Многие дети, начиная ходить в детский сад и расставаясь, возможно, впервые с мамой, приходят в отчаяние и плачут. Это адекватная реакция на новую незнакомую обстановку, на воспитателя и других, быть может, также расстроенных детей. Когда малыш плачет при расставании с мамой, не стоит тревожиться, так как после адаптационного периода, ребенок уже не станет так переживать из-за ухода мамы.

Психологи рекомендуют начинать готовить ребенка к детскому саду задолго до первого посещения. Родителям советуют учить ребенка правильно общаться с другими детьми, делиться игрушками, жалеть и просить прощения, развивая тем самым элементарные навыки общения. Также родителям стоит пересмотреть режим дня ребенка и максимально приблизить его к режиму дня детского сада, организовать режим питания, дневного и ночного сна в одно и тоже время.

Перед первым посещением детского сада необходимо рассказать малышу, что такое детский сад, кто там работает, чем малыш будет заниматься в течение дня. Более того следует поиграть с ребенком в сюжетно-ролевую игру «Детский сад» с куклами или мягкими игрушками. Например, «Мишка с его мамой пошли в детский сад». Подробно описывая и показывая наглядно на мишке, мама с ребенком полностью обыгрывают ситуацию прихода в детский сад, прощания с мамой и возвращения мамы. Таким образом, малыш точно знает, что произойдет, и главное знает, что мама его любит и обязательно вернется.

Часто малыши сложнее отпускают маму в детском саду, проанализируйте, так ли переживает ребенок, если в ясли его приводит не мама, а папа или другой член семьи.

Если малыш трудно переживает разлуку с близкими людьми, попробуйте заранее продумать ритуал прощания, это может быть поглаживание по спинке, определенные движения руками или с помощью игрушки. Не забудьте сказать, что любите своего малыша.

Следует узнать у воспитателя, долго ли после Вашего ухода плачет ваш малыш. Когда ребенок быстро успокаивается, значит все в порядке и Вам не стоит переживать за него.

Когда ребенок еще долго плачет после Вашего ухода, стоит выяснить, какие игрушки и занятия способны отвлечь малыша, возможно, следует отводить его в детский сад с его любимой игрушкой. А также по дороге в детский сад родители могут подробно рассказать ребенку, какое приятное событие или какая интересная игрушка ждут его в группе. Причем, говорить надо даже в том случае, если ребенок еще не умеет разговаривать и не может Вам ответить.

Постарайтесь быть спокойными и уверенными, иначе малыш может почувствовать ваше волнение и будет расстраиваться и плакать еще сильнее.

И если Вы решили отдать ребенка в ясли, будьте тверды, не позволяйте малышу манипулировать Вами и вынуждать Вас из-за слез и капризов забирать его домой.

После детского сада будьте особенно внимательны к ребенку. Похвалите, поцелуйте. Сходите вместе с малышом погулять, поиграйте в его любимые игры, спросите как прошел день. Все это поможет ребенку понять, даже если он совсем мал и не умеет говорить, что его любят, ждут его прихода из яслей, гордятся им.

Ваша уверенность, терпение, любовь и забота помогут ребенку обрести спокойствие.

 

Вопрос, как организовать летний отдых с наибольшей пользой для здоровья ребенка, волнует всех родителей. Семейная поездка к теплому морю представляет едва ли не оптимальным вариантом.

Но дальнее путешествие – это воздействие на организм ребенка (и взрослого) множества факторов, в том числе и неблагоприятных:

- длительное время в дороге;

- смена климатической зоны;

- непривычные продукты питания;

- интенсивное солнечное воздействие.

Адаптация к новым условиям заключает два этапа: акклиматизацию по прибытии на место отдыха и реакклиматизацию по возвращению домой. Снижение иммунитета во время периода акклиматизации может приводить к различным заболеваниям и недомоганиям. Поэтому в первую неделю на южном курорте болеют многие «северные» дети.

Даже абсолютно здоровым людям необходимо время для акклиматизации. Для ребенка смена часовых поясов – серьезное испытание. Период адаптации длится обычно около двух недель, поэтому ехать в «далекие края» лучше не меньше чем на три недели.

Малыши до трех лет. Аллергики, часто болеющие дети переносят адаптацию тяжелее, таких детей не следует вывозить в другую климатическую зону меньше чем на два месяца. Более короткие сроки ведут к ослаблению иммунитета и к так называемой «инфекции возвращения».

