Что нужно сделать, чтобы у детей появилось желание учиться?

многие мамы торопятся отдать детей в школу, не учитывая их биологического возраста. А ведь бывает, что шестилетний «по паспорту» соответствует четырёхлетнему. К тому же некоторые родители выбирают учебное заведение соразмерно своим амбициям, а не возможностям сына или дочки. Успешное обучение и психологическое самочувствие детей зависят также и от личности педагога, который должен опираться на индивидуальные особенности школьников. По данным наших исследований, примерно 25% учащихся — медлительные, не успевают за скоростью работы на уроке. А учителю нужен быстрый ответ, и если Иванов «тормозит», то его или перестают спрашивать, или постоянно над ним подшучивают. Как тут не развиться неврозу? А дома ещё родители подливают масла в огонь криками и наказанием. При таком эмоциональном насилии мало кто захочет ходить в школу.
Но сейчас повсюду говорят о необходимости начинать обучение едва ли не с 3-х лет! М: Этот миф стал идеологической основой сверхраннего обучения письму и чтению. Однако научные данные говорят обратное. Раннее образование не соответствует возрастным возможностям развития мозга и познавательной активности дошкольников, базовому уровню когнитивных функций, необходимому для формирования навыков письма и чтения. К примеру, мы не советуем учить письму раньше 5-ти лет. К этому времени определяется, какая рука у ребёнка ведущая — правая или левая. Ещё одно заблуждение, что современные дети, дескать, умнее своих предыдущих сверстников. Скорее всего, подобную иллюзию создаёт другой запас сведений и слое у них, которых не было в обиходе ещё пять лет назад. Наоборот, у 40-50% шестилеток отмечается несформированность или нарушение речи, процессов регуляции деятельности, внимания, восприятия. В нашем институте 60 лет ведутся исследования, поэтому мы можем с уверенностью сказать: темпы физиологического и психофизиологического развития современных детей не изменились! И по-прежнему велики индивидуальные различия, поэтому упор нужно делать на личность ученика. А в это время школьные нагрузки растут и требования для всех одинаковые.

Письмо на клавиатуре

Из-за увлечённости гаджетами некоторые считают нынешнюю детвору потерянным поколением. А какое ваше мнение?
М: В основе пристрастия к гаджетам лежат невнимание, лень и нежелание родителей разговаривать и играть со своими детьми, уделять им больше внимания. У современных ребят ограничен круг общения, коммуникативные навыки почти на нуле. Отсюда и низкий уровень развития речи, неумение взаимодействовать, нормально выражать свои эмоции. Однако погружённость в гаджеты — не причина неразвитости навыков письма и чтения. Скорее, фактор отвлечения внимания, который необходимо срочно применять с пользой. К примеру, разработать технологию обучения письму на клавиатуре.

Мы должны быть готовы к тому, что ручкой никто писать не будет


Да, придётся преодолеть стереотип, что только так развиваются различные функции мозга. На самом деле письмо на клавиатуре — более сложная задача для наших извилин. Можно только представить, как это воспримут педагоги, которые бились над каллиграфическим почерком учеников!

Что должны предпринять учителя и родители, чтобы учёба стала для детей в радость?
М: Современным мальчишкам и девчонкам не хватает внимания, поддержки и любви. Наши данные показывают, что шести-семилетки имеют смутные представления о радости, не могут вспомнить и объяснить, в каких случаях испытывают это чувство. Зато лучше всего дифференцируют такие эмоции, как страх и злость. Здесь есть о чём подумать взрослым, правда?

Ещё вчера ваш 13-14-летний ребёнок был послушным и милым, делился эмоциями и планами. А сегодня превратился в закрытого, неразговорчивого и угрюмого злюку, который грубит и огрызается, и порой кажется совсем чужим в семье. Почему подросток так себя ведёт и что с этим делать?

Играй, гормон

Чаще всего виной гормональные изменения: ребёнок превращается во взрослого. Причём происходит это настолько быстро, что он просто не успевает реагировать: скачет настроение, тело принимает новые формы, появляются непонятные и плохо контролируемые желания. В какой-то момент подросток понимает, что не справляется с этими изменениями, и это его тревожит, делая нервным и агрессивным.
Что делать? Разговаривать с ребёнком. Нужен взрослый (родитель, учитель, тренер), которому молодой человек доверяет, чьё мнение важно. Необходимо рассказать о специфике возраста и особенностях происходящих внутри изменений без нотаций, простыми словами.

