Жители города

 Жил на свете один старый человек. Каждый день он поднимался на вершину холма и задумчиво глядел на расстилающийся внизу городок. Однажды около него остановился путник с узлами за плечами и спросил:

— Что за люди живут в этом городе? Я спрашиваю, потому что ищу, где поселиться.

Старик ответил вопросом:

— А какие люди жили в том городе, откуда вы родом?

— Жалкие негодяи, — сказал путник, — грубияны, жадные, которым ни до кого кроме самих себя и дела нет. Зимой снега не выпросишь. Вот поэтому я и решил уйти от них! Но что за люди живут в городке, на который вы смотрите?

Старик ответил:

— Лучше уж вам идти мимо. Люди здесь точно такие же, как и там, откуда вы пришли.

И путник ушел. А старик опять остался один. Случилось, что и на следующий день к нему подошел другой путник с узлами за плечами и спросил то же самое:

— Что за люди живут в этом городе? Я ищу, где поселиться.

И опять старик повторил свой вопрос о том, какие люди живут в том городе, откуда путник родим.

— Горько мне вспоминать об этом — они все были такими честными, храбрыми и заботливыми, благородными и добросердечными, дружными и любящими, готовыми чужому отдать последнюю рубашку. Услышав такое, старик улыбнулся и сказал:

— Добро пожаловать, в наш город. Уверен, найдете вы здесь точно таких же людей, как в том городе, откуда вы пришли.

 

*** 

О друзьях и тормозе

Двое друзей поехали на прогулку в автомобиле по горной дороге. Тот, который был пассажиром, просил своего друга притормаживать на крутых поворотах, но он не прислушивался к его словам. Наконец, водитель, не справившись с большой скоростью, не вписался в поворот, и автомобиль вылетел с дороги в пропасть. К счастью, машина, падая, зацепилась за большое дерево, росшее на обрыве, и повисла на ветках этого дерева. Друзья перевели дух, и испуганный пассажир спросил у водителя: «Что же ты не тормозил?» - «А разве ты не видишь, что я затормозил?» - возразил тот. «Эх, ты! "Затормозил"! — покачал головой его спутник. — Хорошо, что на этом дереве тормоз для нас нашелся, а то бы и дальше "тормозили"!»

 ***

Личностный рост (ЛР)

Интраперсональные критерии ЛР  (принятие себя):

1.Принятие себя.

2.Открытость внутреннему опыту переживаний.

3.Понимание себя.

4.Ответственная свобода.

5.Целостность.

6.Динамичность.

Интерперсональные критерии ЛР  (принятие других):

1.Принятие других.

2.Понимание других.

3.Социализированность.

4.Творческая адаптивность.

Механизмы личностного роста

1.Учеба.

2.Творческий труд.

3.Активность и методичность.

4.Вера в себя.

5.Честность в самооценке.

6. Жизненная стратегия  

 

***

Причины возникновения проблем

в семейном воспитании

 

  1. Чрезмерная занятость родителей – изменяется продолжительность и содержание общения
  2. Неорганизованный быт, который мешает родителям уделять достаточное внимание своим детям. Дети предоставлены сами себе.
  3. Нарушение супругами этики внутрисемейных отношений – дефицит теплоты, равнодушие, частые конфликты.
  4. Исчезновение совместных форм полезной деятельности ребенка со взрослыми или общего досуга.
  5. Перенос родительских функций на образовательные учреждения.
  6. Низкая психологическая культура родителей и недостаточная психологическая и педагогическая компетентность в вопросах воспитания детей.
 ***
 
Три важных вопроса

Жил-был царь, который стремился ко всякой премудрости. Дошли раз до него слухи, что есть некий отшельник, который знает ответы на все вопросы. Приехал к нему царь и видит: дряхлый старик, копает грядку. Царь соскочил с коня и поклонился старику.
— Я приехал, чтобы получить ответ на три вопроса: кто самый главный человек на земле, какое дело самое важное в жизни, какой день важнее всех остальных.
Отшельник ничего не ответил и продолжал копать. Царь взялся ему помогать.
Вдруг видит: идет по дороге человек — все лицо кровью залито. Царь остановил его, добрым словом утешил, принес воды из ручья, обмыл и перевязал раны путника. Потом отвел его в лачугу отшельника, уложил в постель.
Наутро смотрит — отшельник грядку засевает.
— Отшельник, — взмолился царь, — неужто ты не ответишь на мои вопросы?
— Ты сам уже на них ответил, — проговорил тот.
— Как? — изумился царь.
— Увидев мою старость и немощь, ты сжалился надо мной и вызвался помочь, — сказал отшельник. — Пока ты вскапывал грядку, я был для тебя самым главным человеком, а по-мощь мне была для тебя самым важным делом. Появился раненый — его нужда оказалась острее моей. И он стал для тебя самым главным человеком, а помощь ему — самым важным делом. Выходит, самый главный человек — тот, кто нуждается в твоей помощи. А самое важное дело — добро, которое ты ему делаешь.
— Теперь я могу ответить на свой третий вопрос: какой день в жизни человека важнее остальных, — проговорил царь.— Самый важный день — день сегодняшний.
 
