Темперамент является врожденной особенностью личности человека. Его физиологической основой является тип высшей нервной деятельности, такие ее свойства, как сила, подвижность, уравновешенность.
Свойства темперамента связаны в определенные структуры, образующие типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Однако «чистые» типы темперамента встречаются довольно редко. Чаще всего у человека сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства темперамента какого-то одного.
Свойства темперамента проявляются у детей с самого раннего возраста. Знание родителями типа темперамента своего ребенка может значительно облегчить процесс его воспитания, так как поможет сформировать правильный подход к малышу. Благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент. Меры воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали, предотвращали появление слабых сторон темперамента ребенка и поддерживали сильные его стороны. Учет особенностей темперамента необходим не только в каких-то исключительных случаях, а постоянно и различно в зависимости от возраста, степени выраженности свойств и от уровня «созревания» темперамента. Наиболее благоприятные предпосылки для воспитательных воздействий создаются в раннем детстве и в младшем дошкольном возрасте, когда нервная система в стадии становления, когда интенсивно развиваются основные свойства нервных процессов.

Основные признаки, характерные для детей разных темпераментов.

Сангвиник. Такой ребенок верток и подвижен. Слезы появляются мгновенно, но он быстро утешается. Быстро переключается с одного задания на другое. Родителей беспокоит несобранность, рассеянность, несерьезность, неаккуратность, но ребенок приятен в общении, заводила, выдумщик, фантазер. Засыпает легко, быстро, так же и просыпается. В играх любит лазать, ползать, раскачиваться, бегать. Быть «непостоянным» — не порок, а свойство этого темперамента. Такие дети миролюбивы, не помнят зла, добры, не жадны. Ребенок-сангвиник весел, жизнерадостен, ловок и общителен. Игры и повседневная жизнь ребенка должны быть подвижными, требования к спокойствию и уравновешенности со стороны родителей надо согласовывать с учетом особенностей его темперамента.
Удерживать внимание ребенок-сангвиник может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: просмотр мультфильмов, чтение книг, сочинение историй, собирание конструктора.
Такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиников с большим трудом. Частая снисходительность к «мелким» нарушениям принятых правил, порядка (не убрал игрушки, разбросал карандаши), отсутствие контроля за поведением способствуют затруднению формирования у сангвиников полезных привычек. Общительность детей-сангвиников располагает к ним окружающих, но податливость и пластичность нервной системы, способствующие легкому вхождению в новую обстановку и в новую деятельность, подчас оборачиваются отрицательной стороной: ребенок меняет одну игрушку за другой, много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но редко доводит начатое до конца. Поэтому одной из задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивых привязанностей, интересов. Сангвиник быстро устают от однообразия. Как только деятельность теряет свою первоначальную привлекательность, ребенок старается ее прекратить, переключается на другое. Во всех подобных ситуациях следует добиваться, чтобы начатое доводилось до конца, обращать внимание на качество, не допускать поверхностного выполнения задания. Плохо выполненную работу предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности. Очень важно с малых лет учить ребенка-сангвиника внимательно относиться к сверстникам, способствовать установлению прочных взаимоотношений, учить дружить по-настоящему.

Меланхолик. В его поведении много непонятного, но оно вытекает из его богатого внутреннего мира. Когда он не играет, то чаще всего бывает задумчивым и грустным. Если расстроится, то плачет долго и горько. С трудом включается в игры других детей, но, преодолев себя, способен почувствовать радость и удовольствие. Пугается чужих людей и сверстников, но с теми, кого любит, добр, мягок, открыт и доверчив. Часто слишком рассудителен, ведет себя и рассуждает, как «маленький взрослый». Любит уединяться, не играет в «грубые» игры. Разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, в кровати любит размышлять и фантазировать. Утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, боится спорта. Такой ребенок требует много заботы и любящего понимания.
Родители должны знать, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фокусируется на этом и переживает. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры. В воспитании ребенка-меланхолика особенно важно соблюдать щадящий режим и принцип постепенности. Прежде всего, следует ограничить шум, количество игрушек, сузить круг знакомств, ведь малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо учить ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги, относиться к новому человеку. Круг знакомств следует расширять постепенно. Особое внимание проявлять к ребенку в период адаптации, который протекает у них особенно болезненно. У таких детей слабая нервная система и они требую бережного отношения. На них нельзя повышать голос, наказывать – все эти меры вызовут слез, замкнутость, повышенную тревожность. Меланхолики отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки, это лишь закрепит их неуверенность в себе. Важно помочь найти друзей, преодолеть робость, излишнюю тревожность. Следует развивать стремление к активности, умение преодолевать трудности. При занятиях учитывать, что такие дети быстро утомляются, им требуется отдохнуть. В воспитании следует опираться на их ценные качества: чувствительность к эмоциональным воздействиям, способность к сопереживанию, эмпатию. Детям этого темперамента легче проявить себя в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной), в спокойных играх в небольших по составу группах с доброжелательными по характеру детьми, близкими по степени общительности.

