Речь идет о детях, над которыми дома не производится всякого рода насилие, но которые в силу своих личностных качеств не могут за себя постоять. Скромные и добрые дети, которые боятся кого-то обидеть, которые не могут сказать "нет", которые не умеют отстаивать свои границы, которым тяжело себя защитить.

Как правило, такие дети являются мишенью для разного рода агрессоров в детском саду, школе или гимназии.

Как помочь своему ребенку справиться с этим и защитить его?

Первое
Ребенок должен знать и чувствовать, что за ним стоит сила (родитель, семья, брат или сестра), должен четко понимать, что ему помогут и за него вступятся. Ведь нет ничего ужаснее, чем ощущать свою слабость, немощность и одиночество.

Дети очень умело умеют считывать информацию и замечают, кто приводит или забирает этого или другого ребенка. Они смотрят на то, какой папа, какая мама, брат или сестра и как они к нему относятся. Поэтому на детей можно произвести собственное впечатление, которое поможет Вашему ребенку построить отношения с другими.

Как правило, невозможно воздействовать на родителей обидчика. Сколько бы ни проводились с ними педагогические беседы - ситуация не меняется и обидчик продолжает обижать или бить вашего ребенка. 

Что делать в этом случае?

Готовите заранее короткую фразу, которая должна быть четко сформулирована на понятном ребенку-обидчику языке, соответственно его возрасту. Эта фраза не угрожает его жизни, но в тоже время способна дать понять, что за Вашим ребенком стоит защита.

Пустые фразы:"не хорошо девочек бить"; "нельзя рыться в чужом портфеле"; "не хорошо бить по голове, отбирать карандаши"; "не хорошо прятать шапку или варежку другого ребенка".

Все эти фразы не работают, дорогие родители! Обидчик должен четко понять, что Вашего ребенка обижать не следует, иначе за него заступятся!

Второе
Научите ребенка отстаивать свои границы.

Ребенок не обязан делиться своими вещами, если он этого не хочет делать. Ему необходимо научиться защищать свое имущество: игрушки, одежду, школьные принадлежности, аксессуары (заколки, расчески, резинки, книги, карандаши, цепочки, браслеты).

Первый опыт дети получают в песочнице: "Не будь жадиной! Поделись своей лопаткой с девочкой"; "Угости меня своей конфеткой"; "Вы брат и сестра, поэтому должны делиться всем друг с другом" - говорят папа и мама.

Если ребенок не делится - родители навешивают на ребенка ярлыки и называют жадиной, а иногда и физически наказывают. В итоге у ребенка формируется страх остаться одному или быть отвергнутым: "Если я ей не дам мой браслет или куклу, то она со мной не будет играть или дружить".

Как правильно поступать в таких случаях?

Необходимо дать понять ребенку, что есть Я: моя формочка, моя резинка, моя лопатка, моя конфетка, моя еда, мой рюкзак, моя книга, моя цепочка, мой парень, моя девушка. Ребенок не обязан делиться, если он этого не хочет. Необходимо отстаивать свое имущество, если кто-то на него посягает.

Если же ребенку хочется то, что есть у другого, то необходимо произвести обмен: отдать что-то свое и попросить то, что хочется получить от другого.

Также учите ребенка заявлять о том, что ему что-то не нравится или не хочется делать. В случаях, если ребенка заставляют что-то делать против его воли: "иди дерни ее за волосы"; "давай ты подаришь мне эту куклу, и я буду с тобой дружить"; " плюнь ему в тетрадь"; " спрячь ее шапку в туалете, а я постою на шухере"; "потрогай мой пенис" - необходимо отвечать ключевыми фразами:

  • "я не хочу это делать",
  • "я не хочу, чтобы ты мне это делал",
  • "я не хочу, чтобы ты это брал",
  • "мне это не нравится".

Важно сразу обратиться за помощью к воспитателю или преподавателю, охраннику или в скорую помощь, к родителям, а не замалчивать конфликт привычными: "да ладно, как-нибудь утрясется".

Третье
Научите ребенка и учитесь вместе с ним наблюдать за окружающими вас людьми.

В ситуациях, когда ребенок не может найти себе общение в новом коллективе и страдает от этого, подскажите ему понаблюдать за детьми в группе или классе. Наверняка найдутся такие дети, с которыми играет большинство. Проанализируйте вместе с ребенком, почему это происходит.

Наверняка эта девочка или мальчик заинтересовали других детей какой-то увлекательной игрой или своими умениями (например, рисованием или игрушкой). Подумайте вместе со своим ребенком или предоставьте ему возможность самому придумать новую игру и, придя в детский сад или школу, начать самому или с компаньоном-одиночкой (которого всегда можно найти) играть в эту игру.

Как правило, другие дети начнут подходить и интересоваться, возможно, все вместе придумают продолжение игры, в процессе которой "завяжутся" новые приятельские отношения.

Четвертое и последнее
Помогите ребенку развить какую-то его способность, где он сможет себя проявлять и чувствовать свое МОГУ. Если ребенок почувствует свои возможности, свою силу (интеллектуальную, артистическую или физическую), у него будет повышаться самооценка и самоценность.

 

Соблюдая эти 4 нетрудных правила, вы поможете своему ребенку стать сильнее, увереннее, смелее и научите его защищать себя самого в любой период его жизни, а также приобретете доверительные отношения со своим чадом!