1. В подростковый период активно идёт половое созревание ребёнка, что проявляется резким изменением гормонального фона, более явное выделение вторичных половых признаков (волос  на теле, увеличение молочных желёз у девочек, «ломка» голоса и т.д.);
  2. На психологическом уровне ребёнок начинает острее чувствовать своё индивидуально, не похожее на родительское «Я». Он стремится во всём иметь своё мнение и высказывать его, старается быть самостоятельным, самодостаточным. Появляется процесс поиска собственного «Я», что выражается в увлечении субкультурами, расширению кругу друзей, появлению авторитетов вне семейного круга. Данный возраст не зря называют периодом «борьбы и натиска», ведь подростку кажется, что весь мир ополчился против него, даже собственное тело. В тоже время подросток так стремится познать мир и пробовать новое, что мнение родителей действительно становится для них незначимым;
  3. У ребёнка преобладает произвольная и опосредованная манера запоминания, у подростков же появляется логическая память;
  4. В подростковом возраста, а конкретнее в 10-12 лет, предметное мышление ребёнка постепенно сменяется абстрактно-понятийным;
  5. В связи с поисками своего «Я», у подростка происходит изменение в волевой сфере и полностью внешний локус-контроля сменяется частично внутренним локусом-контроля. Т.е. подросток ориентируется уже не на простое послушание родительским авторитетам, но больше развивает в себе собственную дисциплину и самоконтроль.
  6. Подростку в отличие от ребёнка больше свойственна импульсивность. Но в тоже время сфера внимания  переходит на более высокий уровень. Ребёнок до 10-11 лет не может физически усидеть на месте более 30-40 минут. В подростковом возрасте же концентрация внимания повышается.
  7. Если у ребёнка больше преобладает ситуативно-личностное общение, то подростки склоны больше к интимно-личностному общению. Они ищут близких друзей, социальные группы, где их понимают и могут принять. Появляется половое влечение к противоположному полу — в этом возрасте некоторые пытаются заводить себе молодых людей и девушек (в более позднем подростковом периоде и половых партнёров в том числе.
  8. В отличие от детей, которые во многом в своих эмоциональных реакциях и мнение полагаются на поведение взрослого, подросткам характерна амбивалентность или полярность психики. Т.е. они склонны к перемене своего мнения в зависимости от различных внешних обстоятельств или мнения авторитетного сверстника. Все эмоциональные реакции могут противоречить друг другу, например, часто можно наблюдать, как чувствительность подростка сочетается с эмоциональной холодностью, потребность в общение и дружелюбие может смениться агрессией и стремлению к уединению, романтические чувства сочетаются с эгоизмом и циничностью;
  9. Формируется индивидуальный стиль деятельности во всём. Если в детском возрасте в основном наблюдалось подражание или научение, то в подростковом возрасте человек сам определяет каким образом ему справляться с той или иной работой;
  10. Появляются реакции эмансипации, т.е. отделения от родительской опеки, приобретения самостоятельности во всём;
  11. Происходит усиленная идентификация себя с определённым полом. Если в детстве ребёнку было всё равно, какую одежду он носит, каким видом деятельности он занимается, то теперь уже подросток старается сильнее подчеркнуть своё мужское или женское начало. Например, в детстве девочка спокойно могла целый день проводить во дворе с мальчишками, играть в футбол и так далее. Теперь же она стремится пользоваться косметикой, проводить время с подругами и заниматься «женскими» видами деятельности.