Но это не значит, что с детьми нельзя путешествовать. Для того чтобы отдых принес пользу и доставил удовольствие. К нему нужно хорошо подготовиться:

- необходимо учитывать возраст и состояние здоровья ребенка;

- определить время, место отдыха, длительность пребывания на курорте;

- обеспечить комфорт во время поездки и на отдыхе;

- правильно организовать питание и досуг.

Куда и когда ехать

Самый лучший отдых для маленького ребенка – отдых в привычном климате, смены условий жизни. Это может быть дачный поселок или деревня.

В жаркие страны с ребенком лучше ехать в мае – июне или подождать наступление бархатного сезона – сентября или начала октября. В это время там уже не так жарко, а по возвращению домой будет еще не так холодно.

Путешествия «из зимы в лето» ослабляют защитные силы организма. Детям вместо оздоровления зимние поездки в теплые края приносят только вред.

Комфорт во время путешествия

Чем меньше ребенок, тем с большим комфортом вы должны с ним путешествовать. Некоторые дети плохо переносят транспорт.

- Не нужно напоминать ребенку об этих эпизодах, говорить об этом в его присутствии. Если, собираясь в поездку, вы высказываете свои опасения, можете быть уверены – ваши ожидания оправдаются, ребенку станет плохо.

- Для профилактики тошноты перед поездкой малыш должен выспаться.

- Нельзя отправляться в дорогу голодным, но и переедать тоже не следует.

- При возникновении симптома укачивания маленькому ребенку можно дать попить прохладной воды, ребенку постарше могут помочь мятные конфеты, жевательная резинка, чай с лимоном или с имбирем.

- Существуют и медикаментозные средства для борьбы с укачиванием, которые можно принимать по рекомендации врача.

- В транспорте ребенок должен чувствовать себя комфортно: место должно быть удобным, одежда не должна стеснять движений, ему не должно быть скучно.

- Духота, резкие запахи, в том числе запах табака, провоцируют тошноту и рвоту.

В поезде…

Лучше брать билет на фирменные поезда – они отличаются чистотой и повышенной комфортностью.

- Возьмите с собой специальные влажные салфетки для уборки. Протрите в купе доступные ребенку поверхности.

- Захватите плотное покрывало или коврик и застелите пол в купе.

- Не забудьте влажные салфетки для рук, бумажные салфетки, одноразовую посуду.

- Перед отъездом ребенок может потерять аппетит, но в поезде он захочет есть, не успеете отъехать от перрона. Запаситесь на все время путешествия едой, которой ребенок привык и которую он любит. Возьмите с собой сухофрукты, фрукты, овощи. Сухарики и печенье, детское питание в баночках, воду и фруктовый сок кормите часто, но понемногу. Ничего не покупайте на станциях.

- Чтобы занять ребенка в поезде, нужно взять с собой несколько игрушек и выдавать по одной по мере угасания интереса к предыдущей. Для более старших детей нужны игры, в том числе электронные аудиозаписи. Книги, бумаги и цветные карандаши тоже хороши для поездки.

В самолете…

Если дорога дальняя, самолет – оптимальный вид транспорта. Малыши хорошо переносят полет.

- При взлете и посадке, чтобы избежать боли в ушах, дайте маленькому ребенку несколько глоток воды или сока. Ребенку постарше можно дать леденец. Глотательные движения способствуют свободной циркуляции воздуха в полостях среднего уха, таким образом, давление воздуха в среднем ухе приходит в соответствии с изменяющимся при взлете и посадке атмосферным давлением.

- Оказывать помощь пассажирам с детьми – прямая обязанность стюардессы. Обращайтесь к ней, если вам нужно переодеть ребенка, подогреть детское питание и т.д.

В автомобиле…

Если ребенок привык к поездкам на машине, способен несколько часов просидеть относительно спокойно и его не укачивает в дороге, путешествовать с ним можно и в автомобиле.

- Полностью проверьте техническое состояние автомобиля. Тщательно продумайте маршрут, выясните, где можно будет заправить и при необходимости отремонтировать машину.

- Если ехать предстоит больше двенадцать часов. Следует предусмотреть возможность ночевки.

- Ребенка следует усаживать только на заднее сиденье в специальном автомобильном кресле.

- Никогда не оставляйте малыша в машине одного.

- Не забудьте про игрушки для малыша, игры для ребенка постарше.

- Останавливайтесь не реже чем каждые два часа в тихом месте. Где ребенок сможет прогуляться, подышать свежим воздухом.

Здоровье

Даже у абсолютно здоровых взрослых людей в поездке и во время пребывания в новом месте могут возникнуть проблемы со здоровьем. Чтобы эти проблему не испортили отдых, нужно взять с собой аптечку с минимальным набором необходимых медикаментов.

