Жители города
Жил на свете один старый человек. Каждый день он поднимался на вершину холма и задумчиво глядел на расстилающийся внизу городок. Однажды около него остановился путник с узлами за плечами и спросил:
— Что за люди живут в этом городе? Я спрашиваю, потому что ищу, где поселиться.
Старик ответил вопросом:
— А какие люди жили в том городе, откуда вы родом?
— Жалкие негодяи, — сказал путник, — грубияны, жадные, которым ни до кого кроме самих себя и дела нет. Зимой снега не выпросишь. Вот поэтому я и решил уйти от них! Но что за люди живут в городке, на который вы смотрите?
Старик ответил:
— Лучше уж вам идти мимо. Люди здесь точно такие же, как и там, откуда вы пришли.
И путник ушел. А старик опять остался один. Случилось, что и на следующий день к нему подошел другой путник с узлами за плечами и спросил то же самое:
— Что за люди живут в этом городе? Я ищу, где поселиться.
И опять старик повторил свой вопрос о том, какие люди живут в том городе, откуда путник родим.
— Горько мне вспоминать об этом — они все были такими честными, храбрыми и заботливыми, благородными и добросердечными, дружными и любящими, готовыми чужому отдать последнюю рубашку. Услышав такое, старик улыбнулся и сказал:
— Добро пожаловать, в наш город. Уверен, найдете вы здесь точно таких же людей, как в том городе, откуда вы пришли.
***
О друзьях и тормозе
Двое друзей поехали на прогулку в автомобиле по горной дороге. Тот, который был пассажиром, просил своего друга притормаживать на крутых поворотах, но он не прислушивался к его словам. Наконец, водитель, не справившись с большой скоростью, не вписался в поворот, и автомобиль вылетел с дороги в пропасть. К счастью, машина, падая, зацепилась за большое дерево, росшее на обрыве, и повисла на ветках этого дерева. Друзья перевели дух, и испуганный пассажир спросил у водителя: «Что же ты не тормозил?» - «А разве ты не видишь, что я затормозил?» - возразил тот. «Эх, ты! "Затормозил"! — покачал головой его спутник. — Хорошо, что на этом дереве тормоз для нас нашелся, а то бы и дальше "тормозили"!»
Личностный рост (ЛР)
Интраперсональные критерии ЛР (принятие себя):
1.Принятие себя.
2.Открытость внутреннему опыту переживаний.
3.Понимание себя.
4.Ответственная свобода.
5.Целостность.
6.Динамичность.
Интерперсональные критерии ЛР (принятие других):
1.Принятие других.
2.Понимание других.
3.Социализированность.
4.Творческая адаптивность.
Механизмы личностного роста
1.Учеба.
2.Творческий труд.
3.Активность и методичность.
4.Вера в себя.
5.Честность в самооценке.
6. Жизненная стратегия
***
Причины возникновения проблем
в семейном воспитании
- Чрезмерная занятость родителей – изменяется продолжительность и содержание общения
- Неорганизованный быт, который мешает родителям уделять достаточное внимание своим детям. Дети предоставлены сами себе.
- Нарушение супругами этики внутрисемейных отношений – дефицит теплоты, равнодушие, частые конфликты.
- Исчезновение совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми или общего досуга.
- Перенос родительских функций на образовательные учреждения.
- Низкая психологическая культура родителей и недостаточная психологическая и педагогическая компетентность в вопросах воспитания детей.
Жил-был царь, который стремился ко всякой премудрости. Дошли раз до него слухи, что есть некий отшельник, который знает ответы на все вопросы. Приехал к нему царь и видит: дряхлый старик, копает грядку. Царь соскочил с коня и поклонился старику.
— Я приехал, чтобы получить ответ на три вопроса: кто самый главный человек на земле, какое дело самое важное в жизни, какой день важнее всех остальных.
Отшельник ничего не ответил и продолжал копать. Царь взялся ему помогать.
Вдруг видит: идет по дороге человек — все лицо кровью залито. Царь остановил его, добрым словом утешил, принес воды из ручья, обмыл и перевязал раны путника. Потом отвел его в лачугу отшельника, уложил в постель.
