Топ - проблем детей.

  • Плохая успеваемость в школе. Сюда можно отнести трудности в понимании и запоминании учебного материала, невнимательность, отсутствие интереса к учебе, нежелание посещать занятия, прогулы уроков и пр.
  • Неуправляемое поведение. Это агрессивность, грубость, нежелание слушать родителей, обман, частые капризы. Таких детей часто называют «трудными».
  • Сложности в общении. Социальные проблемы детей – достаточно распространенное сегодня явление. Под этим понимают сложности с адаптацией в коллективе, замкнутость, нежелание общаться со сверстниками или неумение находить общий язык и пр.
  • Эмоциональная нестабильность. Иногда родители обращаются за профессиональным советом, когда ребенок начинает испытывать страхи, в том числе беспричинно, становится раздраженным, у него часто меняется настроение и т. д.

Советы

  1. Помогите ребенку осознать (определить) проблему или эмоцию, которая его беспокоит. Иногда дети расстраиваются и огорчаются, просто потому что не в состоянии понять, в чем их проблема. Помогите ребенку осознать проблему или эмоцию, которая его беспокоит. Скажите ему, что быть сердитым или грустным нормально, и научите его тому, как можно описать свое состояние подходящими словами. Научите ребенка разбивать проблему на части, которые будет легче понимать и анализировать.
  2. Не решайте проблемы за детей. Вам может быть проще решить проблему вашего ребенка и двигаться дальше. Но реальная проблема в том, что благодаря такому подходу ваш ребенок ничему не научится. Единственное, что он узнает, это то, что он зависит от вас. И как только зависимость станет привычкой, ребенок станет неспособным решать свои проблемы тогда, когда вас не окажется рядом.
  3. Определите возможные решения. После того, как проблема определена, можно переходить к поиску решения. Задавайте ребенку открытые вопросы, чтобы помочь ему найти возможное решение. Покажите ему, как мыслить гибко и свободно для того, чтобы научиться рассматривать проблему с различных точек зрения. Проведите «мозговой штурм» и поощряйте его выбирать как очевидные, так и неочевидные и нестандартные решения. Такой подход будет стимулировать как творческое, так и критическое мышление.
  4. Обсудите возможные решения. Помогите ребенку понять и подробно разобрать каждое решение и его последствия. Если у него была ссора с другом, попросите его детально разобраться в возможных решениях, необходимых для достижения примирения. Вы можете задавать наводящие вопросы для того, чтобы помочь ребенку найти большее количество решений.
  5. Выберите одно решение. Предложите ребенку выбрать один вариант решения проблемы из всех возможных. Самостоятельное принятие решения даст ему ощущение свободы и компетентности. Это также научит его брать на себя ответственность за свой выбор.
  6. Составьте план действий и следуйте ему. Помогите ребенку составить план действий, с помощью которого он будет решать актуальный конфликт. Поощряйте его выполнять каждый пункт данного плана. Обдумывание и планирование не имеют смысла, если они не приводят к соответствующим действиям.
  7. 7. Обдумайте и проанализируйте. Следование определенному плану может дать желаемые результаты, а может и не дать. Это часть роста, который никогда не прекращается. Но для того, чтобы такой рост действительно имел место, необходимо размышлять о своих ошибках и учиться благодаря им. Позволяйте вашему ребенку совершать ошибки и учиться на них. Если ему это удается, поощряйте его.
  8. Демонстрируйте уверенность. Дети ищут у вас моральной поддержки. Демонстрируя уверенность в их возможностях, независимо от того, удается им что-либо или нет, вы поможете им сформировать привычку никогда не сдаваться.
  9. Поощряйте свободу в играх ребенка. Структурированная деятельность действительно полезна ребенку, но игры без каких-либо ограничений являются ключом к его когнитивному развитию. Когда ребенок решает повседневные проблемы, такие как обрушение конструкции, которую он смастерил из кубиков, или столкновение идей с идеями приятелей на детской площадке, он развивает свою способность критически мыслить. Изучение того, как работают причинно-следственные связи, является неотъемлемой частью неструктурированных игр.
  10. 10. Для творчества и воображения не существует правил. Если ребенок хочет раскрасить слона в красный цвет, пусть слон будет красным. Дети не связаны реалиями этого мира. Их воображение позволяет им взглянуть на проблемы по-своему. Создайте атмосферу, в которой ребенок не будет слышать упреки или осуждение. Если дети будут бояться ошибиться, они никогда не будут пытаться что-либо делать.
  11. Будьте примером для подражания при решении проблем. Как и во всем другом, дети будут наблюдать за вашим поведением. Если вы будете впадать в стрессовое состояние, эмоционально реагировать или быстро сдаваться, то невольно научите ребенка неконструктивному отношению к проблемам. Действуйте мудро.
  12. Иногда ребенок может нуждаться в вашей помощи. Старайтесь всегда внимательно наблюдать за тем, как ваш ребенок относится к решению проблем в повседневной деятельности, будь то игра с любимым конструктором или совместные игры на детской площадке. Если ваш ребенок кажется слишком расстроенным или готов все бросить, вмешайтесь в ситуацию с минимальным количеством помощи, чтобы помочь ему не сдаться.
  13. Научите ребенка эмпатии. Мы не одни в этом мире, и поэтому наши проблемы, как правило, являются результатом взаимодействия с другими людьми. Эмпатия имеет большое значение для эффективного решения проблем. Объясните ребенку, что он должен научиться искренно сопереживать другим людям, а также учитывать их чувства и взгляды при принятии решений. Обрести эмпатию не просто, но она непременно придет с последовательными усилиями.
  14. Поощряйте усилия. Детям необходимо знать, что их усилия и решения оцениваются соответствующим образом. Поощряйте их усилия, чтобы они чувствовали себя мотивированными для того, чтобы работать над решением проблем и чтобы такая работа вошла в привычку. Не говорите «Отличная работа», а скажите «Ты хорошо придумал закрепить меч на бедрах с помощью ремня!». Это покажет ребенку, что вы заметили его находку, и подтвердит эффективность найденного им решения.