Многие мамы и папы сталкиваются с тем, что к 3-4 годам малыши становятся неуправляемыми. «Он у меня непослушный, делает все назло», – говорят родители. Что же делать, если дети не слушаются: запретить им что-то, наказать? Как вообще относиться к непослушанию трех- или четырехлетнего ребенка?

Возраст от 3 до 4 лет – переломный для маленьких детей, недаром о нем говорят как о кризисном периоде. Это время протестов, бунта и освобождения от диктата взрослых. В этом возрасте он становится независимой личностью, поэтому есть вещи, которые ему не нравятся, раздражают, и он категорически не желает мириться с ними. Именно поэтому трехлетний малыш не слушается маму, отказывается выполнять ее законные требования, выражает недовольство запретами и ограничениями. При этом у него возникает желание в 3 года начать отстаивать свое я. Этот этап взросления неизбежен, однако вы можете предугадать и значительно снизить «накал страстей».

Почему ребенок не слушается: выясняем причины непослушания.

Психологи в основном выделяют следующие причины, по которым дети не слушаются:

1. В первую очередь, это дефицит внимания. Дети стремятся любыми способами заполучить нужное количество внимания и заботы от своих родителей. А способы эти в основном ограничиваются криками, истериками и плачем. А родители обращаются к ним только для того, чтобы отругать.

2. Утрата веры в себя. Большинство родителей говорит своим детям, что у них «руки не из того места растут», что они глупы и тому подобное. Такие высказывания «программируют» сознание малыша, и он стремится всеми силами соответствовать сложившемуся у родителей мнению о нем.

3. Жажда мести. Если же взрослые пообещали что-то ребенку и не выполнили этого, несправедливо наказали его, то он будет «мстить» своим ужасным поведением.

Как уверяют психологи, ребенок в 3 года имеет страстное желание перекраивать мир под себя. А так как механизмы управления еще не отлажены и даже не знакомы, остается только один вариант – вредность. Поэтому он и не слушается. Для родителей же возраст ребенка 3 года ознаменовывается одним – как научить ребенка слушаться.

Задача родителей – понять, что конкретно злит малыша. Выяснять это необходимо спокойно и взвешенно, без криков, угроз и физического воздействия.Наказание допустимо, если вы разобрались в ситуации, а ребенок по-прежнему балуется и не слушает вас.

Правила и особенности воспитания.

  1. Давайте ребенку понятные задачи и ограничения. Желательно по 1 за раз. Если запретов или просьб будет много, тогда малыш просто не сможет их все запомнить. Наверняка вы хоть раз видели как достаточно взрослый ребенок (3-4 года) никак не может одеться.
  2. В каждой семье должны быть определённые требования, запреты, ограничения и правила. Нужно сделать так, чтобы ребёнок в 4 года принял эти правила без огорчений и обиды. Также не стоит устанавливать слишком много жёстких правил, т.к. диктатура не понравится никому, однако и вседозволенность никогда ни к чему хорошему не приводила. Согласие родителей на счет правил и запретов - еще один очень важный момент воспитания.
  3. Нужно установить основные запреты (нельзя мучить кота, лезть в окно, драться, бить маму и т.д.). Их должны соблюдать все члены семьи. Всегда необходимо объяснить, из-за чего не разрешено то или иное действие. Вариант «потому что я так сказал» не подойдёт. Должны быть реальные причины: «слишком опасно» и тому подобное.
  4. Установленные запреты должны быть гибкими. Если ребёнок хочет гулять по лужам, то делать это нужно в резиновых сапогах. Когда у него появилось желание пострелять из рогатки — пусть это происходит там, где не ходят люди и т.д.
  5. Важно, чтобы данные запреты и правила были приняты всеми взрослыми. Какой тут порядок и послушание, если папа начинает спорить с мамой?
  6. Объяснять, что правильно, а что нет нужно дружественным, а не требовательным тоном.
  7. Начните обучения послушанию с выполнения тех просьб, которые будут по душе ребенку. Например, маленькие детки очень любят помогать. Дайте ребенку возможность помочь вам замести, вытереть стол, а потом похвалите его за это.
  8. Время для игр и физической активности должно быть у каждого ребенка. И не 1-2 раза в неделю, а каждый день. Особенно это важно для малышей, которым всего 2-3-4 года. Если вам хочется сделать это время еще более продуктивным, используйте обучающие и развивающие игры. 
  9. Соблюдайте режим дня. Благодаря четкому ежедневному графику ребенок дисциплинируется. 
  10. Самим следить за своими словами, эмоциями и поступками, чтобы у ребенка не было ни малейшего повода скопировать ваше негативное поведение.
  11. Будьте примером для свои детей и не позволяйте себе то, что находится для них категорически под запретом. 