Наутро смотрит — отшельник грядку засевает.
— Отшельник, — взмолился царь, — неужто ты не ответишь на мои вопросы?
— Ты сам уже на них ответил, — проговорил тот.
— Как? — изумился царь.
— Увидев мою старость и немощь, ты сжалился надо мной и вызвался помочь, — сказал отшельник. — Пока ты вскапывал грядку, я был для тебя самым главным человеком, а по-мощь мне была для тебя самым важным делом. Появился раненый — его нужда оказалась острее моей. И он стал для тебя самым главным человеком, а помощь ему — самым важным делом. Выходит, самый главный человек — тот, кто нуждается в твоей помощи. А самое важное дело — добро, которое ты ему делаешь.
— Теперь я могу ответить на свой третий вопрос: какой день в жизни человека важнее остальных, — проговорил царь.— Самый важный день — день сегодняшний.
Было это очень давно. В одном средневековом городе жил фонарщик. Человек преклонных лет, невзрачный с виду, тихий и кроткий, каждый вечер ходил он по городу и освещал улицы. Маленького роста старичок черкал спичкой по подошве своего изношенного ботинка, и самый темный переулок становился светлым и оттого уютным. Соседи мало что знали о бедном фонарщике. Им он казался нелюдимым и в чем-то даже странным. Горожане считали его бездельником: "Ну, разве не лодырь, – возмущались они, – спит весь день, а ночью на звезды любуется". А дети обзывали полуночным карликом, потому что появлялся старичок на улице только с наступлением сумерек.
Но каждый раз, чиркая спичкой по старой подошве, маленький фонарщик уменьшался в росте.
Как-то один человек сказал ему:
– Как можешь так жить? Ты ведь вскоре вовсе исчезнешь! Пожалей себя, все равно взамен кроме оскорблений ничего не получаешь от людей! Не справедливо.
На это фонарщик ответил:
– Люди останутся без света, если я перестану делать свою работу. А вдруг, кто-то не сможет дойти до дома, заблудившись в темноте? А того хуже, если кого-то ночью обидят на темной улице. Это разве справедливо? А когда светло, то и людям легче. Нет-нет, да и поблагодарит кто-то в душе. А мне большего и не нужно. Так и чиркал смиренный старичок по подошве спичкой, становясь все меньше, пока и вовсе не исчез. Этого никто и не заметил. Но все заметили, что вечером в городе не загорелись огни...
Молодая женщина сидела на скамейке в парке и почему-то горько плакала. В это время Ваня ехал на своем трехколесном велосипеде по аллейке. И так жалко стало ему тетю, что он спросил:
– Тетя, ты почему плачешь?
– Ой, малыш, ты не сможешь понять, – отмахнулась женщина.
Ване показалось, что после этого тетя стала плакать еще сильнее. Он говорит:
– Тетя, у тебя что-то болит, и ты плачешь? Хочешь, я подарю тебе свою игрушку?
Еще больше разрыдалась женщина от этих участливых слов:
– Ой, мальчик, – ответила она, – я не нужна никому, меня никто не любит...
Ваня посмотрел серьезно и сказал:
– А ты точно у всех спросила?
Во дворце одного вельможи была необычная зала. Стены, потолок и пол в ней были зеркальными. Как-то раз абсолютно случайно забежала в залу собака. Она растерялась, увидев вокруг целую свору подобных себе существ, и оскалила зубы. Псы, окружающие ее, ответили тем же. Тогда собака стала лаять. И псы все вместе тоже подали голос. Собака металась, но со всех сторон на нее набрасывались оскаленные, злые существа. Целую ночь провела бедняжка в окружении озверевшей своры. Наутро слуги вельможи нашли ее мертвой. У нее разорвалось сердце. А ведь все могло быть по-другому, если бы, войдя в комнату, вместо злого оскала собака вильнула хвостом и протянула тем, кто смотрел на нее из зеркала, лапу в знак дружбы.
Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос:
— Все, что существует, создано Богом? И если Бог создал все, значит, Бог создал зло, раз оно существует. Согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит, Бог есть зло.