***
 
Полуночный карлик

Было это очень давно. В одном средневековом городе жил фонарщик. Человек преклонных лет, невзрачный с виду, тихий и кроткий, каждый вечер ходил он по городу и освещал улицы. Маленького роста старичок черкал спичкой по подошве своего изношенного ботинка, и самый темный переулок становился светлым и оттого уютным. Соседи мало что знали о бедном фонарщике. Им он казался нелюдимым и в чем-то даже странным. Горожане считали его бездельником: "Ну, разве не лодырь, – возмущались они, – спит весь день, а ночью на звезды любуется". А дети обзывали полуночным карликом, потому что появлялся старичок на улице только с наступлением сумерек.
Но каждый раз, чиркая спичкой по старой подошве, маленький фонарщик уменьшался в росте.
Как-то один человек сказал ему:
– Как можешь так жить? Ты ведь вскоре вовсе исчезнешь! Пожалей себя, все равно взамен кроме оскорблений ничего не получаешь от людей! Не справедливо.
На это фонарщик ответил:
– Люди останутся без света, если я перестану делать свою работу. А вдруг, кто-то не сможет дойти до дома, заблудившись в темноте? А того хуже, если кого-то ночью обидят на темной улице. Это разве справедливо? А когда светло, то и людям легче. Нет-нет, да и поблагодарит кто-то в душе. А мне большего и не нужно. Так и чиркал смиренный старичок по подошве спичкой, становясь все меньше, пока и вовсе не исчез. Этого никто и не заметил. Но все заметили, что вечером в городе не загорелись огни...
 
***
 
Участливый совет

Молодая женщина сидела на скамейке в парке и почему-то горько плакала. В это время Ваня ехал на своем трехколесном велосипеде по аллейке. И так жалко стало ему тетю, что он спросил:
– Тетя, ты почему плачешь?
– Ой, малыш, ты не сможешь понять, – отмахнулась женщина.
Ване показалось, что после этого тетя стала плакать еще сильнее. Он говорит:
– Тетя, у тебя что-то болит, и ты плачешь? Хочешь, я подарю тебе свою игрушку?
Еще больше разрыдалась женщина от этих участливых слов:
– Ой, мальчик, – ответила она, – я не нужна никому, меня никто не любит...
Ваня посмотрел серьезно и сказал:
– А ты точно у всех спросила?
 
***
 
Зеркальная комната

Во дворце одного вельможи была необычная зала. Стены, потолок и пол в ней были зеркальными. Как-то раз абсолютно случайно забежала в залу собака. Она растерялась, увидев вокруг целую свору подобных себе существ, и оскалила зубы. Псы, окружающие ее, ответили тем же. Тогда собака стала лаять. И псы все вместе тоже подали голос. Собака металась, но со всех сторон на нее набрасывались оскаленные, злые существа. Целую ночь провела бедняжка в окружении озверевшей своры. Наутро слуги вельможи нашли ее мертвой. У нее разорвалось сердце. А ведь все могло быть по-другому, если бы, войдя в комнату, вместо злого оскала собака вильнула хвостом и протянула тем, кто смотрел на нее из зеркала, лапу в знак дружбы.
 
***

Профессор в университете задал своим студентам такой вопрос:

— Все, что существует, создано Богом? И если Бог создал все, значит, Бог создал зло, раз оно существует. Согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит, Бог есть зло.

Все притихли, услышав такие выводы. Тогда один студент встал и спросил:

— Могу я задать Вам вопрос, профессор? Скажите, а холод существует?

— Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?

Молодой человек ответил:

— На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы называем холодом, является отсутствием тепла. Мы изучаем тепло, а не холод. Профессор, а темнота существует?

— Конечно, существует.

— Сэр, темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучать свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучать различные длины волн каждого цвета, но не можем измерить темноту. Темнота – это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света. Скажите, пожалуйста, профессор, зло существует?

— Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилие по всему миру. Эти примеры являются не чем иным, как проявлением зла.

На это студент ответил:

— Зло – это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод – слово, созданное человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло – это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света.

Говорят, имя этого студента – Альберт Эйнштейн.

 
***
  
Справедливость

Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить.
И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке.
Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - Шарикова!
И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали! Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили - век доживать!
 

***

 