Все родители хотят, чтобы их дети были счастливы, могли построить свою жизнь и гордиться ими.

Но случается так, что дети далеко не всегда идут по выбранному нами пути. Они ищут свой путь с самого рождения и задача родителей в данном случае помочь детям следовать по нему и аккуратно их направлять.

Дети непрерывно меняются во время своего развития и понять в какой момент произошел сбой родители могут постоянно анализирую поведения ребенка подмечая происходящие у него изменения раньше, чем они станут проблемой для вас.

Так когда же стоит обратится к психологу за помощью.

Когда Вы видите, что поведение ребенка резко изменилось: 

- стало агрессивным поведение;

-  появились страхи, особенно не свойственные ему ранее;

- быстро устает, вялый, часто болеет

- слишком медленный или наоборот гиперактивный

- часто раздражается

- не может сконцентрироваться на одном виде деятельности или наоборот долго переключается на новую деятельность

- часто не может, что-либо вспомнить, есть трудности с запоминанием информации

- ревность к младшим/старшим братьям и сестрам. 

- частые истерики 

И многое другое, что вы можете заметить за ребенком, зная как он ведет себя обычно и какое поведение у него сейчас.  

Выше были перечислены примерные особенности детей, с которыми можно и нужно обращаться к психологу. Родители должны обращать внимание не только на своих детей, но и на себя тоже. Потому как изменения в них могут привести к изменениям в детях.  

Если у родители становятся раздражительными, неуравновешенными, отстраненными от детей это тоже повод обратится за помощью к психологу, так как причина особенностей поведения у детей может крыться в родителях. 

Развод, болезни, смерть одного из родителей очень сильно воздействовать на психологическое благополучие детей. Эти события могут по разному отразиться на детской психике.Тот же развод может оказать не только негативное влияние, но и позитивное (например: родители довольно долгое время находились в напряженных отношениях, что дети всегда чувствуют, и развод станет в данном случае позитивным явлением и для детей, они перестанут ощущать гнетущую обстановку дома и им будет легче там находиться).

 

Действительно, нужно ли так загружать ребенка, чтобы он был похож на «ломовую лошадь» ?.. Не будем забывать, что человек ничего не делает просто так. У родителей есть на это причины.

Во-первых, повышенная занятость самих родителей, толкает их на то, что они стремятся куда-то деть своего ребенка, чем-то его занять.

Вечно занятые дети – это проекция жизни вечно занятых родителей. Когда хочется карьеру построить, и на тусовки сходить, и в отпуск съездить, в этом случае на детей остается очень мало времени. Таким образом, вместо внимания и времени родители вкладывают в ребенка деньги. Иными словами, свои родительские функции вечно занятые родители компенсируют деньгами, которые платят разного рода специалистам. Хорошо, если дополнительные занятия будут полезны для ребенка...Очень важно помогать ребенку обнаружить интерес в чём-либо, развивать его увлечения, мотивировать его и в то же время позволить ему бросить те занятия, где ему неинтересно.

Вторая причины родительской одержимости дополнительными занятиями - собственные нереализованные мечты и желания.  Через ребенка они словно хотят наверстать свои собственные упущения. Я знала одну маму, которая вместе с дочерью днём и ночью мастерила поделки для выставки. Было заметно, что мамино увлечение девочке было совсем неинтересно. Она навязывала девочке свои нереализованные мечты и идеалы. Но у каждого ребенка - свои интересы, свои увлечения и свой путь.

