Застенчивость часто является признаком сдержанного темперамента, и, если она не мешает жизни ребёнка, не следует считать это проблемой. Но в случае, когда застенчивость достигает такого уровня, при котором ребёнок испытывает дискомфорт, не может общаться со сверстниками, боится попросить помощи у взрослого, чувствует себя несчастным - тогда стоит задуматься.
Каждый ребёнок нуждается в индивидуальном подходе, но особого внимания требуют робкие и застенчивые дети. Такому ребёнку нужно помочь ощутить себя равным среди сверстников.
Застенчивым детям, как правило, свойственны такие качества как исполнительство, ответственность, старательность, у них развито творческое начало. Они многим интересуются, и много знают.
Очень часто причиной чрезмерной застенчивости ребёнка являются нарушения речи, которые не могут не сказываться на его психике. Таким детям в первую очередь необходима помощь логопеда, психолога, педагогов и родителей. Сначала нужно выявить причины робости и застенчивости, а затем намечать «маршрут» помощи. К сожалению, некоторые родители, не осознавая этого, бывают жестокими по отношению к своим детям.
На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.
Чем раньше мы начнём преодолевать застенчивость, тем лучше. С возрастом у ребёнка формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется. Ребёнок начинает отдавать себе отчёт в своём «недостатке» и это очень осложняет работу с ним, поскольку дошкольник непроизвольно фиксирует внимание на своей застенчивости и особенностях своего характера.
Несколько советов для родителей:
- Не называйте ребёнка застенчивым, т. к. это может отразиться на его поведении.
- Не требуйте от ребёнкаидеального поведения. Это может усилить застенчивость.
- Подчёркивайте сильные стороны его характера.
- Хвалите ребёнка, говорите о его положительных качествах, день за днём укрепляйте в нём уверенность, а застенчивостьопределяйте как осторожность, осмотрительность, обдуманность.
- Разнообразьте жизнь ребёнка: ходите на экскурсии, расширяйте маршрут прогулок.
- Расширяйте круг общения своего ребёнка: чаще приглашайте к себе друзей ребёнка, берите малыша в гости. Находясь в большом обществе, будьте рядом с ребёнком, держите его за руку, пока он не почувствует уверенность в себе. Пусть он сам отпустит вашу руку.
Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность. Отдавайте своих детей в умелые руки педагогов театральных студий, ведь работая над раскрепощением ребёнка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, развивающих дыхание, освобождающих мышцы речевого аппарата, формирующих чёткую дикцию и подвижность голоса. Говоря от имени определённого действующего лица, ребёнок легче раскрепощается, общается с партнёром. Разучивание стихов развивает память и интеллект. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки.
Нам всем – и родителям, и педагогам – нужно запастись терпением и направить свои совместные действия на развитие в ребёнке умения общаться, повышение его самооценки, раскрытие его творческих возможностей.
Помочь детям быть успешными в жизни, научить их владеть собой в разных ситуациях, дать им возможность поверить в себя и почувствовать - как хорошо играть в любимые игры с друзьями, танцевать и веселиться на праздниках, никого не стесняясь – наша общая задача.