Особенно важно взять с собой аптечку при поездке за границу. В чужой стране нужных вам лекарств может не оказаться: они могут продаваться под другими названиями или не отпускаться без рецепта. Потратив большие деньги на организацию отдыха, не нужно жалеть их на лекарства.

Чаще всего при активном отдыхе случаются травмы: ушибы, растяжения. Порезы, потертости кожи. Поэтому необходимо иметь средства для дезинфекции, пластырь, бинты стерильные для перевязок.

Комфорт во время отдыха

Когда отдыхаешь с ребенком вне дома, необходимо предусмотреть заранее: где вы будете жить, что он будет есть, как вы его будете купать.

Маленьким детям не нужны экскурсии, их вообще не следует перегружать впечатлениями. Им нужен порядок и режим. Основная рекомендация – достаточный ночной и обязательно дневной сон.

Возьмите с собой побольше детской одежды, удобную обувь.

На пляже

На солнце голова ребенка должна быть прикрыта панамой!

В теплую солнечную погоду необходимо много пить.

Нужно носить легкую, светлую одежду, не препятствующую испарению пота.

Чрезмерное пребывание на солнце опасно возникновением болезненных, а иногда и опасных для жизни состояний – теплого и солнечного ударов, ожога кожи. Солнечные ожоги, полученные в детстве, напрямую связано со злокачественными заболеваниями кожи во взрослом возрасте.

Нельзя находиться на солнце с 11 до 15 часов! Опасное действие ультрафиолетовых лучей наиболее выражено, когда солнце находится в зените. Солнечные ванны рекомендуется принимать в утренние и вечерние часы.

 

 

Большинство родителей хотят обрадовать ребенка и подарить ему новые игрушки, однако часто родителям приходится убирать эти игрушки самим. Если родители постоянно убирают игрушки сами, то ребенок привыкает к такому положению, и не торопится что-то менять. Все хотят вырастить ответственного человека, приспособленного к жизни в обществе, но начинать необходимо с малого, с уборки игрушек. Ограждая ребенка от элементарной работы по дому и выполнения простейших обязанностей, взрослые оказывают ему «медвежью услугу». Ведь уже даже в детском саду этот навык будет необходим.

Если вы решили научить малыша убирать за собой игрушки, то вам необходимо соблюдать некоторые простые правила. Если вы просите ребенка убрать игрушки, то ваша просьба должна быть доброжелательной, а желательно, чтобы уборка являлась частью игры.

Когда малыш еще совсем мал, начинайте убирать игрушки вместе с ним, и проговаривайте ваши действия. Такую работу необходимо выполнять регулярно, и ребенок сможет вскоре самостоятельно убрать свои игрушки.

Часто дети подражают родителям, поэтому вы должны быть примером, и складывать свои вещи, книги, одежду на свои места.

Несколько советов родителям, которые решили научить ребенка убирать игрушки:

  1. Объясните, почему уборка игрушек необходима.
  2. Необходимо четко формулировать задачу: «Убери сначала машинки в гараж, а потом положи книги на полку».
  3. Полезными для уборки являются наклейки(картинки) на контейнеры(коробки), в которых хранятся игрушки. Можно организовать игру: собрать все машинки в коробку с наклейкой «машинка». Также дети любят сортировать игрушки по цветам и назначению, ищут дом потерявшегося мишки или ставят машину в гараж.
  4. Уборка игрушек может легко перейти в игру. Например, «кто быстрее»: «Я складываю книжки на полку, а ты укладываешь кукол спать, кто первый, тот и победитель!»
  5. Когда ребенок убрал комнату, не переделывайте его работу, даже если она выполнена не так, как вы ожидали. Также не следует критиковать проделанную работу.
  6. Помните про поощрение! Он такой помощник. Помогайте ему, возможно так ему будет легче и веселее, в этом нет ничего плохого
  7. Можно начертить график уборки и делать в нем соответствующие отметки ярким цветным фломастером.

Не следует:

- заставлять ребенка убирать игрушки насильно;

- давать обещания обязательно поощрить за уборку ребенка, иначе малыш быстро поймет это и будет ждать: «Что мне за это будет?»;

- убирать игрушки самому родителю;

- оставлять мероприятия по уборке игрушек на поздний вечер, когда ребенок уже устал и хочет спать;

- искать за малыша потерянные вещи, объясните, что если класть их на место такого происходить не будет.

Сталкиваясь с тем, что ребенок не хочет убирать игрушки, родители понимают, что время было упущено. Но можно исправить ситуацию и найти способ, как научить ребенка убирать игрушки.

