В 2 года:

  • если ребёнок не понимает речь взрослого;
  • если нет звукоподражания, ребёнок искажает даже самые простые слова;
  • ведёте речевой дневник, а записать в него нечего.

В 3 года:

  • если ребёнок не строит фразы и предложения;
  • говорит на малопонятном для окружающих языке;
  • нарушено произношение звуков: а, о, у, и, ы, э, б, п, м, т, д, н, г, к, х, в, ф.

В 4 года:

  • если ребёнок не произносит звуки с, з, ц;
  • если ребёнок переставляет, пропускает или добавляет слоги;
  • если не знает названия животных, овощей, фруктов, цветов и т.д.

В 5 лет:

  • если ребёнок не произносит или заменяет звуки ш, ж, ч, щ;
  • если ребёнок делает ошибки в окончаниях;
  • если не умеет пересказывать;
  • если отвечает на вопросы одним словом.

Речь в этом возрасте должна быть похожа на взрослую.

В 6 лет:

  • если ребёнок не выговаривает звуки р, л;
  • если ребёнок не умеет подбирать слова на заданный звук;
  • не умеет рассказывать;
  • путает понятия «вправо», «влево», «вверх», «вниз».