В своём письме вы пишете, что посещение кружков помогает ребёнку определится с профессией. Согласна, но только в случае, если, помимо посещения этих самых кружков, вы будете интересоваться желаниями ребенка, его потребностями, его эмоциональным состоянием. Если ребенок не хочет посещать кружки или секции, нужно тактично выяснить, по какой причине он не хочет этого делать. Вы, наверное, тоже знаете таких людей, которые после окончания музыкальной школы, к инструменту и близко не подходят.

Нужно предложить и показать ребенку разные направления развития и обязательно выяснить, что ему больше по душе. Именно на это и надо делать упор.

Третья причина активной заинтересованности родителей определить ребенка на дополнительные занятия - это искренняя вера в то, что ребенок с дополнительными знаниями лучше устроится в жизни. Но… Действительно ли куча секций и жёсткий тайм-менеджмент – это путь в успешную жизнь?

Бесспорно, кружки развивают таланты и индивидуальность, помогают ребенку вырасти, как личность. Кроме того, посещение секций и кружков помогает детям социально адаптироваться, так как многие из них в подростковом возрасте становятся зависимыми от Интернета...  Однако не следует спешить загружать своего ребенка многочисленными развивающими занятиями. Очень важно, чтобы дополнительная интеллектуальная или физическая нагрузка приносила пользу.

И потом… Если у вашего ребенка очень насыщенный график, то, возможно, для его его гармоничного развития будет лучше исключить какой-то кружок, а освободившее время провести вместе. Погулять, сходить в кино, почитать, порисовать… Необходимо вкладывать в детей свою душу, энергию, внимание. Никакие специалисты и профессионалы не заменят общение детей с самыми близкими людьми на свете - родителями.

 

Любая ситуация, субъективно переживаемая ребёнком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая.

Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети со следующими личностными особенностями:

  1. импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);
  2. перфекционизм (желание делать всё идеально, обострённая реакция на критику, совершенные ошибки, недочёты);
  3. агрессивное поведение, раздражительность;
  4. неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;
  5. нестабильная самооценка: то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»;
  6. самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;
  7. тревожность и подавленность, частое плохое настроение.

Если ребенок находится длительное время в кризисном состоянии, то может возникнуть депрессия. Как же ее распознать?

Признаки депрессивных реакций у подростков

  1. Снижение интереса к деятельности, потеря удовольствия от деятельности, которая раньше нравилась.
  2. Уклонение от общения: нежелание идти в школу, общаться со сверстниками, склонность к уединению.
  3. Снижение успеваемости из-за трудностей концентрации внимания и нарушений запоминания.
  4. Изменения сна и/или аппетита (ест/спит больше/меньше, чем раньше).
  5. Вялость, хроническая усталость.
  6. Грустное настроение или повышенная раздражительность.  Идеи собственной малоценности, никчемности.
  7. Телесное недомогание: головная боль, проблемы с желудком.
  8. Возможным проявлением депрессии может быть отклонение от общепринятых норм поведения: показная бравада, грубость, агрессия, демонстративные уходы из дома, употребление ПАВ.

 

Родителям школьников: как выбрать секцию дополнительного образования и на что обратить внимание?

- Правила для выбора секции

- общие правила по подбору кружков, в среднем их должно быть 1-2. Один для физического развития и поддержания физической формы, второй для развития творческих способностей, эстетического и умственного развития.

Например, танцевальный кружок и шахматный клуб/робототехника или секция по плаванию и изобразительная студия или музыкальная школа и теннис.

- решающий фактор: удобство для родителей, близость к дому, цена или то, что хочет ребенок?