 

Сегодня существуют самые разнообразные виды театров, где актёрами являются взрослые куклы, и даже сами дети. Выбор театров велик, и репертуар, как правило, составляют сказки, которые учат детей быть добрыми и справедливыми. Огромную радость детям доставляет театр. Дошкольники очень впечатлительны, поддаются эмоциональному воздействию. Благодаря театру ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем и выражает своё собственное отношение к добру и злу.

Театрализованная деятельность помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, расширяет кругозор детей, создаёт обстановку, требующую от них вступить в беседу, поделиться своими впечатлениями с друзьями и родителями. Всё это несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Родители могут стать инициаторами организации в домашней обстановке разнообразных театрализованных игр. Это могут быть игры-забавы, игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание сказок, записанных на дисках, с их последующим разыгрыванием. Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании дружеской, доверительной, творческой атмосферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

Для осуществления данной работы в семье должна быть создана соответствующая художественно-эстетическая среда, предполагающая наличие игрушек или кукол, сделанных своими руками, фонотеки и библиотеки сказок, детских музыкальных инструментов, инструментов самоделок, дидактических игр. Но самое главное – организация взрослыми разнообразной совместной с ребенком художественно-творческой деятельности в различных формах (драматизация, пение, танцы, хороводы, игры и др.).

Домашний театр - это совокупность театрализованных игр и разнообразных видов театра. Для домашнего пользования доступны - кукольный, настольный, теневой театры. Родители могут организовать кукольный театр, используя имеющиеся в доме игрушки или изготавливая своими руками из разных материалов, например, из папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, старых носков, перчаток.

К работе по изготовлению кукол, костюмов желательно привлекать и ребенка. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок. Например: старый меховой воротник в ловких руках может стать хитрой лисой или коварным волком. Бумажный пакетик может превратиться в весёлого человечка. На пакетике нарисуйте лицо и прорежьте дырку для носа, в которую просуньте указательный палец, а большой и средний станут руками.

Кукла из носка: набейте носок тряпками и вставьте внутрь линейку. Все скрепите верёвочкой или резинкой.

Кукла из бумажной тарелки. На бумажной тарелке нарисуйте рожицу. К обратной стороне прикрепите липкой лентой палочку.

Игрушки и куклы из пластмассовых бутылок и коробок. Коробки можно склеить друг с другом, обклеить бумагой и приклеить детали. И тому подобное…

Создавая домашний кукольный театр, вы вместе с малышом примеряете на себя множество ролей: будете делать кукол, рисовать декорации, писать сценарий, оформлять сцену, продумывать музыкальное сопровождение и, конечно, показывать сам спектакль. Только представьте, сколько творчества, смекалки, уверенности в себе потребует это занятие от крохи. А еще тренировка мелкой моторики, развитие речи, художественного вкуса и фантазии, познание нового и интересного, радость совместной деятельности с близкими людьми, гордость за свои успехи…

Действительно, создание домашнего кукольного театра - настолько развивающая и многогранная деятельность, что стоит не пожалеть на это времени и сил. Дети любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектаклей. Домашние постановки помогают удовлетворить физический и эмоциональный потенциал. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки. А как загораются глаза малыша, когда взрослый читает вслух, интонационно выделяя характер каждого героя произведения!

Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуясь у них неизменной любовью. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними. С удовольствием перевоплощаясь в полюбившийся образ, черты. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности Уважаемые родители: Читайте дома больше сказок, стихов и т. д., беседуйте по содержанию произведения, исполняйте сказки, рассказы в лицах, будьте эмоциональными. Учите детей оперировать предметами, игрушками через личный пример, разыгрывайте мини-спектакли на любую тему, фантазируйте. Старайтесь мимикой, жестами помогать себе и ребенку в раскрытии различных образов. Шейте костюмы своими руками, делайте маски и т. д.

Рисуйте с ребенком картины по прочитанным произведениям, Постарайтесь по возможности посещать с детьми театр, цирк и т. д. Закрепите в беседе правила поведения в театре.

Упражнения.

1. С помощью мимики выразите горе, радость, боль, страх, удивление.

2. Покажите, как вы сидите у телевизора (захватывающий фильм, за шахматной доской, на рыбалке (клюет).

Игры со скороговорками.

Скороговорку надо отрабатывать через очень медленную, преувеличенно четкую речь. Скороговорки сначала произносятся беззвучно с активной артикуляцией губ; затем шепотом, затем вслух и быстро (несколько раз).

Скороговорки помогают детям научиться быстро и чисто проговаривать труднопроизносимые слова и фразы.

Варианты скороговорок: Король – орел, орел-король. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Пальчиковые игры со словами.