 

Один против всех

В этом возрасте очень силён стадный рефлекс. Мнение сверстников, группы становится архиважным. И если подросток по каким-то причинам не может выстроить нормальные отношения с одногодками, то это способно стать серьёзным поводом для повышения уровня его стресса. Тогда мир вокруг превращается во врагов.
Что делать? Не говорить ребёнку, мол, ерунда, не переживай, не обращай на них внимания. Это лишь убедит юношу или девушку, что родители не понимают их проблем и трудностей. Рекомендую посочувствовать своему подростку и предложить помощь в решении любого вопроса. Если откажется — не стоит давить: ведь это даже похвально, что он хочет сам решать свои проблемы. Важно показать ребёнку свою готовность поддержать и прийти на помощь при первой же просьбе. И при необходимости сделать это без осуждения и нравоучений.

Право на мнение

Нередко подросток перестаёт считать родителей абсолютными авторитетами и при каждом удобном случае старается им это продемонстрировать своим поведением.
Что делать? Не срываться на крики и раздражение, а радоваться, что у ребёнка формируется критический взгляд на мир, своё мнение и умение делать выводы. Если он пропустит этот этап, то так и не научится отстаивать свои права, будет смущаться при высказывании мнения, предпочтёт терпеть даже серьёзные неудобства в жизни только потому, что не сумеет отстоять свой интерес.

Маленький бунтарь

Если подросток бунтует, родителям особенно важно:

■ показывать личным примером, как уважительно выражать своё мнение по отношению к другим;
■ давать ребёнку возможность иметь личное пространство и при этом не позволять ему нарушать ваше;
■ демонстрировать искренний интерес к тем идеям, которые он высказывает. Мамам и папам почти взрослых детей важно помнить, что подростковый кризис не у их чад, а у них самих! Это взрослым следует принять, что их отпрыски становятся более самостоятельными и родители им нужны всё меньше. Взрослые должны осознать, что удерживать рвущуюся в полёт птицу — только вредить ей. Это им необходимо пережить тот сложный момент, когда важно не сломать стремящегося к самостоятельности ребёнка своим недоверием и неверием.

Главная защита от родительских страхов - любовь

Если сын или дочь знают, что дома их примут всегда и в любом виде, то им не нужно будет создавать в своей жизни такие ситуации, где захочется проверить это на практике.

Любви много не бывает

Есть такое мнение: «Детей важно не перехвалить». Но перехвалить, как и перелюбить, нельзя. Это миф! Задумайтесь, сколько добрых слов в день нужно вам? А теперь прикиньте, сколько раз ежедневно слышит похвалу и ласковые слова малыш в месячном возрасте? А в год? А в 5? В 16 лет? По мере взросления ребёнка мы начинаем эти слова экономить, словно их лимит заканчивается. И что получаем в ответ? В 3 года чадо ещё пытается получить от нас доброе слово, в 5 — «выбить», например, спрашивая: «Вы меня любите?» В 16 уже сух в наш адрес, и родители начинают жаловаться на хамство с его стороны.

Чтобы этого не случилось:

1. Одобряйте, хвалите, поддерживайте и поощряйте своего ребёнка как можно чаще. Физиолог Дмитрий Колесов утверждал, что для закрепления хорошей привычки похвала более действенна, чем порицание для предотвращения плохой. Ведь она вызывает положительные эмоции, способствует подъёму сил, энергии, усиливает стремление человека к общению, сотрудничеству с другими людьми. А если ребёнок не получает своевременного одобрения, то растёт неуверенным в себе.

2. Пользуйтесь похвалой умело. Психолог Владимир Леви, автор книги «Нестандартный ребёнок», считает, что не надо хвалить подрастающего человека лишь в следующих случаях:
за то, что достигнуто не своим трудом — физическим, умственным или душевным;
за красоту и здоровье, а также все природные способности как таковые, включая добрый нрав;
за случайную находку;
из жалости или желания понравиться.
Один из приёмов похвалы — аванс. Ваше одобрение заранее внушит подростку веру в себя и свои силы: «Ты это сможешь!», «Ты это почти умеешь!», «Я верю, у тебя всё получится!» Хвалите ребёнка с утра — это и будет аванс на весь его долгий трудный день. 

 

Когда ребенок становится способным слушать рассказы и сказки, рисовать предметы, животных и растения (цветы и плоды), взрослые, следящие за ним, всякую удобную минуту должны использовать для приветливого дружеского разговора на равных, не уставая терпеливо рассказывать обо всем, что уместно в данный момент.
Беседа – важный элемент воспитания и обучения!

