Если ваш ребенок одарен и отличается от других детей, то чтобы пестовать его талант, вам необходимо знать о большинстве особенностей нестандартного ребенка, о проблемах, которые могут у него быть.

Способности бывают общие и специальные. При выдающихся специальных способностях ребенок превосходит многих в определенной деятельности и области, например в музыке, вокале или живописи.  Если у ребенка выдающиеся общие способности, то он опережает сверстников по темпам интеллектуального развития. Такой ребенок, прежде всего, отличается каким-то фанатичным любопытством, богатым воображением, фантазией, блестящей памятью, прекрасной речью, а также потрясающей усидчивостью, когда он поглощен любимым делом. Первое, что бросается в глаза, когда общаешься с таким ребенком,  это очень развитая речь с большим активным и пассивным словарем, речь с бесконечными суждениями, умозаключениями.

Еще одно отличие одаренного ребенка  — это высокая чувствительность. Такой ребенок чувствителен настолько, что реагирует не только на слова, но и на интонации и жесты. Любая реплика им может восприниматься как критика в свой адрес  и вызвать чувство вины и даже ощущение отверженности, значительно снижая самооценку ребенка. Он обостренно реагирует  на всякую несправедливость, пытается ее исправить, мечтает, чтобы всем было хорошо. И в то же время одаренный ребенок способен непроизвольно унижать окружающих своим непониманием того, что кто-то мир воспринимает по-другому, менее одарен, чем он. Высокая чувствительность одаренного ребенка бок о бок уживается с нетерпеливостью, ершистостью в суждениях. Все это создает определенные трудности в общении с таким ребенком.

Общение со сверстниками, которых он намного обогнал в развитии  – главная проблема одаренного ребенка. Его незаурядность, порывистость, ершистость отталкивают от него ровесников, среди которых у него почти нет друзей. И чувствуя себя неким изгоем среди сверстников, такой ребенок способен разочароваться сам в себе.

Кроме того, часто такие дети, опережая в умственном развитии других детей, имеют уязвимые места в физическом развитии, которое не успевает «бежать» вслед за умственным развитием и происходит в срок. Часто имеется разница между высоким интеллектом ребенка и деятельностью, при выполнении которой необходимо пользоваться моторикой рук. Некоторое отставание в физическом развитии иногда бывает причиной насмешек сверстников, что больно ранит чувствительных одаренных интеллектуально детей.

Родителям одаренного ребенка необходимо, прежде всего, понять и осознать его неординарность. Не игнорировать его уникальность, но и не восторгаться им сверх меры. Создать условия для поощрения и развития его таланта, но, не в коем случае, не превращать жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения своих родительских амбиций. Не культивировать необходимость преуспеть, не перегружать ребенка. Создать ребенку атмосферу творчества, учить терпению и поощрять за все старания. Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию. Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость ребенка. Учить владеть своими эмоциями и спокойно относиться к его эмоциональным перепадам. Делать все возможное, чтобы  он не занижал свою самооценку, но и не выставлял свою одаренность напоказ . Учить его налаживать  отношения со сверстниками. Не возвышать над остальными детьми в семье. Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка и развитию его моторики. И, самое главное, считать себя самым счастливым из родителей.