Шашки – это волшебная игра. Она одновременно и простая, и сложная. Она подразумевает под собой соревнования, борьбу, и это закаляет детскую психику и характер, а также положительно влияет на такие человеческие качества, как организованность, ответственность, способность доводить до конца начатое дело, не унывать и не падать духом в случае неудач, помогает поверить в себя. Игра в шашки в детском саду – интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.

   Вряд ли кто-нибудь сомневается, что одним из хороших способов развития ребенка является его увлечение интеллектуальными играми, самыми известными и популярными из которых, конечно же, являются шахматы и шашки.

Шашки для детей – это отличное средство развития в ребенке важных качеств и в первую очередь – памяти и логического мышления. Помимо этого игра шашки для ребенка — это еще и интуиция, целеустремленность, умение принимать верные решения и другие полезные для жизни качества. Поэтому те родители, которые понимают всю пользу от занятий их ребенка шашками, уже нашли для себя ответ на вопрос, для чего учить детей шашкам. Обязательно постарайтесь познакомить ребёнка с игрой в шашки. Начинать играть можно уже в 3 – 4 года. Для малышей очень важно проявить и тренировать для этой игры такие важные качества, как сосредоточенность и внимание. Именно это понадобится ребёнку, когда он пойдёт в школу, что ещё раз доказывает пользу шашек в дошкольном возрасте. Эта игра рекомендуется даже в том случае, если Ваш ребёнок неусидчив, плохо выдерживает длительные занятия и т. п. Очень часто именно игра в шашки вырабатывает у ребёнка эти необходимые качества и помогает лучшим успехам во время учёбы в школе. Во многих общеобразовательных школах открыты и рекомендованы кружки шашек.

Возникает следующий вопрос: как научить ребенка играть в шашки. На первый взгляд этот процесс не предполагает сложностей. Ведь правила шашек настолько просты, что понять их и следовать им сможет даже маленький ребенок. Однако, есть общие важные моменты, без которых не добиться успеха в приобщении детей к шашкам да и другим полезным развивающим играм.

Самый важный и действенный способ увлечь ребенка шашками – это увлечься вместе с ним! То есть, не рассказывать ребенку о том, как ему будет интересно и полезно играть в шашки, а проявить и разделить этот интерес вместе с ребенком.

Несколько советов, которые помогут вам увлечь ребёнка шашками:

  1. Осваивайте литературу по шашкам, а также различные шашечные сайты. Это нужно для того, чтобы изучать творчество известных шашистов, самостоятельно изучать приёмы игры, уметь решать и объяснять ребёнку задачи по шашкам, изучать интересные и красивые шашечные позиции и партии.
  2. Старайтесь находить возможность играть в шашкис человеком или хотя бы с компьютером, если нет другой возможности. Для этого достаточно установить простую бесплатную шашечную программу или, для большего эффекта, ту, которая способна к сохранению и анализу сыгранной партии, а также, которая сможет указать на совершённые ошибки.
  3. Рассказывайте ребёнку разные истории про шашки.
  4. Показывайте ребёнкунесложные увлекательные элементы игры в шашки
  5. Не скупитесь на похвалы для ребёнказа достигнутые успехи в игре, не ругайте его в случае неудачи. Говорите, что гордитесь его успехами в шашках, хвастайтесь ими в присутствии других людей. Заинтересовывайте ребёнка, а не принуждайте его. Главное, чтобы процесс проходил интересно и ненавязчиво.

ОБУЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА К ИГРЕ

Знакомство и обучение дошкольника игре в шашки происходит поэтапно. Внимательно рассмотрите фишки (форму, цвет, доску, выделяя белые и чёрные поля, материал, поверхность). Дайте ребёнку возможность обследовать руками фишки, убедиться в особенностях внешнего вида перевёрнутой шашки (будущей дамки). Дайте ребёнку две фишки разных цветов и объясните, что шашки на поле (независимо от их цвета) стоят и двигаются только по чёрным клеткам. Это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре. Предложите ребёнку самостоятельно разместить свои фишки в любом месте доски, при этом следите за правильностью расстановки их на чёрные поля. Предложите ребёнку правильно расставить шашки на игровом поле, объяснив, что перед началом игры фишки разных цветов находятся на своих половинах игрового поля. При этом центр поля свободен для того, чтобы можно было совершать ходы. Размещать шашки следует в три ряда от ближнего к себе края игрового поля и только на чёрные клетки. Для закрепления полученной информации предложите ребёнку взять 12 шашек одного цвета и разместить их на поле. Обычно это не вызывает затруднений.

Переходим к обучению ходам по диагонали вперёд на свободное соседнее чёрное поле. Количество шашек лучше сократить с 12(24) до 4(8). Это даст ребёнку возможность сделать больше упражнений. Чтобы не допустить зрительного напряжения и утомления, отрабатывать важные моменты игры (ходы, бой соперника, дамки) также лучше с меньшим числом шашек.

Объясните ребёнку смысл игры – уничтожить шашки соперника при продвижении своих шашек вперёд. Простая шашка назад не ходит. Проигравшим считается тот, у кого не осталось на игровом поле шашек или отсутствует возможность делать ходы.

Проведите тренировочную игру с ограниченным числом шашек на поле. Отрабатывая ходы, ребёнок рано или поздно столкнётся с положением, когда шашки соперников встретятся и будут находиться на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой соперника свободно. Взрослый показывает, что тот из игроков, чья очередь делать ход, обязан взять (бить, «съесть») шашку противника и убрать её с поля. Простая шашка может бить шашку соперника и ходом назад. Расскажите ребёнку, что в любом бою, в том числе и в шашечном, есть герои. Это простые шашки, которые достигнув последнего ряда поля соперника, становятся ударными шашками – дамками и продолжают бой. Дамка может ходить по любым диагоналям игрового поля, уничтожая шашки соперника. Она представляет собой перевёрнутую шашку. Можно в дамку вставить круг другого яркого цвета. Так ребёнку будет легче не только отличать свои дамки от простых шашек, но и выделять дамки соперника и следить за ними особенно пристально.

Начинается сама игра. Взрослый спрашивает у ребёнка, кто должен ходить первым и объясняет, что игру в шашки всегда начинают белые. Он также демонстрирует, как можно провести жеребьёвку; спрятав разные по цвету шашки в левой и правой руках. Игра требует полного сосредоточения, внимания, обозрения всего поля. Как правило, ребёнок так сосредоточен своей стратегией, передвижением шашек, что не может оценивать картину на доске в целом, не замечают ходов соперника и динамики изменения ситуации. Задача взрослого – научить детей правилу: перед тем как сделать ход, необходимо оценивать ситуацию на доске, следить за всеми шашками на игровом поле, а также прогнозировать развитие ситуации.

КРАТКИЙ СПИСОК ТЕРМИНОВ ИГРЫ В ШАШКИ

Простая — обычная шашка (не дамка).

Бортовые шашки — шашки, занимающие бортовые поля шашечной доски.

Дамочные поля — поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски.

Дамка — шашка, достигшая дамочных полей.

Ход — передвижение шашки с одного поля на другое.

Тихий ход, или темп — простое перемещение шашки.

Ударный ход, удар, или бой — ход, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника.

Поддача — преднамеренная постановка шашки под удар.

Размен — поддача под удар одной или нескольких своих шашек и взятие такого же количества шашек противника.

Проходная шашка — шашка, которой обеспечен проход в дамки.

Прорыв — стратегический приём, позволяющий прорваться в дамки.

Столбняк — противостояние дамок, при котором очередь хода приводит к поражению.

Решето — расположение шашек, при котором между ними имеются свободные поля.

Запирание — положение, при котором одна или несколько шашек одной из сторон закрыты шашками противника и не могут ходить.