Холерик. Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск и приключения. С трудом идет на компромисс. Не прислушивается к мнению других, излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. Поведение во многом зависит от воли, многого может добиться сам, не обращая внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания; импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Любит играть в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В общении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных играх рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения; полезно плавание, прыжки на батуте, ритмичные танцы. Такому ребенку нужно жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то делать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других. Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, поймите его, помогайте.
Родители должны помнить, что воспитание детей с холерическим темпераментом требует особого терпения и гуманности, ибо нажим, а тем более репрессии вызывают противодействие и даже ненависть. В отношении холерика необходимо учитывать, что часто именно характерные для них активность, подвижность, напористость, эмоциональность помогают им занять в детском обществе благоприятное положение. Поэтому целесообразно шире использовать любимые ими подвижные игры при формировании Я-концепции, развитии умения взаимодействовать с другими людьми. Холерики легко возбудимы, как правило, очень энергичны. Сложность воспитания такого ребенка нередко усугубляется неправильным отношением к нему взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать излишней активности ребенка. Целесообразнее направить эту активность в нужное русло, так организовать его жизнь, чтобы она находила полезное применение. Надо считаться с тем, что ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить. Ни в коем случае нельзя применять «силовые меры» — окрики, угрозы. От этого возбуждение только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Так как у этих детей слабый тормозной процесс, их не следует корить за чрезмерное возбуждение. Нужно помочь его обуздать, и здесь будут уместны шутка, юмор. Холерик нуждается в более щадящем режиме. Во второй половине дня целесообразно ограничивать все, возбуждающее нервную систему. Полезны все виды занятий, помогающие развитию сосредоточенности и сообразительности – настольные игры, рисование, конструирование – словом, все, что может увлечь и требует усидчивости. Следует развивать сдерживающие механизмы: умение ждать, отсрочить свои желания, сдерживать свою импульсивность. Ребенку-холерику трудно выполнять правила общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать. Этому его следует учить, применяя одобрение, напоминания. Важно оценивать по достоинству присущие таким детям решительность, смелость, энергичность, устойчивость их интересов, нередко проявляющуюся инициативность.

Флегматик. Медлительный молчун, спокойный и часто полненький. Любит несколько игрушек, мало фантазирует, играет спокойно, не шумно. Мало двигается, любит поспать, засыпает легко, встает поздно, кушает много, в еде не разборчив. Тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет только своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с почти холерической энергией. Разговаривает медленно, с паузами, терпеть не может игры, где надо проявлять быстроту, сноровку. Это «надежный» ребенок, послушный и пунктуальный. Знает много стихов и песен, новое не любит, а с удовольствием выполняет уже известное. Для других детей он скучен и ленив, они не приглашают его в свои активные игры, но любят играть с ним в традиционные ролевые игры. Схватывает и запоминает новые правила и информацию медленно, но надежно, редко ошибается. В совместных занятиях рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Не надо делать ребенка «удобным» для себя. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будет действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, завоеванию любви.
Родителям необходимо помнить, что детям-флегматикам следует с «малых ногтей» прививать привычку быть деятельным и активным. Частой ошибкой в воспитании ребенка – флегматика является предъявление ему требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства его нерасторопностью, неловкостью. Окрики, подталкивания, как правило, оказывают тормозящее действие на ребенка, и вместо того, чтобы торопиться, он действует еще медленнее. Бывают случаи, когда ребенок вдруг проявляет не свойственный ему быстрый темп деятельности, но быстрый темп требует от ребенка большего напряжения, а «запасы» этого напряжения невелики. Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего, что требует усилий, немедленно прийти ему на помощь. В таком случае у ребенка может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего того, что связано со словом «быстро». Развивать активность, подвижность флегматиков надо постепенно, соблюдая посильность в наращивании темпа. Важно поощрять даже незначительное проявление расторопности, подвижности. Следует учитывать, что ребенку-флегматику трудно не только начать дело, но и закончить его. Следует заранее предупредить его о необходимости закончить работу, но не прерывать резко. В воспитании следует опираться на такие присущие флегматикам качества, как: уравновешенность, терпимость, самообладание, старательность и аккуратность.
Подводя итог, следует отметить, что каждый темперамент хорош по-своему и любая индивидуальность человека имеет свои плюсы и минусы. Следовательно, должен быть не поиск негативных сторон индивидуальности ребенка и не борьба с ними, а создание условий максимального проявления положительных сторон индивидуальности и построение на ее основе воспитательного процесса.