Четыре голубые ленточки
 
Преподавательница университета на одной из пар объявила своим студентам об эксперименте, участниками которого должны были стать они все.
Она раздала каждому по четыре голубые ленточки, которые были сколоты в форме бантика, на каждой из них было написано: «Ты очень важен для меня», и попросила, чтобы каждый приколол одну ленточку себе на одежду, потому что каждый студент — важный и значимый человек в ее жизни.
Когда все студенты сделали то, о чем их попросили, преподавательница предложила всем подумать о том, кто для них наиболее важный и значимый в жизни человек, чтобы каждый вручил вторую ленточку ему. Потом необходимо было рассказать избраннику об эксперименте и попросить продолжить его, передать оставшиеся две ленточки, чтобы уже следующий участник отдал их человеку, наиболее значимому в его жизни. Ожидаемый результат — проследить, как маленькая деталь может влиять на людей.
Озадаченные ученики вышли из аудитории, размышляя над тем, кому отдать свои ленточки. Кто-то думал отдать их одному из родителей, кто-то брату, сестре, возлюбленному... Из этой группы студентов только один был иногородний. Он не мог отдать ленточки родным или близким. Всю ночь он думал над полученным заданием, и только к утру решил от дать свои ленточки другу, именно он посоветовал ему поступить в университет и при возникновении любых трудностей в освоении предметов помогал ему разобраться, объяснял, поддерживал. Наконец-то решение было принято!
После занятий он пошел на работу к своему другу. Тот был удивлен его появлением без предварительной договоренности, он решил, что произошло что-то плохое, и попросил объяснить, что случилось. Студент рассказал о причине своего визита, вручил другу три ленточки и попросил одну из них надеть на лацкан пиджака. «Я далеко от дома, и в этом большом городе самый близкий и значимый человек для меня это ты», — объяснил он свой поступок.
Смущенный и тронутый молодой человек, ранее не испытывавший подобного внимания от других, пообещал, что продолжит эксперимент и расскажет о результатах.
Студент ушел, его друг остался на работе, а когда собирался уходить домой, ему пришла в голову рискованная идея — отдать две оставшиеся ленточки своему шефу, человеку очень строгому, досконально владеющему своей профессией и всегда занятому. Секретарь сказала, что шеф примет его, когда освободится. Молодой человек ждал, пока его не пригласили войти. Своего босса он застал за чтением новых проектов, его стол был завален бумагами.
— Чего желаете? — напрямую спросил начальник. Молодой служащий, заикаясь от страха, объяснил причину своего прихода и показал две голубые ленточки.
Шеф очень удивился и спросил:
— Почему вы решили, что я подхожу для того, чтобы отдать эти ленточки мне:
Подчиненный ответил, что восхищается его энтузиазмом, самоотдачей и способностью расширять бизнес, что он научился многому и гордится тем, что может работать рядом с таким человеком.
Шеф с большим сомнением принял две голубые ленточки, не так часто за время пребывания па этом посту ему приходилось выслушивать искренние слова восхищения и благодарности. Он надел одну из них на грудь, а другую спрятал в карман. Его молодой служащий попрощался и вышел.
Рабочий день закончился.
Растерянный, озадаченный и смущенный шеф в этот день нарушил свой распорядок — сидеть допоздна на работе — и вовремя ушел домой.
Его жена удивилась раннему возвращению мужа и спросила, что случилось. Муж ответил, что все в порядке, что сегодня он просто хотел провести время со своей семьей, чем еще больше удивил свою жену, потому что обычно он возвращался домой в плохом настроении.
Шеф спросил: «Где наш сын:». Жена позвала мальчика. Сын спустился, и отец попросил:
«Составь мне компанию». И мать, и сын были растеряны, так как отец семейства не привык тратить свое драгоценное время на семью.
Отец и сын вышли на крыльцо и сели на ступеньку. Отец внимательно посмотрел на сына, который смотрел на него с затаенной грустью. Мужчина говорил о том, что все понимает и знает, что не был рядом, когда сын нуждался в нем, что он решил измениться и больше бывать с семьей, потому что сын и его мама — самые нужные и важные люди в его жизни. Он рассказал о молодом подчиненном и, прикрепляя ленточку с надписью: «Ты очень важен для меня» к футболке сына добавил:
— Я долго думал и понял, что могу отдать эту ленточку только тебе, потому что ты — самое главное, что есть у меня, самое ценное и самое святое. День, когда ты родился, был самым счастливым днем в моей жизни. Я горжусь тобой.
Сын со слезами на глазах обнял отца:
— Папа! Я не знаю, что сказать. Я думал, что я тебе не нужен! Я люблю тебя, папа! Прости меня!
Они сидели рядом, обнявшись, и оба плакали...
Эксперимент оказался удачным. Он помог изменить не одну жизнь, потому что каждый участник просто высказал вслух то, что чувствовал. В нашей власти облечь свои чувства в слова и сказать другому человеку, насколько он важен для нас, любим и значим.
 
***

  

Притча о мотыльках, летящих на огонь

Полетел мотылек на огонь.
- Куда ты! - попытался остановить его сидящий на пути мотылек с обожженным крылом. - Я вон полетел, и что из этого вышло?
- Значит, не с того конца подлетал! -весело отозвался мотылек, осторожно подлетел к костру и... тоже обжегся, разве что чудом не сгорел.
Сидят они вдвоем, горюют. Вдруг видят - еще один мотылек на огонь летит.
- Стой! - кричат. - Погоди!!!
Да какое там! Он их даже слушать не стал. Так мчался, что не то что крыло - весь в пламя угодил...
Переглянулись мотыльки, вздохнули. И, как только пришли в себя и подлечили крылышки... снова помчались к костру!
 
***
 
Притча о дружбе и любви

Жили-были два друга. В один момент они поспорили, и один из них дал пощечину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину».
Они продолжали идти, и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне:
«Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощечину и который спас жизнь своему другу спросил его:
— Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
— Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо нам хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это из нашей памяти.
Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.
  