Все притихли, услышав такие выводы. Тогда один студент встал и спросил:
— Могу я задать Вам вопрос, профессор? Скажите, а холод существует?
— Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?
Молодой человек ответил:
— На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы называем холодом, является отсутствием тепла. Мы изучаем тепло, а не холод. Профессор, а темнота существует?
— Конечно, существует.
— Сэр, темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучать свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучать различные длины волн каждого цвета, но не можем измерить темноту. Темнота – это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света. Скажите, пожалуйста, профессор, зло существует?
— Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилие по всему миру. Эти примеры являются не чем иным, как проявлением зла.
На это студент ответил:
— Зло – это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод – слово, созданное человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло – это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света.
Говорят, имя этого студента – Альберт Эйнштейн.
Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.
И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.
Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - Шарикова!
И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали! Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили - век доживать!
***
Она раздала каждому по четыре голубые ленточки, которые были сколоты в форме бантика, на каждой из них было написано: «Ты очень важен для меня», и попросила, чтобы каждый приколол одну ленточку себе на одежду, потому что каждый студент — важный и значимый человек в ее жизни.
Когда все студенты сделали то, о чем их попросили, преподавательница предложила всем подумать о том, кто для них наиболее важный и значимый в жизни человек, чтобы каждый вручил вторую ленточку ему. Потом необходимо было рассказать избраннику об эксперименте и попросить продолжить его, передать оставшиеся две ленточки, чтобы уже следующий участник отдал их человеку, наиболее значимому в его жизни. Ожидаемый результат — проследить, как маленькая деталь может влиять на людей.
Озадаченные ученики вышли из аудитории, размышляя над тем, кому отдать свои ленточки. Кто-то думал отдать их одному из родителей, кто-то брату, сестре, возлюбленному... Из этой группы студентов только один был иногородний. Он не мог отдать ленточки родным или близким. Всю ночь он думал над полученным заданием, и только к утру решил от дать свои ленточки другу, именно он посоветовал ему поступить в университет и при возникновении любых трудностей в освоении предметов помогал ему разобраться, объяснял, поддерживал. Наконец-то решение было принято!
После занятий он пошел на работу к своему другу. Тот был удивлен его появлением без предварительной договоренности, он решил, что произошло что-то плохое, и попросил объяснить, что случилось. Студент рассказал о причине своего визита, вручил другу три ленточки и попросил одну из них надеть на лацкан пиджака. «Я далеко от дома, и в этом большом городе самый близкий и значимый человек для меня это ты», — объяснил он свой поступок.
Смущенный и тронутый молодой человек, ранее не испытывавший подобного внимания от других, пообещал, что продолжит эксперимент и расскажет о результатах.
Студент ушел, его друг остался на работе, а когда собирался уходить домой, ему пришла в голову рискованная идея — отдать две оставшиеся ленточки своему шефу, человеку очень строгому, досконально владеющему своей профессией и всегда занятому. Секретарь сказала, что шеф примет его, когда освободится. Молодой человек ждал, пока его не пригласили войти. Своего босса он застал за чтением новых проектов, его стол был завален бумагами.
— Чего желаете? — напрямую спросил начальник. Молодой служащий, заикаясь от страха, объяснил причину своего прихода и показал две голубые ленточки.
Шеф очень удивился и спросил:
— Почему вы решили, что я подхожу для того, чтобы отдать эти ленточки мне:
Подчиненный ответил, что восхищается его энтузиазмом, самоотдачей и способностью расширять бизнес, что он научился многому и гордится тем, что может работать рядом с таким человеком.
Шеф с большим сомнением принял две голубые ленточки, не так часто за время пребывания па этом посту ему приходилось выслушивать искренние слова восхищения и благодарности. Он надел одну из них на грудь, а другую спрятал в карман. Его молодой служащий попрощался и вышел.
Рабочий день закончился.
Растерянный, озадаченный и смущенный шеф в этот день нарушил свой распорядок — сидеть допоздна на работе — и вовремя ушел домой.