Пальчиковые игры способствуют подготовке руки к письму, развивая мелкую моторику рук, внимание, воображение и память.

Пальчиковая игра «Улитка». Улитка, улитка, (вращают кулачками) Покажи рога (выставляют два пальца) Дам тебе улитка (протягивать руки вперёд) Кусочек пирога (ладони сложить лодочкой) Пышки, ватрушки (соединить пальцы в кружок) Сдобные лепёшки (имитация лепки пирожков) Улитка, улитка (вращение кулачками) Высуни рожки. (выставляют средний и указательный пальцы)

Пальчиковая гимнастика «Цветок» Наши алые цветки распускают лепестки (Ручки сжаты в кулачки и соединены в запястье, и поочерёдно открываются каждый палец) Ветерок чуть дышит, лепестки колышет (плавно машем пальчиками) Наши алые цветки закрывают лепестки (поочерёдно закрываются каждый палец в кулачки) Ночка наступает, цветочки засыпают (кулачки опускаются вниз). Пантомимические этюды и упражнения.

Давайте детям дома задания: понаблюдать, запомнить, повторить поведение людей и животных, бытовые предметы в простейших ситуациях. Лучше начать с предметов, потому что дети хорошо их зрительно помнят и для этого не требуется особых наблюдений. Покажите, как: -вратарь ловит мяч; -зоолог ловит бабочку; -рыбак ловит большую рыбу; -ребенок ловит муху.

Попробуйте изобразить: Парикмахера, пожарника, строителя, космонавта. Большое значение для ребенка имеет театр, театральная деятельность. Ценность театральной деятельности в том, что она помогает детям зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы. Ведь умение живо представить себе то, о чем читаешь или слышишь, вырабатывается на основе внешнего видения, из опыта реальных представлений.

Драматизация служит для ребенка средством проявления артистических способностей, развития речи, морального опыта. Игра в театр очень близка ребенку, стремящемуся все свои переживания и впечатления выразить в действии. Занимаясь с детьми театром, мы сделаем их жизнь интересной и содержательной, наполним ее яркими впечатлениями и радостью творчества.

А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.

 

Накормить ребенка после года труднее, чем совсем маленького.

Во многом это связано с тем, что у него появляется много новых интересов и потребность в пище становится меньше, чем на первом году. У многих детей изменяется отношение к приему пищи. Они становятся более разборчивыми в еде и не всегда соглашаются, есть то, что им предлагают. Утолив слегка чувство голода, ребенок начинает играть с пищей и посудой. Это ему интереснее, чем есть. В такой ситуации не следует раздражаться и ругать малыша. Лучше убрать всё со стола, а ребенка отправить на пол играть. Однако, чтобы подобное не повторялось и не превратилось в систему, надо проявлять твердость характера и не кормить малыша раньше очередного срока приема пищи. Такая мера окажется самой эффективной.

Вторая причина сложностей, состоит в том, что в этом возрасте малыш начинает проявлять характер, выставлять свои желания, да и аппетит у него не так постоянен. Аппетит снижается во время прорезывания зубов, особенно коренных. Можно разрешить ребенку по его желанию съесть большую порцию одного блюда и отказаться от другого. Ко вкусам его следует уже приспосабливаться, стараясь, конечно, чтобы питание оставалось разнообразным. Главное, не заставлять есть то, чего не хочется. Организм ребенка сам определяет свои потребности, в конечном итоге ребенок съест столько, сколько ему необходимо.

Некоторые матери жалуются, что дети отказываются от овощных блюд, но все зависит от того, как их приготовить и подать. Красивая посуда, яркая салфетка, вид украшенного блюда обязательно заинтересует малыша. Заставлять ребенка силой есть новые блюда нельзя. Правильнее убрать непонравившуюся новинку и через несколько дней начать приучать к ней постепенно. Можно предложить новое блюдо, когда ребенок голоден. Если это не поможет, надо добавлять сначала в небольшом количестве к другому блюду.

Кормление должно всегда проходить в спокойной неторопливой обстановке. Любые средства отвлечения ребенка во время еды (игрушки, просмотр мультфильмов) исключается, потому что интерес к развлечениям, при получении пищи, тем хуже вырабатывается у ребенка продукция пищеварительных соков. Во время общих приемов пищи тоже не рекомендуется. Он будет, конечно же, отвлекаться от своей еды и это вызовет естественное желание попробовать.

Некоторые дети просят пить перед едой. И во время лишать этого не стоит.

Никогда не следует обсуждать при ребенке его аппетит, использовать при кормлении угрозы или поощрения.