***
 
Злой лук
 
Мне всегда не хватало времени заниматься собственными детьми. Работа, карьера, личная жизнь. Но мои дети ни в чем не нуждались, у меня хватало средств, чтобы удовлетворять их шоколадно-компьютерные потребности. Я закрывала глаза на их недостатки, они же прощали мне отсутствие внимания.
Но ласковое шелковое детство быстро прошло. Наступил сложный подростковый период. Первые взаимные обвинения, первые настоящие чувства. Я сделала ужасное открытие: мои дети выросли без любви. Я мало занималась их взрослением, не пресекала плохие поступки и не научила отличать зло от добра.
После очередного недоразумения я стояла на кухне, чистила лук, и слезы текли из моих глаз. Вошла мама:
– Чего ты плачешь?
– Ты знаешь, такой злой лук попался. Вот есть же сорта, от которых не плачешь.
– Видимо, этот мало поливали.
я поняла важную вещь: если детей мало поливать в детстве, в своей взрослой жизни они принесут другим много слез.
 
***
 
Необычное желание

Как-то накануне Нового года учительница предложила своим третьеклашкам написать о том, чтобы хотели они попросить у Деда Мороза.
Придя домой, села проверять детские сочинения. И одно из них очень расстроило ее. Она несколько раз перечитывала выведенное старательным детским почерком письмо с просьбой о чуде. Нет, не ошибки старалась найти учительница. Теперь они не имели никакого значения. В комнату вошел муж.
– Что случилось, дорогая, чем ты так встревожена?
– Вот, прочти, пожалуйста, – и она протянула мужу тетрадку.
"Дедушка Мороз, я не буду просить у тебя многого. Всего лишь исполни мою просьбу. Сделай меня хоть ненадолго телевизором. Я очень хочу, чтобы родные по вечерам собирались вместе и выслушивали меня, не перебивая. Чтобы папа, вернувшись после работы, спрашивал у меня о том, что же в жизни произошло нового. А мама, когда ей грустно, приходила ко мне. Чтобы мне радовались как новому телевизору, который теперь в нашей квартире занимает почти всю стену. Я бы подвинулся, чтобы нашлось место и для елочки. Я так хочу хоть немного пожить жизнью любого телевизора!"
– Бедный ребенок… И, послушай, есть же такие родители, – возмущался муж учительницы.
Жена подняла на него полные слез глаза:
– Дорогой, это написал наш сын...
 
***
 
Откуда берутся болота
 
Заметило озеро, что мало-помалу превращается в пруд, и взмолилось:
- Люди! Очистите меня поскорее!
Но люди только отмахнулись:
- Ничего, нам и пруда хватит!
Увидел пруд, что и он начал становиться болотом, и попросил:
- Помогите, пока не поздно!
Опять не послушали его люди.
И вскоре, действительно, бывшее озеро-пруд превратилось в болото.
Теперь люди ходили вокруг него, увязали, (некоторые даже тонули!) и возмущались:
- И откуда только болота берутся?
 
Добавим к этому:
И не только на земле, но и в человеческих душах!
 
***
 
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин)
Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

  

Девочка и тетрадь
 
В вагоне поезда девочка что-то старательно пишет в тетради. Мама спрашивает у нее: «Что ты пишешь, доченька?» — «Я описываю места, которые вижу из окна. Можешь почитать, мамочка», - отвечает дочь. Мама читает написанное и высоко поднимает брови: «Но у тебя в словах столько ошибок, доченька!» — «Ах, мама! — восклицает девочка. — Здесь поезд какой-то не такой! Он так качает, что очень трудно писать правильно!»
 
***
 
В своих ошибках всегда вини себя, а не обстоятельства, и никогда не ошибешься
 
Притча монаха Симеона Афонского
 
 
Притча о мальчике, который верил в чудеса
 
Мальчик очень любил читать добрые и умные сказки и верил всему, что там было написано. Поэтому он искал чудеса и в жизни, но не мог найти в ней ничего такого, что было бы похоже на его любимые сказки. Чувствуя некоторое разочарование от своих поисков, он спросил маму, правильно ли то, что он верит в чудеса? Или чудес в жизни не бывает? «Дорогой мой, — с любовью ответила ему мама, — если ты будешь стараться вырасти добрым и хорошим мальчиком, то все сказки в твоей жизни сбудутся. Запомни, что чудес не ищут, — к добрым людям они приходят сами».
 
 ***
 
Субъект – это…
 
Субъект – проектировщик своей судьбы.
Проектирование судьбы происходит через осознанное поведение.
 
Осознанное поведение основано:
- на анализе ситуации;
- на ценностных установках;
- на личном выборе.
 
 
 Чтобы личность начала меняться необходимо, менять:
 
1. Когнитивные процессы (ум)
2. Аффективные процессы (эмоции)
3. Поведенческие процессы (действия)
 
***
 
 Глиняный кувшинчик
 
Больной человек лежал на кровати. Он не мог встать, а жажда томила его. В это время родные все ушли по своим делам. Человек так стонал, что кувшинчик, стоявший на столе, исполнился состраданием к нему. Но как ему, глиняной штучке, дотянуться до больного?
 
"Дайте мне пить… Пить…", – только и шептал жаждущий. Жизнь едва теплилась в этом исстрадавшемся теле.
 