Его жена удивилась раннему возвращению мужа и спросила, что случилось. Муж ответил, что все в порядке, что сегодня он просто хотел провести время со своей семьей, чем еще больше удивил свою жену, потому что обычно он возвращался домой в плохом настроении.
Шеф спросил: «Где наш сын:». Жена позвала мальчика. Сын спустился, и отец попросил:
«Составь мне компанию». И мать, и сын были растеряны, так как отец семейства не привык тратить свое драгоценное время на семью.
Отец и сын вышли на крыльцо и сели на ступеньку. Отец внимательно посмотрел на сына, который смотрел на него с затаенной грустью. Мужчина говорил о том, что все понимает и знает, что не был рядом, когда сын нуждался в нем, что он решил измениться и больше бывать с семьей, потому что сын и его мама — самые нужные и важные люди в его жизни. Он рассказал о молодом подчиненном и, прикрепляя ленточку с надписью: «Ты очень важен для меня» к футболке сына добавил:
— Я долго думал и понял, что могу отдать эту ленточку только тебе, потому что ты — самое главное, что есть у меня, самое ценное и самое святое. День, когда ты родился, был самым счастливым днем в моей жизни. Я горжусь тобой.
Сын со слезами на глазах обнял отца:
— Папа! Я не знаю, что сказать. Я думал, что я тебе не нужен! Я люблю тебя, папа! Прости меня!
Они сидели рядом, обнявшись, и оба плакали...
Эксперимент оказался удачным. Он помог изменить не одну жизнь, потому что каждый участник просто высказал вслух то, что чувствовал. В нашей власти облечь свои чувства в слова и сказать другому человеку, насколько он важен для нас, любим и значим.
Полетел мотылек на огонь.
- Куда ты! - попытался остановить его сидящий на пути мотылек с обожженным крылом. - Я вон полетел, и что из этого вышло?
- Значит, не с того конца подлетал! -весело отозвался мотылек, осторожно подлетел к костру и... тоже обжегся, разве что чудом не сгорел.
Сидят они вдвоем, горюют. Вдруг видят - еще один мотылек на огонь летит.
- Стой! - кричат. - Погоди!!!
Да какое там! Он их даже слушать не стал. Так мчался, что не то что крыло - весь в пламя угодил...
Переглянулись мотыльки, вздохнули. И, как только пришли в себя и подлечили крылышки... снова помчались к костру!
Жили-были два друга. В один момент они поспорили, и один из них дал пощечину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».
Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне:
«Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощечину и который спас жизнь своему другу спросил его:
— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо нам хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это из нашей памяти.
Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.
Но ласковое шелковое детство быстро прошло. Наступил сложный подростковый период. Первые взаимные обвинения, первые настоящие чувства. Я сделала ужасное открытие: мои дети выросли без любви. Я мало занималась их взрослением, не пресекала плохие поступки и не научила отличать зло от добра.
После очередного недоразумения я стояла на кухне, чистила лук, и слезы текли из моих глаз. Вошла мама:
– Чего ты плачешь?
– Ты знаешь, такой злой лук попался. Вот есть же сорта, от которых не плачешь.
– Видимо, этот мало поливали.
я поняла важную вещь: если детей мало поливать в детстве, в своей взрослой жизни они принесут другим много слез.
Как-то накануне Нового года учительница предложила своим третьеклашкам написать о том, чтобы хотели они попросить у Деда Мороза.
– Что случилось, дорогая, чем ты так встревожена?
– Вот, прочти, пожалуйста, – и она протянула мужу тетрадку.
"Дедушка Мороз, я не буду просить у тебя многого. Всего лишь исполни мою просьбу. Сделай меня хоть ненадолго телевизором. Я очень хочу, чтобы родные по вечерам собирались вместе и выслушивали меня, не перебивая. Чтобы папа, вернувшись после работы, спрашивал у меня о том, что же в жизни произошло нового. А мама, когда ей грустно, приходила ко мне. Чтобы мне радовались как новому телевизору, который теперь в нашей квартире занимает почти всю стену. Я бы подвинулся, чтобы нашлось место и для елочки. Я так хочу хоть немного пожить жизнью любого телевизора!"
