В современном образовании одной из актуальных проблем является подготовка ребёнка к школе. Школа - это совершенно новая жизнь для него.
Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически и психологически готов к систематическому обучению в школе, выполнению многообразных требований, которые предъявляет школа. Психологическая готовность рассматривается не с объективной , а с субъективной стороны.
Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего объективно, т.е. к этому времени он обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Его отличают любознательность, яркость воображения. Внимание ребенка уже относительно длительно и устойчиво, он имеет некоторый опыт управления вниманием, самостоятельной его организации. Память дошкольника также достаточно развита. Уже не только с помощью взрослых, но самостоятельно ребенок может ставить перед собой задачу - запомнить что-либо;
Легко и прочно запоминает то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами. Он уже знает из опыта : чтобы хорошо запомнить нечто, надо несколько раз повторить это ,т.е. овладевает некоторыми приемами рационального запоминания и заучивания. Хорошо развита у семилетнего ребенка наглядно-образная память, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно логической памяти.
Речь ребенка ко времени поступления в школу уже достаточно развита, чтобы начинать его систематическое и планомерно обучать.
Речь в известной степени, грамматически правильна, выразительна, относительно богата по содержанию. Дошкольник уже может в довольно широких пределах понимать услышанное, связно излагать свои мысли. Словарь ребенка 7 лет также довольно обширен, причем в нем заметное место занимают отвлеченные понятия. Ребенок этого возраста способен к элементарным умственным операциям: сравнению, обобщению, умозаключению.
Сформированы и элементарные личностные проявления - дети ко времени поступления в школу уже могут проявлять известную настойчивость, ставить перед собой более отдаленные цели и достигать их( хотя чаще не доводят дело до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций их общественной значимости. Детям свойственны первые проявления чувства дома и ответственности. Семилетний ребенок уже имеет небольшой опыт управления своими мыслями, чувствами; опыт самооценки отдельных действий и поступков («Я плохо поступил», « Это я не так сделал», «Вот теперь у меня получилось лучше»). Все вы, я думаю, согласитесь с тем, что ребёнка следует приучать к посильным физическим упражнениям и подвижным играм. Подвижные игры у ребёнка развивают координацию движений, важную при ориентировке в пространстве. Хорошее развитие мускулатуры, мышц спины, в частности, позволит будущему первокласснику справиться с физическими нагрузками, уровень развития семилетнего ребенка есть тот уровень психического развития, который является необходимой предпосылкой начала систематического, планомерного и целенаправленного обучения. Однако в пределах этого уровня наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия, определяемые состоянием здоровья ребенка, индивидуальными условиями их жизни и деятельности, в частности тем, как часто и много занимались с ними, готовили их специально к будущему обучению в школе. Следует также подчеркнуть и другую сторону – субъективную психологическую готовность. Семилетнему ребенку, как правило, свойственно желание и стремление учиться в школе, своеобразная готовность к новым формам взаимоотношений со взрослыми. Сомнений нет в том, что нужно ли учиться, у него нет. Разумеется, и здесь очень велики индивидуальные различия.
Непродуманными угрозами и предупреждениями старших («Вот погоди - пойдешь в школу, там за тебя возьмутся »; «Там ты еще наплачешься!»)
Немалое значение имеет и «передача опыта» от более старших, к младшим
(как известно, первоклассники и второклассники иногда любят произвести впечатление на младших братьев и сестер, рассказывая им о трудностях школьной жизни), а также некоторые наглядные впечатления (например, когда родители буквально оттаскивают школьника от телевизора, компьютера и усаживают его ревущего, делать уроки).
Отрицательное отношение к предстоящему школьному обучению, которое сложилось до школы, крайне затрудняет включение семилетнего ребенка в учебно-воспитательный процесс, препятствует формированию у него положительных мотивов учения.
Такие дети должны быть предметом особого внимания со стороны педагога, который настойчиво и тактично сумеет раскрыть перед ними привлекательные стороны учения, рассеять тревоги и опасения.
Обучение детей в школе опирается на имеющиеся у детей представления о Родине, о труде людей, о животных, растениях, и др.
Кроме определенного запаса знаний ребенок должен интересоваться окружающим, любить книги.
