- Не подозревать дурного.
- Не подшучивать.
- Не запрещать.
- Не принуждать к откровенности.
- Не высмеивать
- Не выслеживать.
- Не выспрашивать.
- Не контролировать интимный опыт общения.
Можно и нужно в общении с детьми:
- создать атмосферу покоя, доверия, безопасности;
- формировать навыки общения по принципу открытости, доверительности;
- давать право на собственный опыт;
- прийти к совместному видению ситуации, к совместному устремлению ее разрешить, к общности действий в решении проблемы;
- понимать, что даже в самом малом возрасте ребенок – не объект воспитательных воздействий, а союзник, созидатель и творец общей семейной жизни;
- разделять с ребенком все цели и планы семьи, открыто обсуждать проблемы;
- установить равенство позиций в общении с ребенком, что означает его принятие, признание;
- принять неоспоримый факт, что дети оказывают несомненное воспитывающее воздействие и на самих родителей, поднимая их до «тонких истин детства»;
- научить видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей;
- строить общение с ребенком как высшее проявление любви к нему, основываясь на постоянном желании познавать своеобразие его индивидуальности, происходящие в нем изменения.
Интересно ли вашему ребенку общаться с вами?
Когда ваш ребенок скучает, он бессознательно отвергает других и тем самым отвергает себя. Скука может быть следствием неудовлетворенной потребности в любви, ласке, внимании.
Ребенок требует постоянного внимания. Возьмите за правило выражать свое положительное отношение к делам ребенка. Научитесь как можно искреннее и сердечнее проявлять свою радость, внимание, а не только думать об этом. Чем больше внимания и заботливости получает ребенок, тем интереснее ему общаться с вами.
Техника общения
Ошибки общения
- ортодоксальность суждений;
- решение проблем за других;
- уход от проблемы;
- неточная невербальная информация партнера;
- поиски виновного, а не решения проблемы;
- переход на обсуждение второстепенного, мелочей;
- нет ориентации на цели, задачи партнера;
- отсутствие позитивного подкрепления взаимовзгляда («психологического поглаживания»);
- монолог вместо беседы;
Эффективное слушание:
- минимизация отвлечений;
- ограничение числа вопросов;
- визуальный контакт;
- «слушать всем телом» (поза, дистанция, направленность на партнера);
- создание «волн ожидания», «открывающих реплик», «буферных фраз»;
- язык поз и жестов поддерживающий, одобряющий;
- созидание общения вместе с партнером.
Искажения, помехи общения:
- создание «барьеров общения» типа приказов, предупреждений, команд, угроз;
- начало общения с критики, несогласия, негативной оценки, осуждения партнера;
- суждение о другом по аналогии с самим собой (перенос, проекция);
- «эффект ореола» (влияние общего впечатления о человеке на оценку его отдельных свойств);
- «эффект стерео типизации»;
- видение человека через призму «идеальных моделей»;
- «эффект инерционности» представлений, взглядов (ригидность позиций);
- неадекватная невербальная экспрессивная информация, передаваемая партеру.
Ведение диалога-общения:
- Не начинайте с общих фраз, вступлений, поучений.
- Рассказывайте все о своих чувствах, переживаниях «здесь и теперь».
- Избегайте присутствие третьих лиц.
- Выражайте свои чувства по отношению к партнеру, не сравнивайте его с другим.
- Высказывайтесь только по поводу случившегося «здесь и теперь».
- Не критикуйте, не оценивайте партнера, а решайте проблему.
- Не пытайтесь узнать, «разгадать» мотивы поведения партнера.
- Не повторяйтесь, выделяйте главное настоящее, но не прошлое.
- Не забывайте отметить приятное, успешное и в начале, и в конце беседы.