цели можно успешно использовать спортивные снаряды детских площадок по месту жительства:

Систематические занятия физическими упражнениями повышают сбалансированность нервных процессов, благотворно влияют на эмоциональное состояние. Особенно полезны эти занятия возбудимым детям. Их близким можно посоветовать, когда ребенку исполнится 5 лет, получить у врача консультацию, каким видом спорта ему лучше заниматься дополнительно к занятиям, развивающим координацию руки. Это могут быть оздоровительный бег и плавание, детский теннис и бадминтон, хореография и др.

Большим подспорьем в работе родителей является тесный контакт с воспитателем дошкольного учреждения, которое посещает ребенок. Здесь родители узнают, какие недочеты и ошибки есть у дошкольника в различных видах ручной деятельности, а также получают квалифицированный совет по методике занятий лепкой, рисованием, аппликацией и др. Обнаружив у ребенка неправильный навык письма, следует обратить на этот факт внимание воспитателя. Это обеспечит преемственность контроля за формированием правильного двигательного навыка в семье и дошкольном учреждении и поможет быстрее достичь желаемых результатов.

НАЙТИ
 
 
 

В нстоящее время уже никого не удивляет, что будущие первоклассники, записываясь в школу, проходят собеседование, похожее скорее на конкурсный экзамен в вуз.

По словам известного психолога Ш.А. Амонашвили, «детство должно быть умным». Трудно с этим не согласиться. Обеспечить ребенку умное детство - это совсем не значит "посадить" его за парту и учить тому, чему учат в начальной школе: чтению, математике, иностранному языку, рисованию». Исследования психологов показывают, что период дошкольного детства - это период его особой чувствительности к реальным воздействиям мира, проявление интереса к тому, что его окружает. Не случайно в этом возрасте ребенок задает много вопросов и сам пытается дать на них ответы.

Именно в дошкольном возрасте активно развиваются все психические процессы, проявляются тонкие переживания, рождаются новые высшие чувства (нравственные, интеллектуальные), складываются интересы, развиваются способности, закладываются основы характера. Необходимо помнить, что чем выше темпы развития ребенка, тем легче можно навредить его физическому и психическому здоровью.

Американский психолог Б. Блум установил, что чем младше ребенок, тем сильнее влияет на него среда. Ученый предполагает, что у детей к четырем голам сформировано 50 процентов интеллекта. И если в раннем детстве не стимулировать умственное развитие ребенка, потом наверстать упущенное практически невозможно. Уже в пять лет трудно компенсировать утраченные в раннем возрасте возможности интеллектуального развития.

В свое время известный педагог Мария Монтессори определила, что наиболее благоприятный период для обучения чтению - 4-5 лет. Навыки письма легче усваиваются в 3.5 - 4 года, чем в 6-7 лет, когда обычно начинают учить писать детей в школе. Японский музыкальный педагог Судзуки рекомендует начинать учить игре на скрипке с 2,5 лет. Но заметим, что самое главное - обучать дошкольников только в игровой форме. Игра для дошкольника – зона актуального развития, это то, что он умеет делать сейчас и самостоятельно. Учебная деятельность для дошкольника - зона ближайшего развития, ребенку еще предстоит овладеть этим видом деятельности, а взрослый может стать ему помощником.

Дошкольнику просто необходимо много играть самому, со сверстниками, со взрослыми в игры по правилам, сюжетно-ролевые игры. Но приходится констатировать, что современные дети играют значительно меньше, чем их сверстники в прежние времена.

Так. по данным наших исследований, во многих дошкольных учреждениях города игра в распорядке дня занимает не больше 10 минут. И еще один значимый момент: игра часто не достигает высшего уровня развития, что сказывается и на общем развитии детей.

У многих родителей существуют стереотипы, что если ребенка рано научить читать, считать, то он обязательно вырастет вундеркиндом. Поверьте, это не так. Такой дошкольник может стать обычным середнячком, потому что готовность к школьному обучению складывается из многих компонентов. В первую очередь важно наличие познавательной мотивации, а это интерес к знаниям, желание учиться, умение принимать школьные задания, то есть выделять в учебных заданиях не внешнюю (сюжетную или игровую) форму, а то, чему нужно научиться.

