Детское воровство относится к так называемым  «стыдным» проблемам. Родителям чаще всего неловко обсуждать даже с психологом ситуацию, если их ребенок совершил «ужасный» поступок – украл. Однако в большинстве случаев все не так страшно: дошкольника можно отучить брать чужое без разрешения, достаточно провести определенные коррекционные мероприятия.

Они могут быть выбраны только после определения мотивов краж.  Среди мотивов можно выделить следующие:

  • Чувство обделенности в чем-то. Такая ситуация возможна, если ребенок из необеспеченной семьи, и его родители не могут позволить купить своему малышу игрушки, которые есть у других детей.
  • Желание владеть чем-либо. Иногда ребенок кладет в карман игрушку просто по привычке класть все в карман, не задумываясь о том, что он совершает что-то неправильное. Представление о том, что такое «моё» и «чужое», появляется у ребенка после трех лет, когда начинает развиваться самосознание. В 4-6 лет формируются нравственные привычки, но это не значит, что они уже закрепились. Никому и в голову не придет называть вором 2-3-летнего малыша, взявшего без спросу чью-либо вещь. Кроме того, дети могут считать, что не делают ничего плохого, если сами родители подают им дурной пример, например, рассказывая при них, как они кого-то обхитрили, обманули. Ребенок берет этот способ поведения «на вооружение».
  • Желание сделать приятный подарок кому-то из близких. Этот мотив также связан с непониманием отрицательной оценки краж у дошкольников и незнанием понятий «моё» и «чужое». Можно ли считать воришкой 5-летнего мальчика, который, испытывая симпатию к своей сверстнице, дарит ей мамины золотые украшения, считая, что эти украшения также принадлежат ему.
  • Желание привлечь внимание сверстников к себе как обладателю какой-либо вещи – своеобразная реакция детей на травмирующие обстоятельства жизни. Например, дефицит внимания и любви в семье может вызвать дополнительные мотивации к краже. Так, ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, может раздать их другим детям, чтобы таким образом «купит» их дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратит на себя внимание окружающих единственным возможным, по его мнению, способом.
  • Желание отомстить из-за недостатка внимания в семье. В педагогической практике есть примеры, когда старшие дети постоянно прятали и выбрасывали вещи своих младших братьев и сестер. Они совершали это потому, что в семье явно предпочитали им младших сыновей или дочерей и возлагали на них большие надежды, что в итоге вызывало ревность и желание отомстить родительским любимчикам.

 Как надо вести себя с ребенком, который берет чужие вещи без спроса

— В первую очередь, необходимо вести себя так, чтобы ребенок мог вам достойно подражать.

— Нужно создать все условия, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным родительским вниманием и заботой. Проявлять их не время от времени, а ежедневно.

— Интересоваться друзьями ребенка и стараться понять его выбор.

— Важно, учитывая доходы семьи, покупать ребенку достаточное количество игрушек.

— Необходимо устранять причины, вызывающие у ребенка ревность к братьям и сестрам.

— Необходимо объяснять ребенку, что означает «своё-чужое» и почему чужое брать нельзя.

— Если родители стали невольными свидетелями воровства, то необходимо обо всем честно рассказать ребенку и объяснить, что если он не сознается в том, что взял чужое, то это повлечет за собой расследование родителей или других людей. Рано или поздно воровство раскроется, и надо будет отдавать украденную вещь. А это все намного неприятнее, чем сразу сказать правду.

— Надо найти вместе с ребенком чужую вещь и вернуть ее, но сделать это так, чтобы малыш не чувствовал позора.

— Необходимо учить ребенка ответственности за собственное поведение.

— Не нужно думать, что с ребенком произошло непоправимое, нужно  постараться успокоиться и отыскать возможную причину воровства.

— Не стоит кричать, ругать, раздражаться на ребенка.

— Не стоит также рассказывать всем о том, что произошло, и тем более позорить ребенка прилюдно.

— Нельзя оставлять без внимания случившееся и не искать причины воровства.

— Нельзя невнимательно относиться к жизни и поступкам ребенка.

— Искренняя доверительная беседа с ребенком может стать лучшей профилактикой воровства.

— Если ребенок ворует беспричинно и постоянно, необходимо показать его психоневрологу и провести назначенную им коррекцию.