Учебная деятельность потребует от ребенка волевых и умственных усилий: он должен будет уметь отвлекаться от всего постороннего и сосредотачиваться на заданном, уметь усваивать новые знания.
Умственное воспитание неотделимо от нравственного, физического и эстетического. В играх дети узнают свойства вещей, учатся общению со сверстниками, развиваются физически. Труд готовит детей к школе , работе и жизни в коллективе, обогащает знаниями, способствует правильному физическому воспитанию. Знакомство с художественной литературой , посещение выставочного зала, театра, кино, просмотр телевизионных передач, прогулки, экскурсии – оказывают влияние на всестороннее развитие детей.
Если ребенок физически плохо развит, уму трудно добиться результата в труде; если у дошкольника нет навыка трудолюбия, ему трудно выполнить задания по продуктивной деятельности: лепке, рисованию, аппликации;
Вот например ООД по подготовке к обучению грамоте. Прежде всего надо помочь ребенку научиться проводить звуковой анализ слова. Дать понятие о слове и предложении.
Ребенку можно назвать несколько окружающих предметов: стена, стол, кукла- подчеркнуть, что все вещи мы можем назвать словами. А вот предложение передает законченную мысль. «Что я сделала?» Да, взяла книгу.
А теперь? Да, зажгла лампу».
Предложение состоит из нескольких слов, а может состоять и из одного слова. После того как ребенок научиться правильно определять количество слов в предложении. Можно попросить его самостоятельно придумать предложение из 2, 3 и более слов. Хорошо использовать схему предложений.
Когда ребенок научится выделять слова в предложении. Можно приступить к выделению слогов в слове. Пусть ребенок поставит руку так, чтобы тыльная сторона ладони почти касалась подбородка, и скажет какое-либо слово. Сколько раз подбородок коснется руки при этом, столько и слогов в слове. Лучше брать слова состоящие из двух слогов (ма-ма, па-па, ка-ша и др.)
Затем можно перейти к анализу звукового состава слова. Все слова состоят из звуков. Назовите ребенку знакомые слова (молоко, Маша, мама и др.) выделяя в слове первый звук.
« Какой первый звук в твоем имени? А теперь давай найдем последний звук, послушай, как он звучит.» Можно поиграть в игру « Угадай, сколько звуков»
После того, как ребенок научится правильно называть звуки в словах, можно купить азбуку на кубиках. Букварь покупать не стоит - школа и все связанное с ней должно быть в глазах ребенка новым, необычным. После того как ребенок усвоит несколько гласных и согласных букв, можно показать слоги. Для этого хорошо использовать азбуку на кубиках
Важно не просто передать знания дошкольнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности.
Главное для дошкольника игра. Именно в игре у ребёнка формируются все важнейшие качества личности, которые помогают ему в дальнейшем справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться в коллективе. Особенно важны сюжетно – ролевые игры, являющиеся своеобразной тренировкой различных взаимоотношений между людьми.
Современные мамы стремятся покупать детям развивающие игры, конструкторы, «умные» компьютерные игры, не заботясь о том, что во всех этих занятиях ребёнок пребывает в одиночестве. Вспомните старые добрые настольные игры, которые объединяли несколько человек. Здесь было главное – общение. Домино, фантики, лото – в эти игры можно играть дома, на даче. Как приятно собраться на веранде вместе с соседями – взрослыми и детьми – и наслаждаться увлекательной игрой и разговорами друг с другом. Эти игры передаются от одного поколения другому. Они помогают воспитать в детях душевность и теплоту человеческих взаимоотношений, справедливость, внимательность, умение переживать чужую неприятность, прощать ошибки, сочувствовать в проигрыше, радоваться за друзей, добиваться цели честными способами и т.д. Для ребёнка такое время препровождение является отличным уроком жизни. Не жалейте времени на совместные развлечения, придумывайте разные ролевые игры, увлекайте ими ребят - не только своего малыша, но и соседских детей.
Но хотелось бы заметить, какие бы не были созданы условия в школе, самое главное - это желание ребёнка учиться. Отношение к школе формируется у большинства детей ещё до того, как они становятся школьниками. В этом вопросе большую роль играет семья. Если родители ребёнка придают большое значение образованию, положительно отзываются о школе, и образованных людях, говорят о том, зачем нужно быть умным, то будущий первоклассник будет понимать, зачем он идёт в школу и для чего ему нужны знания. Учебная деятельность тогда станет для него более значимой и важной.
Давайте будем вкладывать в своих малышей только хорошее, доброе и вечное!
И тогда они непрерывно порадуют нас своими успехами в будущем.