Во вторую очередь у ребенка должна быть сформирована потребность в общении со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детских групп, умение слушать и выполнять требования взрослых.

Родители недостаточно заботятся об эмоциональной готовности к школе: формирование способности анализировать свои идеи, сознательно подчинять свое поведение правилу, ориентироваться на заданную систему требований.

Ядром подготовки к школе является формирование интеллектуальной готовности: это богатый словарный запас, умение свободно выражать своп мысли, способность устанавливать связи между явлениями и событиями Например, надо уметь объяснить, почему снег бывает зимой, а летом его нет. Многие дети, поступая в школу, не умеют устанавливать причинно-следственные связи, не имеют сформулированного представления о числе, звуке, цвете.

Каждый возраст приносит что-то новое в физический, психический и социальный облик ребенка. Названные выше компоненты готовности дошкольника к выполнению нового вида деятельности обеспечат успешный старт школьной жизни.

 

Осуществление постепенного перехода к обучению в школе детей с шестилетнего возраста выдвигает перед детским садом ответственную задачу — обеспечить готовность каждого ребенка к успешному овладению программой первого класса.

Занятия по изобразительной деятельности мы рассматриваем не только как средство художественно-творческого развития дошкольников, но и как важный путь их умственного, нравственного, трудового воспитания, формирования движений руки, которые определяют подготовку детей к овладению письмом. Большое значение имеет рисование, так как оно тесно взаимосвязано с письмом и включает в себя много общих моментов: в процессе рисования и письма формируется учебная поза ребенка, он овладевает графическими умениями, учится точно соизмерять движения руки, подчинять их зрительному контролю, регулировать движения руки в соответствии со словом воспитателя (учителя). В ходе усвоения рисования и письма происходит правильное взаимодействие между восприятием предмета (рисование), знака (письмо) и его изображением, начертанием, регулируются усилия руки при нажиме.

Но наряду с общими моментами есть, конечно, и различия. Они прежде всего выражаются в пространственном расположении букв, слов в письме и изображений в рисунке. Так, если написание букв, слов, предложений ограничено единицей пространства (клетки, строки, линии), то в рисовании лист бумаги используется шире и свободнее. Хотя и в рисовании надо придерживаться определенного порядка (предметы располагают в нижней, верхней части листа, в середине и т. д.).

При обучении рисованию и письму специфичны и положения руки, карандаша, тетради (листа бумаги), приемов проведения линий. Эти особенности можно представить так.

РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ РУКИ ПРИ РИСОВАНИИ И ПИСЬМЕ

Специфика положения руки, бумаги, карандаша при рисовании

  • Локоть и кисть правой руки находится на весу
  • Кисть повернута боком или книзу. Положение не фиксировано
  • Пальцы сравнительно далеко от отточенного конца карандаша
  • Бумага лежит пряно, ровно от края стола
  • Линии ведут ровно вверх и вниз, можно туда и обратно
  • Более широкий размах руки в сочетании с ограниченными движениями

Характер движении руки, положения тетради, карандаша при письме

  • Локоть и кисть правой руки лежат на столе
  • Кисть повернута книзу с опорой на мизинец
  • Пальцы довольно близко к отточенному концу карандаша
  • Тетрадь лежит с наклоном, угол направлен в середину груди
  • Линии ведут вниз с нажимом, вверх без нажина, обратно движение не проводится
  • Движения руки строго ограничены

Учет приведенных особенностей в обучении рисованию поможет воспитателю детского сада организовать работу с детьми по подготовке руки к письму, дифференцированно рассматривать развитие движений руки, регуляции размаха и т. д. Это важно потому, что на первоначальном этапе обучения детей прежде всего затрудняет техника письма (умение правильно и четко изобразить письменные знаки). Дети должны учиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. Для них важны такие качества движении, как координированность, точность, гибкость, ритмичность. А это связано с развитием произвольного внимания, наблюдательности, целеустремленности.

Усвоение навыка письма является сложным и длительным процессом. Ведь детям надо одновременно освоить графические, орфографические и стилистические навыки. Каждый из них требует от ребенка значительных усилий. И в этом ему необходимо помочь.