Воображение – это способность создавать новые образы на основе пережитого, воспоминаний о разных ощущениях и чувствах, это способность видеть мир многогранно и широко. Оно тесно связано с восприятием окружающего, эмоциями, мышлением и памятью. Воображение является возрастным психологическим новообразованием дошкольного детства. Если ребенок не доиграл, не дофантазировал, ему будет сложнее обучаться в школе. Ведь готовность к школе – это не только сумма каких-то знаний и умений, это определенная цепочка психологического развития. Ребенок с хорошо развитым воображением умеет гибко и нестандартно мыслить, подходить к решению любого вопроса с творческой стороны, ставить цели, визуализировать их, планировать пути их достижения, предполагать возможный исход событий, быстро ориентироваться в сложной ситуации, находить необходимое решение, проявлять смекалку.

Помогая ребенку развивать воображение, наряду с другими способностями, взрослые помогают ему в будущем найти себя и свое место в жизни.
В зависимости от способа его формирования, выделяют три вида воображения: воссоздающее, неуправляемое и творческое.
При воссоздающем воображении образ формируется на основе услышанной истории или самостоятельно прочитанной книги. Неуправляемое воображение – это когда ребенок настолько верит в созданные фантазией образы, что начинает жить в придуманном мире. Этот вид воображения часто свойственен неуравновешенным детям, живущим в проблемных семьях. При творческом воображении ребенок начинает фантазировать без опоры на какие-либо факты, только с помощью своего ума. Это самый продуктивный вид воображения, его и следует развивать.
Имеется много способов развития творческого воображения, и все они вполне доступны родителям, так как не требуют специальной подготовки и больших затрат.
Чтобы стимулировать развитие воображения, необходимо:
— обогащать жизненный опыт ребенка с помощью походов на концерты, спектакли, музеи, путешествий, прогулок на природу. Чем богаче палитра переживаний впечатлений, эмоций, тем ярче фантазии ребенка.
— читать ребенку книги. Слушая повествования о приключениях, далеких странах, жизни людей, ребенок представляет себе сюжеты, портреты главных героев, место, где происходят события. Кроме того, пополняется его запас слов и образов.
— сочинять вместе истории. Благодаря этому, ребенок учится создавать собственные сюжеты и персонажей. А делая малыша главным героем рассказов, родители повышают его самооценку.
— рисовать, так как художественная деятельность строится на активном воображении и творческом мышлении. Рисуя, ребенок создает свой собственный мир, придумывает его героев, события, выстраивает отношения.
— поощрять детские игры с вымышленными персонажами. Изображая в игре события повседневной, а также вымышленной жизни, ребенок черпает новые знания. Кроме того, такие игры развивают самодисциплину, так как ребенок сам придумывает правила и следит за их выполнением. Он начинает лучше понимать причинно-следственные связи. Создавая вымышленные ситуации и проигрывая их до логического завершения, ребенок учится творчески мыслить и решать различные проблемы.
— придумывать разнообразные способы использования подручного материала. Самые простые вещи, окружающие нас, могут стать подходящим реквизитом для детских игр и стимулируют воображение.
Приведу примеры некоторых игр и упражнений, развивающих творческое воображение.
1. Упражнение «Придумай и нарисуй». Нарисуйте на листе бумаги несколько кругов (или других геометрических фигур) одинакового размера. Предложите ребенку пофантазировать и дорисовать каждый кружок так, чтобы из них получились разные рисунки.
2. Игра с рисованием «Сказочное животное». Предложите ребенку придумать и нарисовать сказочное животное, которого не бывает ни на самом деле, ни в мультиках. В процессе рисования нужно сочинить про него историю, рассказав о том, где он живет, что любит делать и т.д.
3. Игра «Волшебные кляксы». Одна часть листа покрывается густой краской, после чего лист складывается пополам, так, чтобы получился отпечаток. Задача – внимательно рассмотреть полученное двойное изображение и придумать, на что оно похоже, дорисовать детали, рассказать про него историю.
4. Упражнение «Изменение ситуации в знакомой сказке». Перед тем как рассказать знакомую сказку, с ребенком договариваются что-то в ней изменить. Вначале взрослый что-то меняет сам, что-то такое, что побудит ребенка придумывать. Например: «Давай сделаем так, что, когда Золушка убегала от принца, она потеряла не туфельку, а что-то другое. Давай придумаем, что потеряла Золушка, и как ее нашел принц?».
5. Игра «Чего на свете не бывает». Предложите ребенку придумать и нарисовать то, чего на свете не бывает. В конце обязательно нужно обсудить рисунок. Ребенок рассказывает, что он изобразил и действительно ли этого не бывает на самом деле.