Собрав невероятные усилия, прикатился кувшинчик к постели, прямо под руку больного. Тот открыл глаза и изумился увиденным. Стало ему намного легче. Поднеся кувшинчик к воспаленным губам, человек жадно припал к нему в надежде утолить жажду. Но сосуд был пуст.
 
Собрав последние силы, со злобой швырнул больной кувшин на пол. Единственный желающий помочь разлетелся на мелкие куски.
Никогда не уподобляй себя больному. Не превращай людей, стремящихся тебе помочь в жалкие куски глины. Пусть даже попытки их тщетны.
 
***
 
Мысли мудрых о воспитании
 
"Самая большая трата, какую можно сделать,  это трата времени."
Теофраст

"Больше всех говорит тот, кому нечего сказать."
Л. Н. Толстой

"Книги следует читать так же неторопливо и бережно, как они писались."
Г. Торо

"Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение."
К. Д. Ушинский

"Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет."
У. Уорд

"Говори правду, тогда не придется ничего запоминать."
М. Твен

"Первый долг человека есть долг по отношению к собственной чести, а ее мы обязаны хранить незапятнанной."
М. Твен

"Каждый человек, подобно луне, имеет свою неосвещенную сторону, которую он никому не показывает."
М. Твен

"Справедливого человека цени больше, чем родного."
Антисфен

"Бедствие подобно кузнечному молоту: сокрушая кует."
К. Боуви

"Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятностей."
Аристотель

"Поступки  плоды помыслов. Были разумны помыслы, будут хороши поступки."
Г. Бальтасар

"Ничто не страшно, кроме самого страха."
Ф. Бэкон

"Надежда  единственное благо, которым нельзя пересытиться."
Л. Вовенарг
 
***
 
О добре и зле

Был у гнева сын. Звали его  зло. Такой, что ему самому было с ним трудно. И решил он его женить на какой – нибудь добродетели. Глядишь, немного смягчится, и ему на старости легче с ним будет! Похитил он радость и женил на ней свое зло.
Только недолгим был тот брак поневоле. Но осталось от него дитя  злорадство.
Да и правда, не может быть ничего общего у добра со злом. А если вдруг и случится, то добра от него не жди!
 
***
 
Хрупкая вещь
 
Было это давно или совсем недавно, не важно. Да только пришел в одно селение путник. И остался в нем жить. Мудрый был человек. Людей любил, а особенно деток. А уж что руки золотые! Такие игрушки мастерил, что ни на одной ярмарке не сыщешь. Да вот только незадача – поделки – то, слишком хрупкие. Обрадуется ребятня забаве, а она возьмет, да и разобьется. Поплачут дети, а мудрец им новую игрушку смастерит. Да еще более хрупкую.
– Что же ты, мил человек, такие подарки детям нашим делаешь? «Ведь ты мудр и любишь их, как родных»,  спрашивали у мастера родители. – Дети стараются играть аккуратно, а подарки ломаются. Сколько – слез – то!
Улыбнулся мудрец:
– Время мчится очень быстро. Совсем скоро другой человек подарит вашему сыну или дочке свое сердце. Хрупкая вещь! Думается, мои игрушки научат их бережно относиться к этому бесценному дару…
 
*** 
 
Притча о вере и неверии
 
Жил был заяц, который не верил в то, что существуют охотники.
И только когда повстречался с ними в лесу, понял, что они действительно есть.
Но было уже поздно...
 
***
 
Один час твоего времени
 
 Как – то раз один человек вернулся поздно домой с работы, как всегда усталый и задёрганный, и увидел, что в дверях его ждёт пятилетний сын.
 
 Папа, можно у тебя кое – что спросить?
 Конечно, что случилось?
 Пап, а сколько ты получаешь?
 Это не твоё дело!  возмутился отец. – И потом, зачем это тебе?
 Просто хочу знать. Пожалуйста, ну скажи, сколько ты получаешь в час?
 Ну, вообще-то, 500. А что?
 Пап…  сын посмотрел на него снизу – вверх очень серьёзными глазами. Пап, ты можешь занять мне 300?
 Ты спрашивал только для того, чтобы я тебе дал денег на какую – нибудь дурацкую игрушку? закричал тот.  Немедленно марш к себе в комнату и ложись спать!.. Нельзя же быть таким эгоистом! Я работаю целый день, страшно устаю, а ты себя так глупо ведешь.
Малыш тихо ушёл к себе в комнату и закрыл за собой дверь. А его отец продолжал стоять в дверях и злиться на просьбы сына. «Да как он смеет спрашивать меня о зарплате, чтобы потом попросить денег?» Но спустя какое – то время он
успокоился и начал рассуждать здраво: «Может, ему действительно что – то очень важное нужно купить. Да ну их с ними, с тремя сотнями, он ведь ещё вообще ни разу у меня не просил денег». Когда он вошёл в детскую, его сын уже был в постели.
 Ты не спишь, сынок?  спросил он.
 Нет, папа. Просто лежу,  ответил мальчик.
 «Я, кажется, слишком грубо тебе ответил»,  сказал отец.  У меня был тяжелый день, и я просто сорвался. Прости меня. Вот, держи деньги, которые ты просил.
Мальчик сел в кровати и улыбнулся.
– Ой, папка, спасибо!  радостно воскликнул он.
Затем он залез под подушку и достал еще несколько смятых банкнот. Его отец, увидев, что у ребенка уже есть деньги, опять разозлился. А малыш сложил все деньги вместе, и тщательно пересчитал купюры, и затем снова посмотрел на отца.
 Зачем ты просил денег, если они у тебя уже есть?  проворчал тот.
 Потому что у меня было недостаточно. Но теперь мне как раз хватит,  ответил ребенок.  Папа, здесь ровно пятьсот. Можно я куплю один час твоего времени? Пожалуйста, приди завтра с работы пораньше, я хочу, чтобы ты поужинал вместе с нами.
 
