Нужно ли наказывать детей? Дает ли это какой-либо результат? Можно ли обойтись без наказания вообще? А если наказывать, то как?

 Наверняка, эти вопросы волновали многих из вас. Однако, истина, как всегда и бывает, находится где-то посередине. Итак, как совместить доверие и любовь, без которых невозможны отношения с ребенком, с наказанием?

Существуют несколько правил наказания, позволяющих донести до ребенка недовольство его поведением, сохранив при этом теплые отношения:

  • Не наказывайте ребенка, если вы не уверены в целесообразности наказания. Во-первых, ребенок в любом случае это почувствует, и наказание будет совершенно бесполезным. Во-вторых, ребенку будет сложно ориентироваться в мире, в котором родители сами сомневаются в правильности своих поступков.
  • Будьте последовательны. Обозначьте нормы и правила, которые нельзя нарушать ни детям, ни взрослым. Зачастую, в силу своего возраста, ребенок не может сдерживать свои эмоциональные порывы и, как следствие, придерживаться правил поведения. Подходите к наказанию с той позиции, что вы обрисовываете своему чаду границы допустимого. Согласитесь, если это не сделаете вы, то это сделает сама жизнь, но несколько позже и гораздо больнее.
  • Наказывая за несколько проступков, учтите, наказание должно быть только одно. И помните, наказание – это последний аргумент, идущий за многими другими – напоминанием, предупреждением и т.д. Причем как бы ни провинился ребенок, не лишайте его вашей любви, похвалы и наград, например, подарков, подаренных ранее.
  • Хвалите ребенка, причем, иногда даже и авансом. Эффект от того, что вы заметили что-то хорошее в поведении ребенка и похвалили, принесет в разы больше пользы, нежели наказание за каждый допущенный им проступок. Говоря о том, какой ребенок ответственный, мы подталкиваем его к этой самой ответственности, а вот постоянные упреки в безответственности вызовут, скорее всего, внутренний протест.
  • Не затягивайте конфликт, наказали – идите дальше. Не стоит оставаться холодными и неприступными в воспитательных целях. Ведь наказав ребенка, вы же не перестали его любить? Не вспоминайте о старых прегрешениях, не мешайте ребенку исправиться и стать лучше.
  • Не унижайте ребенка
  • Наказывайте соразмерно проступку. В противном случае наказание не только не подействует, но и покажет ребенку, что и родители, и мир не справедливы. Он может замкнуться и начать делать гадости назло.
  • Не берите на себя роль третейского судьи, пусть жизнь так же участвует в воспитании. Частые наказания приводят к отсутствию у ребенка чувства ответственности. Схема «ошибся – провинился – наказали» подразумевает отработку вины наказанием. Таким образом, чтобы ребенок ни сделал, он понимает, что после наказания в любом случае будет прощен, а ведь вина – одно из наиболее тяжело переносимых чувств. Не наказывайте ребенка тогда, когда его проступок грозит конкретными, но не слишком тяжелыми последствиями, позвольте жизни расставить все точки над «и». Естественно, данный подход допустим для уже подросшего ребенка.
  • Наказывая, не критикуйте и не ставьте диагнозов своему ребенку. Критика возможна лишь в адрес действий ребенка, а не его самого.
  • Не наказывайте работой. Трудовая повинность формирует негативное отношение к любой работе. Не стоит наказывать уроками или чтением книг, лучше накажите устранением последствий проступка, что позволит сформировать чувство ответственности и выработать более активную жизненную позицию. И запомните, иногда дети провоцируют нас на конфликт, когда им кажется, что мы к ним равнодушны. Любите своего ребенка, показывайте ему, что он вам нужен, и все в вашей семье будет хорошо!

Как наказывать ребёнка?