 


Всем понятно, что дети не могут и не должны есть блюда взрослого стола. У них особый рацион. Детям нельзя майонез (если уж хочется, можно сделать домашний), острые соусы, да и сочетание продуктов из которых мы порой готовим для них неприемлемо. Данный материал представлен в помощь родителям, бабушкам, дедушкам. Рецепты предложенных блюд просты в приготовлении, эстетичны и вкусны. Что важно, они составлены специально для детей.


Если на носу день рождение у ребенка или просто детские посиделки, новогодние праздники, самое время удивить маленьких гостей красочными вкусными блюдами. Главное в организации детского праздничного стола - чтобы было вкусно, полезно, оригинально и желательно, не занимало много времени и сил. Предлагаю несколько советов и рецептов, которые помогут в решении этой проблемы. 

Фруктовый шашлык 
Порезать кусочками фрукты (яблоки, груши, половинки слив - любые) или целые ягоды, надеть на ту же палочку и либо обмакнуть в расплавленный шоколад и дать застыть, либо обмакнуть в тесто, как для оладий, и обжарить на сковороде, а сверху посыпать сахарной пудрой.
Второй вариант сытнее, но чуть сложнее.Закрытые бутерброды 
На 4 бутерброда: 8 кусков квадратного белого хлеба, 50 грамм масла, 8 кусков сыра Чеддер (по размеру хлеба) (можно заменить другим сыром, даже взять брынзу), 4 квадратных куска ветчины.
На каждый кусок хлеба нанесите масло. Положите на 4 куска хлеба по квадрату сыра и куску ветчины. Приправить. Сверху положить еще по куску сыра. Накрыть еще одним куском хлеба. Разогреть масло в сковороде, обжарить сандвичи до образования золотистой и хрустящей корочки. Вырезать формочкой для печенья из бутербродов разные фигурки. Сверху украсить овощами.Корзиночки с салатом 
2 стакана муки без верха, 200 грамм масла сливочного, 2 яйца, 2 столовых ложки сметаны, соль по вкусу.
Муку порубить с маслом, добавить яйца и сметану, замесить тесто и на 10 минут поставить на холод. Формочки смазать маслом. Тесто раскатать в пласт толщиной 1/2 сантиметра, накатать на скалку и затем разложить поверх формочек, поставленных одну возле другой рядами, нажимая скалкой так, чтобы на каждой формочке оказался кружок теста. Вдавить тесто пальцами в формочку, так, чтобы внутренняя ее сторона полностью была покрыта ровным слоем теста. Формочки на противне поставить в духовке, выпечь и охладить.
Корзиночки наполнить любым из салатов.
Например,Салат "Вкусный"
400 грамм яблок, 300 грамм моpкови, 150 грамм гpецких оpехов, сметана.
Яблоки очистить от кожypы, наpезать тонкими полосками.
Моpковь натеpеть на кpyпной теpке, добавить измельченные гpецкие оpехи, запpавить сметаной.Салат "Кораблики" 
Этот салат очень кpасив на столе и напоминает коpаблики.
Надо взять 5 вареных яиц и разрезать их вдоль на 2 части. Освободить белки от желтков. Сложить желтки в глyбокyю таpелкy, добавить 0,5 банки любых рыбных консервов в масле и мелко наpезаннyю лyковицy.
Тщательно pазмять все вилкой до одноpодной массы. Можно посолить и попеpчить по вкyсy. Уложить половинки белков на плоскyю таpелкy л ложечкой аккypатно положить в yглyбления подготовленный фаpш. Свеpхy полить сметаной или домашним майонезом (можно йогуртом). Из твеpдого сыpа выpезать тpеyгольники в фоpме паpyса, воткнyть их в сеpединки яиц.Мини-меренги 
На 12 меренг нужно: 4 яичных белка, 250 грамм сахара, 2 столовые ложки муки, 1/2 столовые ложки ванильной эссенции, красный пищевой краситель, 1 столовая ложка винного уксуса, 375 грамм взбитых сливок, малина, черника и клубника для украшения, сахарная пудра.
Разогреть духовку до 180 градусов. Взбить белки до густоты. Добавить сахар, по одной ложке, постоянно взбивая, пока не уйдет весь сахар. Перемешать большой ложкой с мукой, ванилью, несколькими каплями пищевого красителя и уксусом. Положить пергамент на противень, приложить формочку сердечком или стакан к бумаге и обвести по контуру шесть раз. Должно получиться шесть нарисованных сердечек или кружочков. Ложкой разложить смесь по нарисованным формам. Ложкой сделать углубление в центре каждой меренги. Поставить в центр духовки и печь при 150 градусах в течении 30 минут. Через пол часа достать из духовки и дать остыть. Когда меренги остыли, взбить сливки еще немного. Положить по ложке сливок на каждую меренгу и сверху украсить фруктами. Посыпать сверху сахарной пудрой."Клубнички"
2 пачки вафель, 2 столовые ложки сметаны, вишневый сок.