Затем внимание детей направляется на орфографию и стилистику письма. Поэтому еще в дошкольном возрасте им надо усвоить необходимые движения руки при овладении графическими умениями на занятиях по рисованию.

Известно, что развитие движений руки, повышение ее чувствительности, гибкости происходит в процессе длительной и систематической тренировки. В ходе упражнений дети должны научиться не напрягать руки и пальцы, держать карандаш, кисть или фломастер свободно, легко производить ими движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их. Например, для формирования навыка равномерного движения руки под контролем зрения хорошо использовать упражнения в штриховке (накладывать штрихи контура изображения, регулируя силу нажима на карандаш или фломастер). При закрашивании же красками используют лишь одно направление линий: сверху вниз или слева направо в равномерном, ритмичном повторении.

Также можно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы (круг, квадрат, прямоугольник и т. д.). Эти упражнения должны выполняться в занимательной форме, быть интересны по содержанию, например декоративные рисунки. Воспитателю уместно учитывать тягу дошкольников к узорной деятельности, привлекающей их ритмом движения, возможностью шире и свободнее применять яркие цвета, оттенки, многообразные их комбинации друг с другом, неоднократно повторять и чередовать элементы орнамента, украшать ими различные предметы.

Дошкольники легко улавливают структуру узора и саму специфику орнаментальной деятельности, которая ставит их перед необходимостью соблюдать такие условия, которые связаны с решением изобразительной задачи: красиво, четко передать очертание элемента украшения, повторить его определенное количество раз в зависимости от построения орнамента на той или иной поверхности, расположить части узора через равные промежутки, чтобы уравновесить элементы друг с другом в отношении цветового и композиционного решения. Таким образом, декоративная деятельность выступает как основное средство развития глазомерной функции ребенка, точности в передаче формы, величины, пространственного положения и формирования графических навыков, что так важно при овладении навыками письма.

В результате упражнений в рисовании узоров движения руки детей становятся более уверенными, плавными, целенаправленными. Воспитателю необходимо научить ребенка не напрягать руку и пальцы при рисовании, дифференцировать силу нажима в работе с карандашами, красками н фломастерами, четко передавать конфигурацию элементов узора, отображать ритм, симметрию расположения украшения, аккуратно и тщательно использовать изобразительный материал.

В орнаментальной деятельности дети практически познают приемы расположения элементов на плоскости (сверху, снизу, справа, слева, между, над, под, посередине, с краю и т. д.), учатся правильно определять направление линий и движений руки (сверху вниз, слева направо, прямо, наклонно, посередине), знакомятся с протяженностями (длина, ширина, высота), овладевают умением измерять на глаз (большой, маленький, одинаковые, равные, половина и др.).

Декоративное рисование является важным средством развития воображения, творческой активности, изобретательности ребенка, его инициативности. Поэтому воспитатель должен предоставлять ему возможность самостоятельно подбирать цвета и их сочетания, находить и использовать в узорах новые композиционные решения на основе творческого применения образцов народного орнаментального искусства. При их отборе надо учитывать доступность техники изображения возможностям детей, степень выразительности, привлекательности узоров для дошкольников в яркости цветовых сочетаний, четком композиционном строе, чередовании элементов по величине, форме и т. д.

Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок начинает передавать в рисунке элементы узорного изображения, что можно проследить в ритме мазков, линий, штрихов, точек, использовании ярких цветов и их сочетаний. Именно в этом возрасте у детей происходит интенсивный процесс формирования движений руки, овладения техникой рисования, умения создавать простые графические образы, равномерно заполнять ими пространство листа бумаги.

В основе графических образов в детских рисунках лежат линии разного направления. Дети учатся изображать вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, воплощаемые в виде «дорожек», «ленточек», «ниточек», «проводов», «столбиков» и т. д. Сочетание этих линий между собой по направлению, окраске, толщине позволяет нарисовать «клетку», «заборчик», «лесенку», «елочку», «дерево». К закруглению линий, замыканию их в форме круга детей следует подводить постепенно в процессе рисования «баранки», «бублика», «обруча», «воздушного шара», карандашами и красками, изменяя величину предметов (большие и маленькие), цветовые сочетания.