- Есть случаи, когда родители через ребенка пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты:

- я всю жизнь мечтала научиться рисовать, поэтому…

- у нас вся семья музыканты…

Иногда родители рассматривают занятия ребенка в секции, кружке как подкрепление статуса семьи:

- я тебя в самую дорогую секцию записала…

- у тебя самый лучший тренер…

Поверьте, что бессмысленно ждать от ребенка ответственности и благодарности за реализацию целей и потребностей родителей. В результате, скорее всего, сформируется невроз и либо протестное поведение, либо тревожно-неуверенное.

Нужно понять интересы, направленность способностей ребенка (что ему быстрее и лучше всего удается) и выбрать соответствующий кружок или секцию.

- А цена и близость от дома — это важные факторы?

- Удаленность от места проживания, цена обучения и экипировки также играют немаловажную роль при выборе кружка. Зачастую бывает так, что ребенок сходит несколько раз на занятия и отказывается – не понравилось. Поэтому первые шаги в дополнительном образовании стоит начинать в кружках и секциях, которые находятся рядом с домом, не требуют длительных перемещений и затрат. Какой бы выбор вы ни сделали, идеальный кружок должен находиться недалеко от дома, преподаватель должен быть не только профессионалом высокого уровня, но и любить детей, а занятия в кружке должны заканчиваться не позднее 20.00.

- Некоторые родители стараются максимально нагрузить ребенка. Пять секций, иностранные языки, конный спорт, робототехника и так далее. Правильно ли это?

- ребенок должен быть занят. Но как бы мы ни стремились развить таланты нашего ребенка, загрузить и отгородить от дурного влияния улицы, помните, что нагрузка должна соответствовать возрастным особенностям. А занятия в кружках и секциях не должны мешать основной деятельности — учению. Кроме того, в режиме дня ребенка должны быть прогулки на свежем воздухе, сон не менее восьми часов и, конечно же, ежедневное общение с родителями "глаза в глаза" не менее 30-40 минут.

- Иногда родители используют дополнительное образование в качестве наказания…

- "Ты не справляешься с уроками – значит, не будешь ходить на секцию, ты ее не заслужил". Лишать ребенка образовательных занятий, которые ему нравятся, из-за неудач в школе, наверное, одна из серьезных ошибок в воспитании. Можно загубить интерес к получению знаний, сформировать безвольную личность или спровоцировать девиантное поведение и потом жаловаться: "Ребенок ничем не интересуется, ничего не хочет".

- Но в защиту тех, кто нагружает — у детей не остается времени на интернет, на "тусовки" со сверстниками в торговых центрах. Дети знают цену времени…

- Да, занимаясь в кружке, ребенок учится ценить, организовывать свое время. Формируется мотивация достижений и стремление добиваться результата, жить наполненной активной жизнью. Развиваются коммуникативные умения, творческие способности. Ребенок ориентируется в профессиях, и, что очень важно, реализуются базовые потребности подросткового возраста:

- общение со сверстниками;

- признания;

- поиск и подражание кумирам;

- активная деятельность.

Вместе с тем иногда можно услышать распространенные мифы: кружки и секции отнимают много времени, не нужно лишать ребенка детства. Или: ребенок и без того перегружен, он практически не находится на свежем воздухе, пусть погоняет в мяч, чем томится в душном классе. Это удобная позиция для ленивых родителей, причем идущая вразрез с потребностями ребенка: интересно учиться, исследовать, мастерить, создавая руками, высказывать идеи, спорить, отстаивать позицию, совершать каждый день маленькие открытия.

- Как понять, что ребенок перегружен?

- Что должно насторожить родителей: ребенок слишком быстро засыпает или, наоборот, долго не может успокоиться перед сном, спит на уроках, заметно снизился аппетит, стал раздражительным, плаксивым, несобранным, снизилась успеваемость.

Всегда нужно иметь в виду, что кружки и секции — это не только удовольствие, это работа, которая требует определенного приложения сил.

Если же у ребенка нет особого желания заниматься в кружке, надо ли настаивать? Как помочь ему заинтересоваться? Если же ребенок ходил в кружок и "перегорел", надо ли его заставлять ходить туда насильно? Или стоит отвести в другую секцию?

- Если ребенку не нравится секция, стоит ли сразу ее менять?