***
 
Притча: Огонь и вода
 
На земле бытует мнение, что земля и огонь не могут быть вместе. Либо огонь землю обожжет, либо земля огонь потушит.
 
Но вот случилось однажды так, что земля и огонь встретились. Огонь – пламенный, горячий, вспыльчивый молодой человек, а земля –  черная, спокойная, тихая девушка. И земля полюбила огонь, сама не зная, за что. За что можно любить, такое гордое, высокомерное существо? Но, кто знает, может быть именно поэтому, она его и полюбила. А огонь долгое время лишь играл с ней, не показывая своих чувств, а может, их просто – напросто и не было. Он касался своей горячей рукой, ее темной, прохладной щеки. Она же ласково нежилась в его объятиях.
 
Но вот однажды, огонь сделал подлость, изменил ей. Той, которая любила его больше всего на свете, любила от всего сердца. И с кем же изменил, с какой-то временной искоркой, которая рождается и умирает в своем непостоянстве. Иногда разведя пламя, а иногда, просто сверкнув, исчезает в темноте. Так произошло и с огнем, она просто сверкнула, и исчезла в темноте. А земля узнала, узнала и долго страдала. Плакала, своими черными водами, рыдала оползнями, гневалась наводнениями. Огонь же в свою очередь, не мог даже и подойти к земле, ведь она была практически вся заполнена водой, ах как схожи две эти стихии – земля и вода.
 
И огонь угрюмо затихал и гас, гас, понимая, что он теряет ее, ее единственную. Что она может уйти от него навсегда и никогда больше не вернуться. Но земля простила его, простила, несмотря на все его ошибки и прегрешения. Она смогла найти в себе силы, собраться духом и посмотреть ему в глаза. И впервые, она заметила в них что-то иное, то чего раньше никогда не было. Она и до этого смотрела ему в глаза, но замечала там лишь ухмылку и наигранность, потому что другого ничего там не было. А сейчас, она смогла разглядеть в них преданность, понимание, искренность, одним словом это была любовь. Огромная и чистая любовь. То, чего так долго не могла добиться земля от огня. И вот теперь они остались вместе, а понимание и взаимность стали для них лучшими друзьями...
 
***
 
О дружбе
 
Жили – были два соседа. Пришла зимушка-зима, выпал снег. Первый сосед ранним утром вышел с лопатой разгребать снег перед домом. Пока расчищал дорожку, посмотрел, как там дела у соседа. А у соседа — аккуратно утоптанная дорожка.
На следующее утро опять выпал снег. Первый сосед встал на полчаса раньше, принялся за работу, глядит  а у соседа уже дорожка проложена.
На третий день снегу намело  по колено. Встал еще раньше первый сосед, вышел наводить порядок... А у соседа  дорожка уже ровная, прямая  просто загляденье!
В тот же день встретились они на улице, поговорили о том, о сем, тут первый сосед невзначай и спрашивает:
– Послушай, сосед, а когда ты успеваешь снег перед домом убирать?
Второй сосед удивился сначала, а потом засмеялся:
 Да я его никогда не убираю, это ко мне друзья ходят!
 
***
 
Мысли мудрых о воспитании
 
"Беспокоясь о том, кем ребенок будет завтра, мы забываем, что кем – то он является уже сегодня." (Сташа Таушер)
 "Из всех плодов наилучшее приносит хорошее воспитание." (К. Гельвеций)
 "Кого можно считать умным? Того, чьи планы в большинстве случаев осуществляются." (Абуль – Фарадж)
 "Плохой учитель преподает истину, хороший учит ее находить." (А. Дистервег)
 "Усилия на ложном пути множат заблуждения." (Ф. Бэкон)
"Всегда можно найти достаточно времени, если употреблять его хорошо." (И. В. Гете)
 "Поведение – это великое зеркало, в котором каждый показывает свой лик." (И. В. Гете)
"Учитель, образ его мыслей - вот что самое главное во всяком обучении и воспитании." (А. Дистервег)
 "Не доверяй тому, кто не чтит старой одежды." (Б. Дизраэли)
 "Нет ничего труднее, как перевоспитать человека, плохо воспитанного." (Я. Коменский) 
"Тот, кто много говорит, тот говорит много глупостей." (П. Корнель)
 "Воспитание – хлеб души." (Д. Мадзени)
 "Говори, не торопясь: спешка – знак безумия." (Биант)
 "Мудрый ценит всех, ибо в каждом замечает хорошее." (Г. Бальтасар)
"Все приходит в свое время для тех, кто умеет ждать." (О. де Бальзак)
 
