Подростковый возраст является одним из самых кризисных в жизни человека. Этот период приходится на один из самых трудных переходных моментов, когда проверенные способы удовлетворения потребностей больше не работают, а новые еще не разработаны. Следовательно, среди других несоответствий в поведении и мышлении молодые люди меняются физически и психологически, а также меняются их ожидания окружающего мира. Вот почему знание механизмов развития, специфики конфликтов и проблем, сопровождающих подростковый возраст, и понимание причин подросткового поведения очень важны.


В возрасте 11-13 лет дети, вступая в ранние стадии подросткового периода, начинают более полно видеть и понимать реальность, избавляются от иллюзии «совершенных» взрослых, ставят под сомнение их суждения и поведение. Поэтому они с удовольствием провоцируют ситуации, в которых проверяется это «совершенство». Подростки проверяют знания родителей и учителей, их эмоциональную устойчивость на провокации, информацию, полученную в ходе предыдущего воспитания. Подростки испытывают сильную потребность в сопротивлении взрослым, накопленные напряженные отношения часто находят выход в инфантильном поведении. Поэтому ранее эффективные способы воздействия на детей начинают терпеть неудачу. На этом этапе подростки в первую очередь нуждаются в принятии чувства безопасности от взрослых.

В возрасте 14-15 лет наступает кульминация раннего полового созревания. Это время, когда подростки сосредотачиваются на обретении признания и симпатии, умении устанавливать отношения и взаимодействия со взрослыми. Чтобы получить одобрение своих сверстников, они могут вести себя высокомерно, рискованно и даже вызывающе. Авторитет взрослых работает в основном в личном контакте. Этот период является временем ясного и демонстративного сосредоточения на себе, удовлетворения собственных потребностей. Эгоцентризм развития у подростков сталкивается с первыми болезненными разочарованиями, связанными с восприятием собственных недостатков. Отражение этих процессов очевидно в демонстрации недоверия к взрослым, подрыву их авторитета, проявлению недовольства, отвращения, безразличия к чему-то новому. Молодой человек может быть злым, насмешливым, чрезмерно критичным. Он отрицает окружающую реальность. Он боится компромиссов.

Что в поведении взрослых способствует адаптивному разрешению подростковых конфликтов:

  • знание об индивидуальных периодах развития ребенка и процессах, которые в нем происходят;
  • понимание и осознание того, что сложное поведенческое обращение и часто грубые высказывания подростка направлены не на взрослого, а на результат той ситуации, в которой находится ребенок;
  • открытое, понятное и честное общение;
  • умение выслушать подростка, быть с ним в реальном контакте, обращаться с ним как с равным участником общения;
  • предоставление знаний, чтобы подростки лучше понимали, что с ними происходит;
  • обучение социальным навыкам;
  • создание возможностей для размышлений о себе, о системе ценностей, о мире.