- Детство – время проб и экспериментов. Ребенок может походить в один кружок 2-3 месяца, затем в другой, и это нормально! В любом случае, понравилось или не понравилось в кружке – это опыт общения с новыми людьми, планирования своего времени для того, чтобы успевать справляться со школьными и дополнительными заданиями, а также проба собственных сил и реализация желаний. Пусть ребенок пробует себя в музыке, рисовании, танцах, актерстве, авиамоделизме, робототехнике. Даже если вам и придется поменять несколько кружков, когда-нибудь вы найдете именно тот, который поможет проявить индивидуальный потенциал. Кружок дополнительного образования ребенка – не профессия, а этап развития, шанс выбрать грамотную жизненную стратегию.

Если ребенок отказывается ходить в секцию, конечно, не стоит заставлять ходить туда насильно. Необходимо поговорить с ним о том, почему отказывается, что не устраивает, что хотел бы изменить.

Иногда причиной отказа могут быть конфликтные отношения со сверстниками, уход из кружка друга (подруги), смена педагога, повышение требований, потеря интереса. Если ситуацию изменить сложно, конечно, стоит найти другой кружок. Сегодня их выбор достаточно большой. Ребенок должен чувствовать себя комфортно и ходить на занятия с желанием.

- Так все-таки: рисование, лепка или же спортивные секции? Как выбрать секцию?

- Выбирая тот или иной кружок, родителям нужно честно ответить на вопрос: "Зачем он ребенку?". Для общего развития? Для успехов и достижений? Для коррекции и/или преодоления каких-либо личностных особенностей ребенка и трудностей в общении?

В первом случае решается задача занятости ребенка, удовлетворения его актуальных интересов и развития общих способностей. Обычно семья идет по этому пути, если ребенок не проявляет каких-то очевидных способностей или склонностей к чему-то конкретному.

Во втором случае семья считает, что у ребенка есть способности к чему-либо, и подбирает дополнительные занятия. Предполагается высокая занятость ребенка, переход к уровню овладения навыками.

В третьем случае – возможность компенсировать особенности или трудности ребенка. Например, если ребенок стеснительный и тревожный, его записывают в театральную студию, чтобы он там раскрепостился. Не может постоять за себя? На боевые искусства. Слабое здоровье? На плавание или фигурное катание. Проблемы с речью? На хор в музыкальную школу. Егоза и непоседа? На легкую атлетику, гимнастику, фигурное катание, любые виды спортивной стрельбы. Любит музыку и есть чувство ритма? Это неплохо для занятий спортивными танцами.

- А если говорить про старшеклассников, как выбрать секцию подросткам?

- Потребности старшеклассников существенно отличаются от запросов детей младшего возраста. Интересы чаще всего меняются, и рисованием, бисероплетением, конструированием из бумаги их уже вряд ли можно заинтересовать.

Для подростков больше подойдут спортивные секции и кружки, программы которых больше ориентированы на получение будущей профессии и включают в себя обучение современным бизнес-технологиям и т. д.

- В чем преимущество творческих секций? Вы говорили, что у нас растет общество потребителей, поэтому важно, чтобы дети учились создавать? Почему важно, чтобы ребенок занимался в творческой студии?

- Творческая деятельность – это всегда создание нового, перенос ранее освоенного в новые условия и зачастую – выход за пределы заданной ситуации. Конечно, такие умения пригодятся и в учебной деятельности, и при решении исследовательских, практических, бытовых задач не только в детстве, но и во взрослой жизни.

В детстве и подростковом возрасте формируется ролевое поведение, и очень хорошо, когда девочки учатся рукоделию, а мальчики работают с деревом, металлом. Можно всегда показать (подарить) результаты своего творчества сверстникам, взрослым.

В современном обществе, к сожалению, преобладают потребительские мотивы – получить (приобрести) готовое и не тратить время. Творческая деятельность несет огромный развивающий эффект, формирует самооценку и самосознание: "Я хочу, я делаю, у меня получается, я могу!".