– Бедный ребенок… И, послушай, есть же такие родители, – возмущался муж учительницы.
Жена подняла на него полные слез глаза:
– Дорогой, это написал наш сын...
Но люди только отмахнулись:
- Ничего, нам и пруда хватит!
Увидел пруд, что и он начал становиться болотом, и попросил:
- Помогите, пока не поздно!
Опять не послушали его люди.
И вскоре, действительно, бывшее озеро-пруд превратилось в болото.
Теперь люди ходили вокруг него, увязали, (некоторые даже тонули!) и возмущались:
- И откуда только болота берутся?
И не только на земле, но и в человеческих душах!
Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
- на ценностных установках;
- на личном выборе.
Теофраст
"Больше всех говорит тот, кому нечего сказать."
Л. Н. Толстой
"Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались."
Г. Торо
"Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение."
К. Д. Ушинский
"Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет."
У. Уорд
"Говори правду, тогда не придется ничего запоминать."
М. Твен
"Первый долг человека есть долг по отношению к собственной чести, а ее мы обязаны хранить незапятнанной."
М. Твен
"Каждый человек, подобно луне, имеет свою неосвещенную сторону, которую он никому не показывает."
М. Твен
"Справедливого человека цени больше, чем родного."
Антисфен
"Бедствие подобно кузнечному молоту: сокрушая кует."
К. Боуви
"Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей."
Аристотель
"Поступки – плоды помыслов. Были разумны помыслы, будут хороши поступки."
Г. Бальтасар
"Ничто не страшно, кроме самого страха."
Ф. Бэкон
"Надежда – единственное благо, которым нельзя пересытиться."
Л. Вовенарг
Был у гнева сын. Звали его – зло. Такой, что ему самому было с ним трудно. И решил он его женить на какой – нибудь добродетели. Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет! Похитил он радость и женил на ней свое зло.
– Что же ты, мил человек, такие подарки детям нашим делаешь? «Ведь ты мудр и любишь их, как родных», – спрашивали у мастера родители. – Дети стараются играть аккуратно, а подарки ломаются. Сколько – слез – то!
Улыбнулся мудрец:
– Время мчится очень быстро. Совсем скоро другой человек подарит вашему сыну или дочке свое сердце. Хрупкая вещь! Думается, мои игрушки научат их бережно относиться к этому бесценному дару…
И только когда повстречался с ними в лесу, понял, что они действительно есть.
Но было уже поздно...
– Конечно, что случилось?
– Пап, а сколько ты получаешь?
– Это не твоё дело! – возмутился отец. – И потом, зачем это тебе?
– Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
– Ну, вообще-то, 500. А что?
– Пап… – сын посмотрел на него снизу – вверх очень серьёзными глазами. Пап, ты можешь занять мне 300?
– Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую – нибудь дурацкую игрушку?– закричал тот. – Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!.. Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое – то время он
успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что – то очень важное нужно купить. Да ну их с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
– Ты не спишь, сынок? – спросил он.
– Нет, папа. Просто лежу, – ответил мальчик.
– «Я, кажется, слишком грубо тебе ответил», – сказал отец. – У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
– Ой, папка, спасибо! – радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
– Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть? – проворчал тот.
– Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит, – ответил ребенок. – Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.
На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит – а у соседа уже дорожка проложена.
На третий день снегу намело – по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок... А у соседа – дорожка уже ровная, прямая – просто загляденье!
В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:
– Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?
Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:
– Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!
Но ласковое шелковое детство быстро прошло. Наступил сложный подростковый период. Первые взаимные обвинения, первые настоящие чувства. Я сделала ужасное открытие: мои дети выросли без любви. Я мало занималась их взрослением, не пресекала плохие поступки и не научила отличать зло от добра.
После очередного недоразумения я стояла на кухне, чистила лук, и слезы текли из моих глаз. Вошла мама:
– Чего ты плачешь?
– Ты знаешь, такой злой лук попался. Вот есть же сорта, от которых не плачешь.
– Видимо, этот мало поливали.
я поняла важную вещь: если детей мало поливать в детстве, в своей взрослой жизни они принесут другим много слез.