2 пачки любых вафель пpопyстить чеpез мясоpyбкy, добавить 2 столовые ложки сметаны, скатать шаpики, пpидать фоpмy клyбничек. Каждyю штyчкy обмакнyть в вишневый или свекольный сок, обвалять в сахаpе, поставить в холодильник.Фаршированные апельсины 
4 кpyпных апельсина, 200 грамм моpоженого, 2 столовые ложки измельченных оpехов.
Апельсины pазpезать попеpек на 2 части. Вынyть мякоть, очистить ее от зеpен и пленок, пеpемешать с моpоженым и оpехами. Hаполнить массой апельсины, поставить в холодильник.Блюдо для мороженого 
Готовое слоеное тесто раскатать в прямоугольный пласт, нарезать ромбиками, осторожно смазать желтком поверхность, не трогая боковые края (иначе они не поднимутся). Это будут "кораблики".
Готовый "кораблик" аккуратно разрезать вдоль пополам, положить внутрь шарики мороженого: посыпать орешками полить глазурью или ягодными сиропами, накрыть верхней половинкой и поставить на стол.Банановый коктейль
500 грамм кипяченого охлажденного молока, 500 грамм свежих бананов, 200 грамм сахаpного сиpопа, 10 яиц, (лед по желанию).
Бананы мелко наpезать и pазложить в бокалы. В миксеpе смешать молоко, сиpоп, яйца в течение 1-2 минyт и залить этой смесью бананы.Ягодный кефир
1 стакан кефира, горсть любых (можно замороженных) ягод, 3 чайные ложки сахара, 1-2 чайных ложки нежирных сливок.
Размять ягоды вилкой. Добавить сахар и сливки. Тщательно все размешать, вылить смесь в кефир и взбивать миксером около минуты. Можно украсить зонтиком.Роллы из кабачков
1 кабачок, 0,5 стакана риса, 1 болгарский перец, морковка (приправить перцем), укроп (пару веточек), соль, соевый соус для подачи.
Рис отварить до готовности в подсоленной воде. Добавить мелко нарезанную зелень. Кабачки тонко порезать и обжарить до золотистого цвета на сковороде. Болгарский перец порезать тонкими ломтиками, так же поступить с морковью (и присыпать чёрным перцем, если используете не готовую корейскую морковь).
На кабачок кладём ровным слоем рис, оставив немного места у основания.
Перец и морковь кладём на свободное место у основания.
Заворачиваем кабачок в ролл. Разрезаем поперек на кусочки толщиной 2 сантиментра.Маффины с яблоками
90 грамм маргарина, 100 грамм муки, 70-80 грамм сахара, 2 яйца, щепотка соли, 1,5 чайной ложки разрыхлителя, 1 большое яблоко для начинки + 1 для украшения, пол пакетика ванилина, корица по вкусу, сахарная пудра.
Сахар, маргарин и желтки размять вилкой. Добавить муку, ванилин, корицу и разрыхлитель. Размешать до однородности. Яблоко очистить от кожуры и порезать кубиками. Белки взбить в пену с щепоткой соли, добавить к основной массе. Выложить в формы для маффинов, заполнив на 2/3. С помощью слайсера (или шинковки) режем полукольцами яблоки. Украшаем маффины кусочками яблок, выгибая их полукругом, как лепестки роз. Отправляем в духовку на 20 минут при 180 С. Готовые маффины сразу же присыпаем пудрой.Горячий шоколад
200 миллилитров сливок (10%), 50 грамм чёрного шоколада, 50 грамм молочного шоколада (можно брать только чёрный), ваниль или корица по вкусу
Сливки разогреть, добавить мелко поломанный шоколад. Постоянно помешивать до полного растворения шоколада. Как только закипит – дать буквально 1 минуту «попыхтеть». Разливаем по чашкам.Пирожное картошка
1 килограмм песочного печенья, 1,5 стакана молока, 50 грамм сливочного масла, орехи по вкусу, 2 столовые ложки какао-порошка, кокосовая крошка (для обваливания)
Печенье поломать и пропустить через мясорубку с орехами. Часть печенья (буквально 2 столовые ложки можно оставить, если хотите обвалять картошку в нём). Добавляем какао и растопленное сливочное масло к печенью. Добавляем молоко и размешиваем до получения однородной пластелиноподобной массы.
Лепим «шарики». Обваливаем по желанию – в печенье-ореховой массе или кокосе, а можно и вообще не обваливать.Желе трехцветное
3 пакетика готового желе разных цветов, кипяток.
Содержимое пакетика высыпаем в любую глубокую емкость. Заливаем кипятком (пропорции смотрите на пакетике). Помешиваем, пока порошок не растворится. Так же поступаем с остальными пачками желе.
Кстати, покупая желе – берите яркие цвета, например красное, желтое и зелёное (натуральное). Когда желе слегка остыло – заливаем первый слой и отправляем в холодильник. Как только 1-й слой застыл – заливаем 2-й, другого цвета. Повторяем процедуру с холодильником, и заливаем 3-й слой. 