В арсенале каждого родителя имеется, как правило, множество воспитательных мер, но чаще всего воспитываем мы детей с помощью сакраментальных слов, все сортирующих на то, что «можно» и «нельзя». Именно этими словами мы регулируем всю жизнь своего ребенка. При помощи «нельзя» и «можно» нам хочется внушить ребенку весь кодекс норм, правил общения с людьми. Ребенок познает мир, опираясь на эти слова.

К сожалению, иногда невинные для нас «нельзя» являются психологической травмой для ребенка, особенно если в это время он переживает кризис и особенно остро реагирует на все, в связи с происходящей перестройкой организма и высшей нервной деятельности.

Слова-запреты, как и неправильные типы воспитания способны стать причиной нервных отклонений у детей, вызвать бурные реакции протеста и срывы. Чаще всего это происходит, когда в «нельзя» сегодня вдруг превратилось то, что было «можно» еще совсем недавно, чуть ли не вчера. Либо если мама говорит «можно», а папа отвечает «нельзя», или наоборот. Ребенок в недоумении, и он специально начинает делать и брать то, что ему запрещают.

«Нельзя», конечно, необходимы, чтобы малыш усвоил нормы поведения людей. Но круг их должен быть довольно ограничен, учитывая психологию ребенка. «Нельзя» на каждом шагу обижают ребенка, вызывают у него реакцию протеста, делает его упрямым.

Когда мы говорим о нервных детях, то очень часто подразумеваем под словом «нервный» всего-навсего реакции активного протеста. А протестуя, ребенок устраивает сцены, кричит, дерзит, может затеять драку. И это все в ответ на, казалось бы, невинное слово «нельзя».

Почему так происходит? Дело в том, что работа головного мозга – это сложнейшее соотношение процессов возбуждения и торможения, причем сигналы, поступающие в мозг от органов чувств малыша, способствуют процессам возбуждения, благодаря которым мы имеем ответную реакцию на раздражитель. У взрослого одновременно с возбуждением фиксируются и процессы торможения, которые не позволяют возбуждению охватывать весь мозг, локализуя его в тех отделах, которые должны давать ответ на раздражитель. У ребенка же возбуждение превалирует над торможением, и «овладение» процессом торможения затягивается на длительный период. Но только лишь достаточно развившиеся процессы торможения способны вовремя осуществить приказ «нельзя». Поэтому ребенку трудно быть послушным. Если мы муштруем его целыми днями своими бесконечными «нельзя», мы вызываем перенапряжение легко ранимой детской нервной системы.

Как же нужно вести себя с ребенком, чтобы поменьше использовать запреты?

Во-первых, не создавать самим «опасных прецедентов», не провоцировать ребенка запретными вещами, тем самым резко ограничив круг запретов. Пока ребенок еще маленький, запрещенные или опасные вещи лучше спрятать подальше.

Нельзя запрещать все без конца, не учитывая возрастные особенности ребенка.

Если вы разрешили что-то ребенку вчера, разрешите это и сегодня.

Предупреждайте сами свой запрет, профилактика всегда эффективнее.

Запреты всех взрослых в семье должны быть одинаковыми.

Нельзя входить в дебаты с рассерженным ребенком, шантажировать и угрожать. «Воинственность» ребенка можно погасить своим спокойствием.

Все ваши требования к ребенку должны быть эмоционально привлекательными.

Старайтесь чаще говорить ребенку «можно».

У детей определенный возраст связан с развитием застенчивости. Эта застенчивость недолговременна, она не является устойчивой чертой характера и со временем исчезает. Но бывает у детей застенчивость, которая уже не является свойством возраста и формируется под влиянием различных факторов.

Важно отличать застенчивого ребенка от ребенка, который просто любит уединение и вполне самодостаточен, его не тяготит одиночество, он не будет скучать, если остался дома один, а займется чем-нибудь интересным.