В один из дней к хозяину пришел натуралист, который хотел узнать, как орел, царь птиц, может жить в сарае вместе с цыплятами.
«Я кормил его тем же, чем и цыплят, и приучил его быть цыпленком, он никогда не научится летать, — объяснил хозяин. — Он перестал быть орлом и ведет себя, как настоящий цыпленок». «Тем не менее, — настаивал натуралист, — у него сердце орла, и он может научиться летать». Осторожно взяв орленка на руки, он сказал: «Ты создан для неба, а не для земли. Расправь свои крылья и лети». Орленок, однако, был смущен; он не знал, кто он, и, посмотрев на цыплят, клюющих свой корм, спрыгнул вниз, чтобы снова присоединиться к ним.
На следующий день натуралист взял орла на руки и поднялся с ним на крышу дома. «Ты орел, — снова убеждал он его. — Расправь крылья и лети». Но орленок был напуган своим неизвестным «Я» и новым миром, простиравшимся перед ним, поэтому он снова спрыгнул вниз и отправился к цыплятам.
На третий день рано утром натуралист принес орла на высокую гору. Он встал лицом к солнцу, поднял царя птиц высоко над собой и, подбадривая его, сказал: «Ты орел. Ты создан для неба. Расправь свои крылья и лети».
Орел посмотрел вокруг. До сих пор он никогда не летал. И вдруг случилось то, чего так долго ждал от него натуралист: орел стал медленно расправлять крылья и, издав торжествующий крик, он наконец воспарил под облака и улетел.
Возможно, орел до сих пор с грустью вспоминает цыплят и даже иногда навещает свой сарай. Но каждому ясно, что он никогда не вернется к прежней жизни. Он был орлом, хотя его содержали и воспитывали, как цыпленка.
Женщине стало неловко.
– Что?! – удивилась молодая мама. – Тогда компьютер поглощает его!
– Да?! – переспросила мама. – А если он весь день шатается по улицам, как быть тогда?
– Старик, – сказала молодая мама, – я чувствую твою мудрость. Дай мне наставление!
Но была бы она неумной, то сказала бы старику: «Ты для того поднялся на сотый этаж, чтобы просить кусок хлеба или давать мне глупые наставления?» Но она сказала:
– Он – мудрец, – ответила жена. – Спроси, как воспитывать наших детей, он тебе скажет!
– Интересно... Назови три качества для воспитания дочери!
– О, – воскликнул муж женщины, – это прекрасно! Дай мне наставление, старик!
Но Мудрец не нуждался в дарах, вошел в лифт и нажал на кнопку вниз. Он спешил.
Полуночный карлик
Было это очень давно. В одном средневековом городе жил фонарщик. Человек преклонных лет, невзрачный с виду, тихий и кроткий, каждый вечер ходил он по городу и освещал улицы. Маленького роста старичок черкал спичкой по подошве своего изношенного ботинка, и самый темный переулок становился светлым и оттого уютным. Соседи мало что знали о бедном фонарщике. Им он казался нелюдимым и в чем-то даже странным. Горожане считали его бездельником: "Ну, разве не лодырь, – возмущались они, – спит весь день, а ночью на звезды любуется". А дети обзывали полуночным карликом, потому что появлялся старичок на улице только с наступлением сумерек.
Но каждый раз, чиркая спичкой по старой подошве, маленький фонарщик уменьшался в росте.
Как-то один человек сказал ему:
– Как можешь так жить? Ты ведь вскоре вовсе исчезнешь! Пожалей себя, все равно взамен кроме оскорблений ничего не получаешь от людей! Не справедливо.
На это фонарщик ответил:
– Люди останутся без света, если я перестану делать свою работу. А вдруг, кто-то не сможет дойти до дома, заблудившись в темноте? А того хуже, если кого-то ночью обидят на темной улице. Это разве справедливо? А когда светло, то и людям легче. Нет-нет, да и поблагодарит кто-то в душе. А мне большего и не нужно. Так и чиркал смиренный старичок по подошве спичкой, становясь все меньше, пока и вовсе не исчез. Этого никто и не заметил. Но все заметили, что вечером в городе не загорелись огни…