***
 
Волшебная копейка
 
Шел по дороге паренек. Смотрит — копейка лежит. «Что же, - подумал он, — и копейка - деньги!» Взял ее и положил в кошель. И стал дальше думать: «А что бы я сделал, если бы нашел тысячу рублей? Купил бы подарки отцу с матерью!» Только подумал так, чувствует - кошелек вроде бы толще стал. Заглянул в него, а там — тысяча рублей. «Странное дело! — подивился паренек. - Была одна копейка, а теперь - тысяча рублей! А что бы я сделал, если бы нашел десять тысяч рублей? Купил бы корову и поил бы молоком родителей!» Смотрит, а у него уже десять тысяч рублей! «Чудеса! - обрадовался счастливчик, - А что, если бы сто тысяч рублей нашел? Купил бы дом, взял бы себе жену и поселил бы в новом доме своих стариков!» Быстро раскрыл кошель, - и точно: лежат сто тысяч рублей! Тут его раздумье взяло: «Может, не забирать в новый дом отца с матерью? Вдруг они моей жене не понравятся? Пускай в старом доме живут. И корову держать хлопотно, лучше козу куплю. А подарков много не стану покупать, итак расходы большие...» И вдруг чувствует, что-кошель-то стал легким-прелегким! Испугался, раскрыл его, глядь — а там всего одна копейка лежит, одна-одинешенька...
 
***
 
Притча «Злой лук»
 
Мне всегда не хватало времени заниматься собственными детьми. Работа, карьера, личная жизнь. Но мои дети ни в чем не нуждались, у меня хватало средств, чтобы удовлетворять их шоколадно-компьютерные потребности. Я закрывала глаза на их недостатки, они же прощали мне отсутствие внимания.
Но ласковое шелковое детство быстро прошло. Наступил сложный подростковый период. Первые взаимные обвинения, первые настоящие чувства. Я сделала ужасное открытие: мои дети выросли без любви. Я мало занималась их взрослением, не пресекала плохие поступки и не научила отличать зло от добра.
После очередного недоразумения я стояла на кухне, чистила лук, и слезы текли из моих глаз. Вошла мама:
– Чего ты плачешь?
– Ты знаешь, такой злой лук попался. Вот есть же сорта, от которых не плачешь.
– Видимо, этот мало поливали.
я поняла важную вещь: если детей мало поливать в детстве, в своей взрослой жизни они принесут другим много слез.
 
***
  
Притча об орле
 
Однажды, гуляя по лесу, один человек нашел орленка. Он взял его домой и оставил жить в сарае, приучив есть корм для цыплят и вести себя так же, как они.

В один из дней к хозяину пришел натуралист, который хотел узнать, как орел, царь птиц, может жить в сарае вместе с цыплятами.

«Я кормил его тем же, чем и цыплят, и приучил его быть цыпленком, он никогда не научится летать, — объяснил хозяин. — Он перестал быть орлом и ведет себя, как настоящий цыпленок». «Тем не менее, — настаивал натуралист, — у него сердце орла, и он может научиться летать». Осторожно взяв орленка на руки, он сказал: «Ты создан для неба, а не для земли. Расправь свои крылья и лети». Орленок, однако, был смущен; он не знал, кто он, и, посмотрев на цыплят, клюющих свой корм, спрыгнул вниз, чтобы снова присоединиться к ним.

На следующий день натуралист взял орла на руки и поднялся с ним на крышу дома. «Ты орел, — снова убеждал он его. — Расправь крылья и лети». Но орленок был напуган своим неизвестным «Я» и новым миром, простиравшимся перед ним, поэтому он снова спрыгнул вниз и отправился к цыплятам.

На третий день рано утром натуралист принес орла на высокую гору. Он встал лицом к солнцу, поднял царя птиц высоко над собой и, подбадривая его, сказал: «Ты орел. Ты создан для неба. Расправь свои крылья и лети».

Орел посмотрел вокруг. До сих пор он никогда не летал. И вдруг случилось то, чего так долго ждал от него натуралист: орел стал медленно расправлять крылья и, издав торжествующий крик, он наконец воспарил под облака и улетел.

Возможно, орел до сих пор с грустью вспоминает цыплят и даже иногда навещает свой сарай. Но каждому ясно, что он никогда не вернется к прежней жизни. Он был орлом, хотя его содержали и воспитывали, как цыпленка.
 
