Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!


     Все начинается с детства и экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Все, что он поймет, увидит, что будет сформировано в нём в его окружении, обязательно отразится на его будущей взрослой жизни. Изначально в детях живет потенциал любви ко всему живому. От нас, взрослых, зависит, будет ли ребенок любить природу, заботиться о ней. Правильное отношение к природе, бережное отношение к животным начинается именно в семье. 

     С первых лет жизни у детей формируется начало экологической культуры. Наблюдая за мамой, которая бережно ухаживает за цветами и домашними питомцами, у ребёнка возникает желание самому подойти и погладить кошку или собаку, полить цветы или полюбоваться их красотой.

     Дети растут и узнают много нового об окружающем его мире. А именно, что каждое растение, животное, насекомое, птица имеют свой "дом", в котором им хорошо и комфортно.

     Обращайте внимание на красоту природы в разное время года, суток и в любую погоду. 

     Развивайте у детей умение слышать пение птиц, вдыхать ароматы луга, наслаждаться прохладой родника. Не это ли самая большая радость в жизни человека? Это -  величайший подарок, который нам дарит матушка природа.

     Зимой обратите внимание детей на красоту деревьев. Полюбуйтесь русской берёзой, которая покрылась инеем.

     Доступно объясните детям, что зимой деревья спят и только мы можем защитить их от холода. Предложите им сделать доброе дело – укрыть корни снегом, чтобы деревья "не замёрзли".

     Наблюдайте вместе с детьми за тем, как идёт снег. Отмечайте его свойства (пушистый, белый, холодный и т.д.)

     На свежевыпавшем снегу хорошо видны следы. Предложите ребёнку поиграть в игру "Следопыты". По следам на снегу вы можете определить, кто здесь прошел, кто куда ушёл, чьи они (человека, кошки, собаки, птицы).

     Весной природа просыпается. Порадуйтесь вместе с детьми появлением первой травы, первого листочка. Предложите ребёнку поиграть в игру:"Найди приметы весны". (Солнце ярче светит, небо голубое – голубое, появились первые цветы и т.д.)

     Обратите внимание на прилёт перелётных птиц. Объясните детям, что птицам приходится тяжело после долгой зимы и мы можем помочь им: построить скворечники и не забывать кормить их.

    В вeсенне – лeтний пeриод мoжно увидeть муравьёв. Если рeбенок пoзнакомится с жизнью мурaвьёв, oн никoгда нe разoрит муравeйник.

В лeсу мoжно увидeть eжа или цeлую сeмью eжей. Подскажитe рeбенку, что нe слeдует брать eжа домoй, тaк кaк принoсит пoльзу лeсу.

     Лучший отдых летом – это поездка в лес, поход в парк. Полюбуйтесь деревьями – великанами и зарослями густой травы. Расскажите детям о том, что в лесу, парке можно увидеть редкие растения, которые занесены в Красную книгу. Это ландыш, зверобой, хохлатка. Ни в коем случае нельзя их срывать. Полюбуйтесь их красотой, вдохните аромат. Найдите с детьми лекарственные растения, назовите их, объясните пользу.

     Собирая грибы и ягоды, расскажите детям о том, они нужны не только нам, но и обитателям леса, парка. Некоторыми грибами животные не только питаются, но и лечатся. Вот, например, мухомор. Очень красивый, но ядовитый для человека гриб. А придёт лось и он пригодится ему для лечения.

     Не заглядывайте в гнезда птиц – это их дома. Птица может испугаться и покинуть гнездо. Маленькие птенцы останутся без материнской заботы и погибнут.

     Безусловно, все понимают, что нельзя разорять гнёзда, муравейники и раскапывать норы.

     Не шумите в лесу. Не берите с собой на природу магнитофоны, их можно послушать и дома. И не обязательно на весь лес или парк разговаривать между собой: наслаждайтесь вашим общением с природой. И она будет благодарна вам за заботу и внимание.

          Дайте первоначальные знания о живых существах. Для этой цели используйте:

  • художественную литературу,
  • рисуйте,
  • рассматривайте иллюстрации с изображением животных, растений, смотрите фильмы про природу, а самое главное непосредственно общайтесь с живыми объектами.

      Рассказывайте детям о животных по-разному: весело и озорно, достоверно и поучительно. Беседуйте с малышом о прочитанном.
     Формируйте у ребёнка умение видеть и понимать состояние другого существа.
     Пусть ваш ребенок с вашей помощью получит представления о переживаниях животных: горе и радости, страхе и боли. Помогите ребенку почувствовать то, что переживало животное в минуты опасности.
Подскажите ребенку, что нельзя брать животных из леса, что они должны жить в своем доме.
      Предупредите, что незнакомое животное может причинить боль, поэтому нельзя близко подходить к нему, а наблюдать издалека. Подождите, пока ребенок освоится, "войдет в доверие" к животному.
Помните, что любовь к животным лучше всего воспитывается в деятельности, когда ребенок сам ухаживает за ним. Поэтому важно завести дома какое-нибудь животное.
     Как можно раньше давайте возможность ребенку участвовать в уходе за животными, растениями. Дайте понять ребенку, насколько необходимы его действия животному.

     Сходите в музей, на выставку или в зоопарк. Детям, безусловно, понравятся такие увлекательные и познавательные прогулки.
Любите природу сами. Видя ваше отношение, ребенок никогда не сможет стать жестоким и безразличным к окружающему миру.


     Человек является неотъемлемой частью природы, поэтому задача родителей состоит в привитии детям уважения к окружающему миру, чтобы с раннего возраста ребенок учился жить в гармонии с природой, радоваться жизни и видеть прекрасное во всём.