Рисование прямоугольных форм дается путем сочетания пары вертикальных и горизонтальных полос, проводимых на определенном расстоянии друг от друга. Здесь подходят такие задания, как «кайма для платочка», «рама для картины», «зеркало», «окно», «флажок». Получаемое пространство внутри прямоугольника дети могут заполнить какими-то изображениями. Например, в плоскость рамы может быть вписана «картина», на «окне» поместить колобка или показать, как «светит солнышко в окошко». Таким образом, происходит развитие замысла младших дошкольников, активизируется их небольшой опыт, начинает формироваться самостоятельность.

К концу учебного года дети учатся изображать более сложные предметы приемами сочетания округлых, прямоугольных форм, линий разного направления («тележка», «вагончик», «скворечник», «неваляшка», «матрешка», «цветок», «жук» и др.).

В процессе создания этих рисунков воспитатель учит ребенка удерживать направление линий, вести их неотрывно по прямой, слева направо, сверху вниз, по косой вверх и вниз, по кругу. Эти движения повторяются несколько раз на определенном расстоянии друг от друга в соответствии с формой, строением предмета и расположением его на поверхности листа бумаги.

Чтобы сохранять интерес детей к содержанию занятий по рисованию, необходимо давать им разнообразный материал, изменять цвет, величину предметов, постепенно усложняя задание. Это способствует совершенствованию техники, а значит, повышает качество рисунков, черты выразительности их образов. Воспитателю важно правильно подобрать материал, его цвет, предусмотреть возможность ярких сочетаний фона и красок, карандашей или фломастера. Так, «ниточки», «колечки», «клубочки» выразительно получаются при рисовании карандашами или фломастерами, так как они тонкие, длинные, разноцветные и т. д. А «ленточки», «столбики», «бублики», «комочки снега» должны быть более широкими, толстыми, а это можно передать в рисовании красками, варьируя в каждом случае их окраску, количество, величину, расположение на листе бумаги.

В средней группе декоративное рисование выделяется как специфический вид занятия, основанный на ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством — с расписной глиняной игрушкой (филимоновская, дымковская, каргопольская), художественной керамической посудой, народными вышивками, кружевом, ткаными изделиями (салфетки, полотенца, декоративные ткани, ковры). В их орнаментации часто используются простые по форме, плоскостные и яркие по своей трактовке геометрические элементы, состоящие из красочных полос, клеток, точек, дуг, мазков в разных комбинациях друг с другом, что соответствует программе обучения рисованию детей пятого года жизни.

Красочно украшенные предметы дошкольники сразу выделяют, легко воспринимают в них ритмически построенные элементы, запоминают очертания, композиционный строй, цветовые сочетания и с большим интересом воспроизводят в своих узорах их многообразные варианты.

Из многочисленных образцов народной росписи, вышивок, ткачества (подходят мотивы русских, украинских, белорусских, прибалтийских и других орнаментов) воспитатель должен отобрать наиболее простые по средствам изображения и интересные для детей узорные задания с постепенно усложняющимся содержанием. Это обеспечит усвоение детьми программных требований, развитие изобразительных способностей каждого ребенка.

На занятиях по декоративному рисованию воспитатель обращает внимание на качество выполнения узоров, их красоту. Поэтому полоски в виде каймы платка или коврика должны быть ровными (для этого их надо проводить неотрывно слева направо или сверху вниз плавным движением руки), штрихи, точки, мазки, дуги — ритмически повторяющимися, чередующимися по окраске или между собой. Наиболее эффективно они смотрятся на бумаге, вырезанной в форме полотенца (прямоугольник), блюдца (круг), салфетки (квадрат) и т.д.. Узоры в них вписывают по углам, по кайме, по окружности с фиксированной серединой, по противоположным концам прямоугольника-полотенца, что дает возможность применять бесконечные варианты украшений не только по композиционному принципу орнаментации, но и по цвету, комбинациям элементов. Это требует проявления выдумки, организации поиска наиболее красочных предметов составления узора.