 


Есть одна старая сказка. В ней рассказывается про короля, который хотел все знать, но не знал когда и с чего начать свое обучение.Развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно раньше в дошкольном детстве, потому, что, чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в нашем интересном и прекрасном мире.Дошкольный возраст – это замечательное время и для детей и для родителей, в этот период малыш активно познает мир, интересуется всем на свете, открывает для себя новые истины. Мы так привыкли к тому, что нас окружает, и часто не замечаем, какие чудеса происходят вокруг нас каждый день. Поэтому перед нами взрослыми стоит огромная задача, как можно больше времени уделять общению с ребенком, рассказывать ему обо всем, о чём он спросит. Детские вопросы дают нам взрослым шанс освежить в памяти, то, что уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир глазами детей.Астрономия многим взрослым представляется очень сложной и несколько туманной наукой. Многие даже не представляют, как можно обо всём этом понятно и доступно рассказать ребёнку. «Ты ещё мал для этого, не поймешь», - частый ответ.
Но от этого космос не становится для детей менее интересным! Дети живо интересуются тайнами космоса и готовы подолгу вглядываться в звёздное небо.Детям необходимо рассказывать о Вселенной и о нашем месте в ней.Благодаря новейшим открытиям в исследовании космоса, человечество узнало много нового об образовании и эволюции Вселенной. Постепенно меняется и мировоззрение людей. Они осознают себя не только жителями Земли или Солнечной системы, но и Вселенной в целом.
Необходимо формировать это мировоззрение и в детях, тем более, что практически каждый ребёнок готов к восприятию этой информации!
Любознательный малыш уже в возрасте 3-х лет (а то и раньше) может огорошить родителей вопросом о том, зачем на небе Луна и звёзды, и почему вечером солнышко уходит?
Лучше всего начать рассказ с того, что жизнь на Земле зависит от Солнца.
Поскольку размеры Вселенной никто представить не может, объясните некоторые космические явления на
обычных вещах. Для начала возьмите фонарик и при выключенном свете включите его. Затем покажите ребенку на близком расстоянии. Потом отойдите дальше. Обратите внимание ребенка, что фонарик стал меньше в размере, а свет от него тусклым. Так ребенку будет легче понять, что звезды только кажутся маленькими. Ведь они очень далеко от Земли.
Если ребенок будет интересоваться, насколько Земля меньше в размере, чем Солнце, можно показать ему на примере горошины и арбуза. Так ему будет легче понять, что Земля по отношению к Солнцу имеет размер горошины.
Ребенок может заинтересоваться, почему Луна может быть круглой и в форме полумесяца. Для проведения опыта можно использовать мяч и настольную лампу. Вы вместе можете создать Луну, и ребенок все поймет.
Предложите ребенку стать главным Звездочетом, которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению внимания, совершенствует навыки счета.Когда ребенок интересуется космосом лучше объяснять ему на простых примерах, не увлекаясь космической терминологией, он все поймет, если вы будете разговаривать на понятном ему языке.Для того, чтобы ответить на многочисленные «почему?» и «отчего?», мы рекомендуем вам прочесть вместе с ребенком детские книги о космосе.Сейчас, в информационный век, несложно найти любую интересующую Вас информацию. В данном случае: книги, стихи и рассказы о космосе, написанные понятным для детей языком. Для этого лишь стоит заглянуть на соответствующие родительские сайты.Строение Солнечной системы, карта звёздного неба, первый полёт в космос, виды галактик и строение Вселенной - множество интересной информации встретите там Вы и Ваш ребёнок.Вместе вы сможете познакомиться с такими терминами, как планета, звезда, квазар, пульсар, галактика, метеорит, астероид, чёрные дыры и многими другими.
Что лукавить, думаем, эта информация пригодится и для нас, взрослых.Вы удивитесь, узнав, насколько интересная наука АСТРОНОМИЯ! Не зря Солнце, звёзды, Луна - притягивали человека с древних времён и становились героями легенд, мифов и сказок. Кроме того, здесь Вы узнаете много интересной информации о том, как рассказать детям о космосе, научитесь играть в весёлые «космические» игры, прочтёте смешные «космические» стихи и загадки!Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал, после таких бесед ребенку будет интересно все, что происходит в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, вспомнит ваши беседы и радостно улыбнётся.

 