***
 
Родители из небоскреба
 
Пришел Мудрец в большой город и остановился у небоскреба. «Здесь помощь нужна», – подумал он. Вошел в лифт и поднялся на сотый этаж. Из квартиры мудрец услышал крик отца. Открыла дверь молодая мама и грустно улыбнулась.
– Чего тебе, старик? – спросила она.
Опять послышался крик отца.
Женщине стало неловко.
– Экран телевизора одурманивает нашего Ребенка, вот и требует отец, чтобы тот выключил телевизор, – извинилась она.
Мудрец произнес:
– Наполняй его светом и экран поблекнет перед ним.
– Что?! – удивилась молодая мама. – Тогда компьютер поглощает его!
Мудрец проговорил:
– Наполняй Ребенка культурой и компьютер станет для него вроде пенала для необходимых вещей или полочки для книг.
– Да?! – переспросила мама. – А если он весь день шатается по улицам, как быть тогда?
Сказал Мудрец:
– Зароди в нем понятие смысла жизни, и он направится на поиски своего Пути.
– Старик, – сказала молодая мама, – я чувствую твою мудрость. Дай мне наставление!
Ответил Мудрец:
– Проверь в себе полноту света, проверь в себе свою жажду к культуре, проверь в себе свой Путь.
Мама была умная и добрая женщина, потому подумала: «Жить на сотом этаже небоскреба недостаточно, чтобы познала я в себе свет, культуру, путь. Мне нужно погрузиться в глубины своей души, чтобы разобраться, кто же я для своих детей и кто мне они!»

Но была бы она неумной, то сказала бы старику: «Ты для того поднялся на сотый этаж, чтобы просить кусок хлеба или давать мне глупые наставления?» Но она сказала:
– Спасибо, старик!
На шум вышел муж с недовольным видом.
– Что происходит? – спросил он жену. – Кто он?
– Он – мудрец, – ответила жена. – Спроси, как воспитывать наших детей, он тебе скажет!
Мужчина бросил на старика испытующий взгляд.
– Хорошо, – сказал он, – назови мне три качества для воспитания сына!
Ответил Мудрец:
– Мужество, преданность, мудрость.
– Интересно... Назови три качества для воспитания дочери!
Сказал Мудрец:
– Женственность, материнство, любовь.
– О, – воскликнул муж женщины, – это прекрасно! Дай мне наставление, старик!
Мудрец улыбнулся.
– Вот тебе три заповеди: будь братом для своих детей, будь убежищем для них, умей учиться у них.
Отец был умным и волевым, потому решил для себя: «Значит, мне надо изменить свое отношение к сыну и дочке, и я это сделаю».
Но был бы он неумным, подумал бы: «Господи, что этот старичок несет – мужество, женственность, любовь... Кому нужны в нашем мире эти покрытые плесенью понятия? И чему я должен учиться у своих детей – глупостям и дерзостям?.. Это есть педагогика первого этажа, а не педагогика для тех, кто живет на сотом этаже небоскреба».
– Спасибо, старик! – сказал отец и обратился к жене. – Дай ему что нужно!

Но Мудрец не нуждался в дарах, вошел в лифт и нажал на кнопку вниз. Он спешил.
 
Шалва Амонашвили
 
***
 
 
Притча "Кто чем богат"
 
Купил человек себе новый дом – большой и красивый, с большим плодоносящим садом. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с помоями. Он взял ведро, помои вылил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу. Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец – то я достал его!». Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: – Кто чем богат, тот тем и делится!
 
***
 
Притча «Всё в твоих руках»
 
Жил мудрец, он всегда знал ответы на все вопросы, когда бы, и кто бы его ни спросил. Мудрец был очень беден, но это ему не доставляло беспокойства.
Рядом с мудрецом жил богатый и очень завистливый купец. Купца очень сильно раздражало то, что все шли к мудрецу и спрашивали у него совета, то, что все население уважало мудреца. И вот он решил его проучить, поймал бабочку, зажал в кулаке и думает «Сейчас приду и спрошу какая у меня бабочка. Скажет живая – раздавлю, а скажет мертвая – отпущу». И с этой мыслью он направился к мудрецу. Пришел и спрашивает – «Какая у меня бабочка в руках?».  Мудрец немного подумав ответил: «Все в твоих руках».
 
***

Полуночный карлик

Было это очень давно. В одном средневековом городе жил фонарщик. Человек преклонных лет, невзрачный с виду, тихий и кроткий, каждый вечер ходил он по городу и освещал улицы. Маленького роста старичок черкал спичкой по подошве своего изношенного ботинка, и самый темный переулок становился светлым и оттого уютным. Соседи мало что знали о бедном фонарщике. Им он казался нелюдимым и в чем-то даже странным. Горожане считали его бездельником: "Ну, разве не лодырь, – возмущались они, – спит весь день, а ночью на звезды любуется". А дети обзывали полуночным карликом, потому что появлялся старичок на улице только с наступлением сумерек.

Но каждый раз, чиркая спичкой по старой подошве, маленький фонарщик уменьшался в росте.

Как-то один человек сказал ему:

– Как можешь так жить? Ты ведь вскоре вовсе исчезнешь! Пожалей себя, все равно взамен кроме оскорблений ничего не получаешь от людей! Не справедливо.

На это фонарщик ответил:

– Люди останутся без света, если я перестану делать свою работу. А вдруг, кто-то не сможет дойти до дома, заблудившись в темноте? А того хуже, если кого-то ночью обидят на темной улице. Это разве справедливо? А когда светло, то и людям легче. Нет-нет, да и поблагодарит кто-то в душе. А мне большего и не нужно. Так и чиркал смиренный старичок по подошве спичкой, становясь все меньше, пока и вовсе не исчез. Этого никто и не заметил. Но все заметили, что вечером в городе не загорелись огни…