Так в занимательной, увлекательной форме происходит упражнение руки детей в изображении элементов разного содержания, направления, их расположения в определенном порядке (по прямой, по окружности, в середине, по углам, сторонам и т.д.).

При анализе детских узоров следует учитывать четкость передачи формы элементов; правильное и разнообразное построение узоров, использование в них ритма, симметрии, чередования двух или более элементов: красочность орнаментов, применение в них разных приемов сочетаний цветов; технический уровень исполнения.

Большое значение имеет слово воспитателя, убедительность его характеристики работ, выполненных детьми. Здесь следует использовать такие эпитеты, как «легкий», «нежный», «ажурный», «сочный», «яркий», «праздничный» и т. д. Это направляет внимание ребенка на выделение черт выразительности декоративных рисунков, качество их исполнения.

Таким образом, в процессе узорной деятельности происходит интенсивное развитие движений руки ребенка, кисти, пальцев, глазомера, дети усваивают порядок начертания элементов, фигур равномерными движениями. Эти фигуры даже отдаленно не напоминают те или иные буквы. Но задача подобных занятий-упражнений заключается не в обучении детей написанию письменных знаков (это задача школы), а в подготовке детей к письму, к развитию руки как аппарата письма.

Почему это имеет такое важное значение? Это связано прежде всего с тем, что основные трудности, которые испытывает ребенок в освоении графических навыков, заключаются именно в его неумении управлять движениями пишущей руки, так как движения каждой части руки (пальцы, кисть, предплечье и плечо) еще недостаточно координировании. Это мешает решать графические задачи, успевать за быстрой сменяемостью и своеобразием начертания каждого письменного знака. Сложность еще усугубляется тем, что каждую букву надо разместить в ограниченном пространстве, в определенном порядке (в клетках, за пределами строк в верхнем и нижнем направлениях, по горизонтали на одной линии, по вертикали в столбик и т. д.).

Отмеченные выше трудности в овладении первоклассниками, особенно шестилетнего возраста, графическими навыками требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы в условиях детского сада. Особый успех в этом плане обеспечивают занятия по изобразительной деятельности.

Мы выделили значение декоративного рисования. Это, конечно, не означает, что другие виды занятий являются малоэффективными. На занятиях по конструированию из бумаги, аппликации, лепке также осуществляется подготовка руки ребенка к письму (происходит упражнение мелких мускулов пальцев, формируются движения руки, верность глаза и т. д.).

Следовательно, разные виды изобразительной деятельности при целенаправленном их применении определяют успешную работу по подготовке детей к обучению в школе, способствуют овладению навыками учебной деятельности.

 

Театр - это волшебным мир, в котором ребёнок радуется играя, а играя познаёт окружающее. Театрализованные игры воспитывают художественный вкус, развивают творческий потенциал, формирует творческий интерес к театральному искусству. Театр в детском саду научит ребёнка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.

Театрализованное действие - это важное психотерапевтическое средство, средство эмоционально - эстетического воспитания. Поэтому необходимо ответственно подходить к каждому выходу в театр, проявить мудрость, такт, терпение и изобретательность с учетом специфики характера своего ребенка перед каждым походом в театр. Познакомьте ребенка с содержанием, спектакля заранее. Расскажите об основных персонажах спектакля.

Перед началом спектакля обратите внимание ребенка на интерьер зала, уточните название специального оборудования (рампа, софиты, оркестровая яма, партер, ложа, ярус, и пр.).

После спектакля ребенок нуждается в активном общении. Ему хочется поделиться с вами впечатлениями, услышать ватой отзывы. Во время беседа можно остановится на особенностях сюжета, отменить противостояние добрых и злых сил, поговорить об игре актеров, костюмах и декорациях. Целесообразно, спустя некоторое время, вновь вернуться к сюжету просмотренного спектакля; почитать книгу, рассмотреть картинки, вспомнить, как это было поставлено на сцене

Мы ходим в театр и любим его потому, что он освежает нашу душу и открывает новый, дивный мир. Поэтому любите театр, ходите в театр, так как театр - не развлечение, а большая жизненная школа.