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок вырос успешным, стал блестящим хирургом или дальновидным политиком, чтобы вызывал гордость и уважение людей. Но что надо сделать, чтобы достичь такого успеха, знают не все родители. Уже с раннего детства необходимо заниматься с ребёнком. Поскольку дошкольное детство – ответственный период детского развития, когда закладывается фундамент для успешного обучения в школе. Особое внимание следует уделить речевому развитию. Становление и совершенствование речи ребёнка – это не только восприятие и понимание словесной информации, выражение своих мыслей, чувств, но и полноценное психическое развитие, т. е. формирование памяти, внимания, логического мышления. Иными словами, уча ребёнка говорить, вы учите его думать.
К сожалению статистика последних лет, говорит о повышении количества детей «неготовых» к обучению в школе. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учёбе достаточно хороших успехов, но даётся это ему более высокой ценой, чем одноклассникам, более подготовленным к обучению в школе, ценой невероятных усилий дополнительных занятий. Что приведёт к ухудшению здоровья, психоневротическим расстройствам. Но всего этого можно избежать, занимаясь с ребёнком ежедневно. Развитие речи как средства общения протекает при контакте с взрослыми или сверстниками. У дошкольника возникает желание поделиться своими впечатлениями, договориться о чем-либо, попросить что-то, обсудить и т.д. Поэтому родители должны быть терпеливы с ребёнком, вступали с ним в диалог. Родители должны не только читать сказки ребёнку, но также вместе наблюдать за явлениями природы, рассуждать на разные темы, учить сравнивать и делать выводы.
Речевые навыки и умения, которыми должен владеть ребёнок, поступающий в первый класс.
1. Звуковая сторона речи. Ребёнок должен чётко и внятно произносить все звуки речи, слоги, а также слова и предложения со сложной звуковой и слоговой наполняемостью. Дефектное произношение отразится на письме. Ребёнок будет писать, как говорит.
2. Фонематические процессы. Ребёнок должен уметь слышать, различать и дифференцировать звуки русского языка. Нарушение этого навыка проявляется в заменах букв на письме.
4. Языковой анализ и синтез. В основе его лежит умение ребёнка делить предложения на слова, слова на слоги, проводить фонематический анализ и синтез. Ребёнок должен уметь выделять звуки из слов, определять место звука в слове, последовательность звуков, называть мягкие и твёрдые согласные звуки. Недоразвитие этого навыка проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения, наиболее распространённое искажение звуко-буквенной структуры слова.
5. Грамматический строй речи. Ребёнок должен уметь изменять слова и образовывать новые. Словоизмения: изменять существительные по падежам и числам; употреблять различные предлоги, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже; согласовывать существительные с числительными; правильно употреблять глаголы. Словообразование: образовывать уменьшительно-ласкательную форму слов; глаголы с помощью приставки; название детёнышей; сложные слова; притяжательные и относительные прилагательные от существительных. Недоразвитие этого навыка проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