Извечный вопрос воспитания детей знаком любому родителю. Иметь детей – это счастье, но это не значит, что ребёнок постоянно приносит только радость и ласку. Время от времени мамы и папы сталкиваются с плохими поступками своих отпрысков, с их грубостью и непослушанием. В этом случае обычно родители прибегают к наказанию ребёнка, чтобы избежать повторения инцидента. Но в таком деле важно не перегнуть палку и совершенно недопустимо физическое и психологическое насилие. Как же правильно наказывать ребёнка, чтобы не причинить ему вреда, и в то же время суметь донести до него, в чем он виноват? К решению этого вопроса нужно подходить с холодной головой.

Можно ли наказывать ребёнка? Надо ли вообще наказывать ребёнка?

 Сейчас всё больше родителей принимают позицию невмешательства наказанием в воспитание ребёнка, избегают конфликтов с ним и нравоучений. Конечно, такие мамы и папы преследует самые светлые цели – обеспечить своему ребёнку счастливое детство, и не стать «плохими» родителями в глазах детей. Однако такой подход чреват неправильным формированием мировоззрения у малыша по причине отсутствия понимания им границ дозволенного в мире и обществе. Другая крайность в решении вопроса «Наказывать ли ребёнка за проступки?» проявляется в постоянном контроле действий малыша и его одёргиваниях. Для некоторых родителей ничего не стоит наказать ремнём ребёнка, дать подзатыльник, стукнуть по рукам. Согласно ювенальной юстиции причинение физического и психологического вреда ребёнку является проявлением жестокости и ущемляет его права, что карается законом. И, тем не менее, в воспитании ребёнка применение наказания необходимо, но в допустимых пределах и по делу.

За что наказывать ребёнка?

Наказание необходимо в случае нарушения ранее оговоренных с ребёнком запретов, которым он в состоянии следовать. То есть семилетнего мальчика или девочку, который уже понимает значение личной собственности, необходимо наказать за воровство, что совершенно недопустимо в отношении 2-4-летних детей, которые ещё не в полной мере уяснили, почему нельзя брать чужое. В 3-4 года ребёнок уже может контролировать свою речь, поэтому может понести наказание за словесную грубость.

Способы наказания ребёнка

Среди способов наказания ребёнка различают:

  • игнорирование ребёнка;
  • лишение развлечений (мультиков, прогулок, игр и т.д.);
  • строгий разговор с разъяснением;
  • лишение физиологических потребностей (еды, например);
  • физическое воздействие (шлепок, пощечина и т.д.);
  • временная изоляция ребёнка от общества (поставить в угол, закрыть в комнате и пр.) Наиболее эффективным и учитывающим права ребёнка считается метод строгого разговора и лишение развлечений. Нельзя наказывать детей, унижая их и причиняя им боль.

Как правильно наказывать ребёнка?

Обычно то, как родители наказывают детей, напрямую зависит от применённого метода и стиля воспитания в их детстве. Если в семье было принято вместе решать проблемы, спокойно обсуждать трудности и ошибки, то, скорее всего, выросшие в такой атмосфере дети позаимствуют этот метод при воспитании собственных малышей. И, наоборот, в семье, где считается нормальным, если отец наказал ремнём за «тройку», дети, став взрослыми, будут следовать этому примеру.

Существует несколько правил, которым необходимо следовать, чтобы наказание не было напрасным, но, между тем, не наносило травмы ребёнку:

  1. Ругать ребёнка и наказывать стоит только вернув себе душевное равновесие. Человек в ярости и гневе рискует наговорить лишнего и сделать больно.
  2. Обоим родителям важно в воспитании придерживаться одной стратегии. Неприемлемо, чтобы один наказывал за то, за что другой поощряет. Это чревато развитием внутри личностного конфликта у ребёнка.
  3. Наказывать ребёнка и выяснять с ним отношения следует наедине, и ни в коем случае при посторонних наблюдателях. Это условие позволит избежать оскорбления чувств ребёнка.
  4. Любое наказание и лишение чего-либо в воспитательных целях должно быть временным, после чего рекомендуется устроить примирение, чтобы завершить этот конфликт.