Страдают от застенчивости в основном эмоционально чувствительные, впечатлительные  дети, которые принимают все близко к сердцу. У них повышенное чувство долга, им трудно обманывать и хитрить, а также трудно подстраиваться под ситуацию. Застенчивые дети очень робкие, остро ощущают свои недостатки, особенно мнимые, кажущиеся, а свои положительные качества, наоборот, не замечают и не ценят. Они боятся, что будут смешно выглядеть в глазах других детей, скажут что-то глупое, некрасиво одеты и т.д. Они очень чувствительны к любой критике. Из-за навязчивых опасений у них теряется естественность поведения, появляется скованность, меняется интонация голоса, мимика. Застенчивые дети часто избегают контакта с другими детьми, потому что считают себя хуже их. Они часто колеблются в принятии решения, не проявляют инициативы, не могут защитить себя. Из-за этого их часто не замечают вообще, поэтому застенчивость часто сопровождается нереализованными возможностями. Застенчивому ребенку трудно совершить элементарные действия, например, подойти к доброжелательно настроенному взрослому. В этот момент ребенок испытывает сильное внутреннее напряжение. Оно проявляется в нервных движениях, состояниях эмоционального дискомфорта, боязни обращения к другим людям. Иногда ребенок может вообще не откликаться на обращения или отвечает односложно, очень тихо, вплоть до шепота.

Характерной особенностью общения застенчивого ребенка является цикличность, прерывистость: затруднения могут временно прерываться, когда ребенок чувствует себя раскованно, свободно, и вновь возникать при каких-либо затруднениях.

Особенно четко застенчивость проявляется на пятом году жизни. Это связано с тем, что в этом возрасте формируется потребность в уважительном отношении к ребенку со стороны взрослого.

Ярче всего застенчивость проявляется в новых видах деятельности. Ребенок чувствует себя неуверенно, боится проявить свою неумелость, сказать об этом, попросить помощи.

Как помочь застенчивому ребенку?

Прежде всего, родителям следует обратить внимание на свое собственное поведение. Не надо лишний раз демонстрировать свое собственное беспокойство и мнительность. Ребенок довольно быстро учится перенимать такое поведение, которое в дальнейшем может стать навязчивым. Обратите внимание на то, как и что вы говорите ребенку
об окружающих людях. Может быть, в ваших высказываниях
то и дело проскальзывает излишняя категоричность и критич­ность? Слушая, как родители рассуждают о других людях и ак­центируют свое внимание на чужих недостатках, ребенок в свою
очередь делает вывод, что и окружающие так же говорят о нем
и разглядывают будто под микроскопом, подмечая каждое    ­
слово, движение, оценивая любой поступок. Поэтому постарайтесь
в присутствии ребенка вообще не обсуждать других людей.

Не стоит поручать ребенку делать то, что он не в состоянии выполнить. Часто именно невыполнимые требования к ребенку заставляют его постоянно бояться того, что он не справится с ситуацией и заработает наказание. Это ведет к тому, что ребенок постоянно чувствует неуверенность в своих силах и сам перестает оценивать себя адекватно.

Не называйте ребенка застенчивым, так как это может отразиться на его поведении. Лучше подчеркивайте сильные сто­роны его характера, чаще хвалите ребенка, говорите о его поло­жительных качествах, день за днем укрепляйте в нем уверен­ность, а застенчивость определяйте как осторожность, осмотри­тельность, обдуманность. Вместе с ребенком вспомните, какими способностями он обладает в реальности. У него много досто­инств, значит, ему есть чем гордиться.

У застенчивых детей сформирован запрет на поступки и действия, порицаемые взрослыми. Это может тормозить самостоятельность и творческие способности. Найдите способ предотвращения шалостей. И не проявляйте излишнюю принципиальность и непримиримость в оценках и суждениях. Помните: частые ограничения являются одной из причин детских неврозов.

Учите ребенка свободно проявлять свои эмоции, чувства и желания. Для этого необходимо проводить специально организованные игры: жмурки, прятки, догонялки, игры-забавы, игры-пантомимы.

Прямое воздействие и внушение обычно действуют на застенчивого ребенка противоположным образом. Гораздо более действенным образом влияют игры-фантазии, в которых различные персонажи наделяются чертами самого ребенка, в ситуациях, близких тем, которые волнуют его, вызывают тревогу и страх. Можно также сочинить рассказ, сказку о девочке или мальчике, или зайчике, или мишке.