5. Словарь. Ребёнок должен называть части целого, владеть обобщающими понятиями, называть действия, подбирать определения к слову, подбирать антонимы, синонимы, родственные слова. Недоразвитие этого навыка сказывается на понимании ребёнком прочитанного.
6. Связная речь. Ребёнок должен уметь отвечать на вопросы по прочитанной сказке (рассказу), пересказывать. Составлять рассказ по картине, по серии сюжетных картин, с опорой на жизненный опыт (прогулка в лес, поездка на море, экскурсия в музей). Недоразвитие связной речи приведёт к проблеме в усвоении гуманитарных предметов и в написании изложений и сочинений.
В психологическом развитии речь играет огромную роль. Плохая, невнятная речь делает ребёнка замкнутым, застенчивым, молчаливым. Он пассивен на уроках и в общественной жизни школа и класса.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? Исходя из личного опыта общения с родителями детей с нарушениями речи, хочу выделить 3 категории родителей:
1категория. Нам не нужен логопед. Я сама буду учить ребёнка говорить. Это неверная позиция. Необходимо показать ребёнка специалисту, он обследует его, разработает план по коррекции речи. Общими усилиями вы подготовите ребёнка к школе. Помните: Легче ребёнка научить, чем переучить.
2 категория. У меня нет времени, учите сами. Также неверная позиция. Никакая самая тщательная работа логопеда не исключает необходимости участия родителей в развитии речи ребёнка. Причём, как правило, для своего ребёнка можно найти время для общения. Необязательно учить ребёнка говорить сидя за столом. Это можно делать во время прогулки, похода в магазин, во время уборки квартиры, на кухне.
3 категория. Активное сотрудничество родителей и логопеда. Это самый верный способ подготовки ребёнка к школе. Так как родители являются главными воспитателями дошкольника, то сейчас на базе детских садов и школ созданы консультативные пункты. Целью этих пунктов является помощь семье в обеспечении стартовых возможностей при поступлении в школу «домашних» детей. Посетить эти пункты может любой желающий, где получит полную информацию по всем интересующим его вопросам. С помощью таких консультаций родители из пассивных зрителей превращаются в активных участников воспитания. А последовательность и регулярность занятий обязательно принесут плоды. Предлагаю игры на кухне по развитию речи детей.
1. Покажите ребёнку свои покупки. Пусть он перечислит те из них, в названии которых есть звук [с].
2. Разложите перед ребёнком фрукты и овощи (яблоко, морковь, помидор, апельсин, ананас и т.д.). Пусть он назовет сок, который можно приготовить из этих фруктов и овощей.
3. Предложите ребёнку убрать и помыть посуду, в названии которой есть звук [ч], а затем [р].
4. Попросите ребёнка назвать блюда на звук [с].
5. Пусть ребёнок из горошин выложит знакомые буквы.
6. Посчитайте предметы до 5. Одна ложка, две ложки…, пять ложек.
6. Сочините вместе сказку. Жил был чайник. Он был круглый, белого цвета, с красными цветами. По вечерам…….
7. Из чего сделано? Стакан из стекла, он стеклянный. Чашка из фарфора, она….