Как правильно наказывать ребенка

Надо ли наказывать ребенка или можно обойтись без наказаний? Для того, чтобы маленький человек стал взрослым, ему необходимо пройти определенные ступени развития и узнать, "что такое хорошо и что такое плохо". И в этом процессе родители играют огромную роль. Именно они должны показать малышу границы допустимого поведения.

А для этого используются два механизма: поощрение и наказание. И обойтись одними поощрениями нельзя, так как ребенок не всегда совершает правильные поступки.

Нельзя закрывать глаза на все проступки, иначе у маленького человечка не сформируется представление о том, что можно делать и что нельзя. Кроме того, если Вы потакаете любым детским капризам, то у детей складывается эгоистичное отношение к людям и полностью отсутствует понятие о границах дозволенного.

Поэтому наказание должно иметь место. Однако следует помнить, что наказание – это, прежде всего, сигнал ребенку о том, что он нарушает определенный порядок, правило. То есть задача родителей привить малышу понятие о том, что существуют правила, которые нельзя нарушать. А эти правила должны установить родители. Например, самые элементарные – не высовываться в окно, не выбегать на проезжую часть. Если же такие правила Вы не установили, то не следует и требовать их исполнения.

Существует несколько моделей поведения родителей:

Родитель «Партнер» - он стремится во всем потакать ребенку. Отсутствует система в воспитании, стерты границы между дозволенным и недозволенным. В такой семье часто вырастают избалованные дети.

Родитель «Диктатор» - в такой семье подавляются любые инициативы. Родители решают все. Ребенок при таком воспитании вырастает безынициативным, либо превращается в такого же «Диктатора».

Родитель «Старший товарищ» - он уважает интересы ребенка, мнение ребенка всегда учитывается. А родитель направляет, помогает в формировании моральных ценностей.

Первая модель семьи способствует как раз тому, что ребенок вырастает, не понимая, как себя вести в той или иной ситуации, не учится уважать других людей, относится ко всем окружающим эгоистично.

Вторая модель семьи, когда ребенка не уважают, не слушают, все запрещают и все за него решают, способствует тому, что ребенок тоже не учится уважать окружающих, но зато учится их бояться. Когда родители приказывают, а не объясняют, не дают ребенку права выбора, то он не учится отвечать за свои поступки, контролировать себя, ведь за ребенка это делают его родители.

Конечно, третья модель семьи наиболее приемлема. Родители помогают ребенку научиться самому контролировать себя, узнавать границы дозволенного. Вообще же, непослушание легче предотвратить, чем пытаться потом исправить ситуацию. Поэтому попробуйте последовать следующим советам:

  1. Очень важно объяснять все запреты ребенку, а не просто запрещать. Так детям будет проще, понятнее. Обращайтесь к малышу дружелюбным тоном, когда объясняете, почему Вы запрещаете ему что-то. Вы увидите, что тогда у ребенка не будет возникать желание не слушаться Вам назло.
  2. Кроме того, запомните: должны быть категорические запреты - например, нельзя трогать утюг, и запреты, зависящие от обстоятельств - например, сейчас маме болит голова, значит нельзя шуметь (а потом можно будет вести себя не так тихо).
  3. Ни в коем случае родители не должны сами нарушать установленные правила. Ведь Вы – пример для ребенка. Соблюдать правила должны все члены семьи, ведь если мама и папа говорят одно, а бабушка – другое, ребенок просто запутается.
  4. Важный момент – не забывайте про возраст своего ребенка. То, что позволительно двухлетнему малышу, недопустимо для дошкольника. Не запрещайте ребенку делать вещи, которые естественны для его возраста. Например, малыш бегает, прыгает и падает, соответственно, вымазывает одежду. Однако бегать и прыгать – это природные потребности растущего малыша.

Если же непослушание предотвратить не удалось, то наказывать необходимо сразу после совершения проступка, иначе ребенок просто забудет о том, что он сделал и не поймет, за что Вы его наказываете. В таком случае Вы не добьетесь ожидаемого результата, а ребенок обидится и решит, что его не любят.