Разнообразьте жизнь вашего ребенка: ходите в походы,
на экскурсии, желательно туда, где ему нравится. Пусть участвует в детских спектаклях и т. п. Следует учитывать одно важ­ное условие: общение непременно должно быть добровольным. Не настаивайте на присоединении застенчивого ребенка к ком­пании сверстников против его желания. Находясь в большом обществе, будьте рядом с ребенком,
держите его за руку, пока он не почувствует уверенность в себе.
Пусть он сам отпустит вашу руку.

Вызывайте ребенка на откровенные беседы. Попробуйте завести разговор о том, с какими проблемами он сталкивается, и ребенок откликнется. Такие беседы не только сблизят вас с ребенком, но и помогут совместными усилиями найти верный путь к решению проблем. Пусть ребенок рассказывает вам каж­дый день хорошие новости. При этом просто выслушивайте его и не давайте советов. Относитесь серьезно к его проблемам и вместе радуйтесь победам. Поделитесь с ребенком своим опытом. Расскажите ему по­добные случаи, происшедшие с вами, и собственные пережива­ния по этому поводу. Эти рассказы помогут ему чувствовать се­бя увереннее в аналогичных ситуациях.

Заручитесь поддержкой педагога. Он поможет включить
вашего ребенка в коллективную жизнь группы. Участие в кон­
курсах, соревнованиях и т. п. поможет вашему малышу стать
общительным и приобрести друзей.

 

Если ваш ребенок одарен и отличается от других детей, то чтобы пестовать его талант, вам необходимо знать о большинстве особенностей нестандартного ребенка, о проблемах, которые могут у него быть.

Способности бывают общие и специальные. При выдающихся специальных способностях ребенок превосходит многих в определенной деятельности и области, например в музыке, вокале или живописи.  Если у ребенка выдающиеся общие способности, то он опережает сверстников по темпам интеллектуального развития. Такой ребенок, прежде всего, отличается каким-то фанатичным любопытством, богатым воображением, фантазией, блестящей памятью, прекрасной речью, а также потрясающей усидчивостью, когда он поглощен любимым делом. Первое, что бросается в глаза, когда общаешься с таким ребенком,  это очень развитая речь с большим активным и пассивным словарем, речь с бесконечными суждениями, умозаключениями.

Еще одно отличие одаренного ребенка  — это высокая чувствительность. Такой ребенок чувствителен настолько, что реагирует не только на слова, но и на интонации и жесты. Любая реплика им может восприниматься как критика в свой адрес  и вызвать чувство вины и даже ощущение отверженности, значительно снижая самооценку ребенка. Он обостренно реагирует  на всякую несправедливость, пытается ее исправить, мечтает, чтобы всем было хорошо. И в то же время одаренный ребенок способен непроизвольно унижать окружающих своим непониманием того, что кто-то мир воспринимает по-другому, менее одарен, чем он. Высокая чувствительность одаренного ребенка бок о бок уживается с нетерпеливостью, ершистостью в суждениях. Все это создает определенные трудности в общении с таким ребенком.

Общение со сверстниками, которых он намного обогнал в развитии  – главная проблема одаренного ребенка. Его незаурядность, порывистость, ершистость отталкивают от него ровесников, среди которых у него почти нет друзей. И чувствуя себя неким изгоем среди сверстников, такой ребенок способен разочароваться сам в себе.

Кроме того, часто такие дети, опережая в умственном развитии других детей, имеют уязвимые места в физическом развитии, которое не успевает «бежать» вслед за умственным развитием и происходит в срок. Часто имеется разница между высоким интеллектом ребенка и деятельностью, при выполнении которой необходимо пользоваться моторикой рук. Некоторое отставание в физическом развитии иногда бывает причиной насмешек сверстников, что больно ранит чувствительных одаренных интеллектуально детей.

Родителям одаренного ребенка необходимо, прежде всего, понять и осознать его неординарность. Не игнорировать его уникальность, но и не восторгаться им сверх меры. Создать условия для поощрения и развития его таланта, но, не в коем случае, не превращать жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения своих родительских амбиций. Не культивировать необходимость преуспеть, не перегружать ребенка. Создать ребенку атмосферу творчества, учить терпению и поощрять за все старания. Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию. Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость ребенка. Учить владеть своими эмоциями и спокойно относиться к его эмоциональным перепадам. Делать все возможное, чтобы  он не занижал свою самооценку, но и не выставлял свою одаренность напоказ . Учить его налаживать  отношения со сверстниками. Не возвышать над остальными детьми в семье. Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка и развитию его моторики. И, самое главное, считать себя самым счастливым из родителей.