 

В сети компьютерной зависимости чаще попадают дети в возрасте 10-16 лет. Ничего удивительного - в этом периоде психика неустойчива. Но как утверждает статистика на «компьютерную иглу» все чаще подсаживаются и младшие школьники, и дошкольники. Что делать если ребенок «увяз» в компьютере. Причем, это не обязательно компьютерные игры, это может быть интернет (общение на форумах, разных чатах, сетях социальных).

Для начала необходимо выявить причину, понять, почему это произошло. Возможно, изначально родители не видели ничего плохого в таком времяпровождении и не устанавливали контроль и время для игр. Необходимо понимать, что любая зависимость (алкогольная, наркотическая) не формируется на пустом месте. Фундаментом для зависимости может стать страх, комплексы, переживания. Поэтому важно уделять ребенку больше внимания, создать доверительные отношения, чтоб вовремя разобраться и помочь.

Контроль - первый шаг к успеху. Не надо пускать на самотек, и надеяться, что ребенок сам определит время, когда пора остановиться (взрослый порой не замечает, что уж требовать от ребенка). Чтоб не было конфликта необходимо заранее согласовать время с ребенком. И оперировать этим соглашением, когда он будет выпрашивать еще чуть-чуть времени. Дошкольникам вообще не желательно сидеть за компьютером, но если уж так вышло, что доступ есть, то 15-20 минут - это максимум. Игры при этом должны соответствовать возрасту. До 10 лет норма 30 минут, от 10 до 14 лет - час. Естественно, остальное свободное время ребенок не должен слоняться без дела. Найдите занятие согласно его интересам, достойную альтернативу.

Не предлагайте ребенку компьютерную игру в качестве награды за что-то: «Выучишь стих, пущу тебя поиграть». Это еще больше усилит тягу к компьютеру. Усилится психологическая привязанность.

Не критикуйте чадо за его слабость, не пытайтесь насильственно оторвать от компьютера. Исключите угрозы и шантаж. Все это настроит ребенка против вас, вызовет в нем протест и агрессию, а у нас абсолютно противоположные задачи. Настройте ребенка на доверительные отношения, для этого сыграйте с ним вместе, так сказать разделите увлечения. Увидев в вас единомышленника, он начнет прислушиваться к вашему мнению, и будет легче с ним договориться. Объясните ребенку в спокойных тонах, что именно вас беспокоит, огорчаем в его увлечении.

Необходимо контролировать не только время, но качество игр. Исключите игры с элементами насилия, изменяющие психику и вызывающие болезненную зависимость. Подберите игры развивающие мышление, логику, способность к анализу, обучающие (математике, чтению, иностранным языкам). Так время пройдет не только приятно, но и полезно.

Полностью исключать компьютер из жизни ребенка не нужно, время такое. Лучше направить его «компьютерную» энергию в правильное русло. Курсы компьютерной графики, грамотности, программирования – то, что нужно.