Итак, какое же наказание выбрать? Некоторые родители считают, что ремень – лучшее лекарство от непослушания. Однако физическое наказание вызывает у ребенка чувство обиды и озлобляет его. Дети, к которым применяли физическое насилие, вырастают замкнутыми и жестокими, стремятся побить более слабых. Ударив ребенка, можно нанести ему психическую травму, последствия которой проявятся не сразу, а через много лет.

Поэтому постарайтесь выбрать для наказания другой метод. Обязательно надо поговорить с малышом, объяснить, что Вы расстроены из-за его непослушания. Ребенку важно дать понять, что за свои действия надо отвечать. То есть, если он совершил проступок и понимает это, то должен понести наказание. Но прежде, выясните, действительно ли он понимал, что вел себя плохо. Ведь может оказаться, что ребенок совершил проступок неосознанно, не специально.

Кроме того, задумайтесь, как часто Вы хвалите и поощряете малыша? Возможно, поощрений гораздо меньше, чем наказаний, а ведь ребенку необходима любовь и ласка. Чаще обнимайте малыша, говорите ему о том, что Вы его любите. Может быть тогда количество провинностей резко уменьшится, ведь ребенку не надо будет обращать на себя внимание, родители и так будут уделять ему достаточно времени.

 Иногда очень действенным методом является игнорирование ребенка. Детям необходимо внимание родителей. Перестаньте разговаривать с ребенком, и он сразу же захочет извиниться.

Можно запретить ребенку смотреть любимые мультфильмы в этот день или лишить сладкого. Но, ни в коем случае, не лишайте его прогулки, ужина и т.д., то есть того, что является естественными потребностями.

Попробуйте установить в семье символическое наказание. Например, сидение на месте – стуле или диване. В этом наказании нет унижения и жестокости, но в то же время для ребенка ограничение движения – серьезное лишение. Для того, чтобы наказание было не напрасным, ребенку необходимо осознать, что он нарушил хорошие взаимоотношения со взрослыми. Иначе наказание становится просто актом насилия.

Психологи считают, что наказание должно иметь тройное значение. Оно должно исправить вред, который причинен плохим поведением. Еще наказание направлено на то, чтобы подобные действия больше не повторялись. И последнее значение – снятие вины. То есть само наказание должно снять вину. Так в наказании усматривается момент справедливости. Ведь при любом наказании ребенок должен знать, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, но в данной ситуации он поступил неправильно.

Наказание должно носить временный характер, например, два дня нельзя играть в компьютере. И еще не вспоминайте прежние проступки ребенка, говорите только о том, за что наказываете именно сейчас.

Необходимо избегать оскорблений, приклеивания «ярлыков». Оценивайте именно данный поступок ребенка, а не его личность. Ведь если любому человеку часто повторять, что он болван, то, в конце концов, он в это поверит. Такое поведение со стороны родителей формирует у ребенка заниженную самооценку, что в будущем приведет к появлению множества проблем.

Наказание не должно отменять награды. Если Вы ранее что-то подарили ребенку, ни в коем случае нельзя это забирать за плохие поступки. А еще не нарушайте данные ранее обещания, например, пойти в зоопарк.

Часто родители, наказывая ребенка, преследуют свои цели, то есть просто избавляют себя от лишних переживаний. Например, Вы боитесь, что ребенок, занимаясь спортом, может получить травму. Если ребенок совершает проступок, ему запрещают идти на тренировку. В итоге, ребенок будет думать не о своем проступке, а о том, что родители несправедливы.

Иногда мы наказываем ребенка из-за своего плохого настроения. Это абсолютно недопустимо, так как свое самочувствие мы все равно не улучшаем, а ребенок страдает. Поведение взрослых в данном случае расходится с целью и приносит вред. Ребенок сначала плачет и просит прощения, но он не ощущает своей вины, поэтому не получает никакого урока на будущее.

Воспитание ребенка – это большой труд. А главное правило в воспитании – любовь и восприятие ребенка, как личности, как человека. Не забывайте об этом.