Ребенок в игре и творческом состоянии способен запомнить больше информации, нежели на уроках в школе, или в назидательных нравоучениях. Однако, всякое знание необходимо повторять для лучшего запоминания, а еще просить малыша повторить то, о чем было рассказано.
Ребенку постепенно будет открываться многообразие мира.
Итак, познание начинается со вспомогательных предметов, служащих наглядной информацией. Продолжится оно в рассказе о том, какие вещи нас окружают в доме, на улице, в природе. Явления природы придется объяснять неоднократно.
Облегчает задачу познания правильное осмысление божественного плана Вселенной. Но при этом придется учитывать возраст ребенка. Поэтому лучше постепенно идти от простого к сложному, коротко записывая темы познания.
Желательно, чтобы у ребенка после рассказа возникали вопросы, которые нельзя оставлять без ответа. Если появляются затруднения, надо записать вопрос и пообещать ребенку ответить на него позже. Также уместно узнавать у ребенка тему следующей беседы, или что хотел бы он узнать о жизни.
Кстати, все сложные понятия нужно уметь объяснить простыми словами. Например, что такое жизнь, что есть познание, для чего оно необходимо. Словарный запас ребенка увеличивается медленно, помогут ему в этом увеличении рассказы и толкования взрослых. Важно, чтобы он не только слушал, но и говорил, повторяя новые слова. Развитие речи будет способствовать развитию интеллекта и способности к общению.
Хорошо было бы объединить несколько интересов для их взаимовлияния: при беседах о познании жизни нужно использовать хорошие детские книжки, в которых обязательно найдутся и темы для объяснений. Так же очень полезно заучивание стихов наизусть и декламирование их в семье. Здесь сразу происходит развитие артикуляции и речи, знакомство с образной речью (что очень важно!), а еще в стихах немало информации из разных областей жизни. Образы желательно пояснить обычным языком.

Любовь к учебе, как процессу познания

Под учебой надо понимать занятия по изучению конкретного предмета, или знания. Сначала придется запомнить алфавит, одновременно стараясь изображать буквы на бумаге, затем учиться чтению. Все мы прошли этот путь, но по-разному и с разными достижениями. Кто-то запомнил правила грамматики и обладает красивым почерком, а кто-то допускает немало ошибок и пишет, как курица лапой.
Чтобы ребенок полюбил учебу, требуются всего несколько условий: добрые, уважительные отношения между учеником и учителем, постоянная похвала за усердие, высокие оценки (и отсутствие низких) и понятное объяснение предмета. Можно добавить еще увлеченность учителя предметом, веселый характер преподавания – чтобы не было скучно на уроке.
Есть плохие учителя, грубые, прямо или косвенно унижающие детей, объясняющие скучно и непонятно. У них дети не «успевают», потому что сразу срабатывает закон бумеранга, и предмет связывается с человеком – преподавателем. Он плохой, а предмет психологически неприятен.
Наоборот, встречаются педагоги с талантом общения, увлекательно рассказывающие о тригонометрических функциях, или повторяющие заученные фразы о «лишних людях», или химия в их рассказе предстает набором элементов и реакций, оставляя в сознании учеников непонятные термины и убеждение, что «это не для меня», это надо списать.
Отсюда видно, что и преподаватели остро нуждаются в психологическом образовании, в знакомстве с истинной психологией.

Любовь к учебе берет начало в любви к ученику и к учителю.

Увлечение чтением

Картина в этом интересе примерно та же, что и выше: от учителя зависит, полюбят школьники чтение, или нет. Личность педагога олицетворяет в себе всю литературу, которая есть на свете. Если он не светится от удовольствия, называя писателя и его книгу, поэта и его стихи, а скучно переводит тему на внеклассное чтение, кратко давая сюжет и характеристики героев, иногда вспоминая о теме и идее произведения (вот уж заинтересовал!), то учащиеся повторят в точности действия учителя: чтение оставят на «потом когда-нибудь», записав, или запомнив для ответа краткое описание книги.
Дома родители, которые совсем не педагоги, заставляют детей сидеть над открытой книгой, и умные детки «смотрят в книгу, а видят фигу» – не интересно! Если заставляют – не интересно!
А как надо? Надо по-другому, с дошкольного детства. Детские писатели у нас были очень талантливыми, читали их с удовольствием! А школьнику желательно рассказать о книге, об авторе, его детстве, о причине написания книги, предыстории написания. Это здесь, в методике используются книжные слова, а в рассказе они должны быть другими, разговорными, содержать шутки и сопровождаться поглаживанием, ободряющими прибаутками и поговорками. Да, педагогика – серьезная наука!

Интерес к порядку

В книге «Практика истинной психологии» дается Кодекс единых правил поведения и раскрывается его первостепенная важность для построения благополучия в стране. Благополучие в семье и в судьбе каждого человека тоже зависит от порядка в мировоззрении и в доме, от правильного поведения членов семьи.
Бардак в головах переходит в беспорядок дома, а из него выносится на улицы, создавая неподвластные стихии в стране. Поэтому так нужна внутренняя дисциплина, подчинение себя общим правилам поведения. Можно представить бардак на конкретных примерах, но читатели сами могут описать состояние квартиры, если живущие в ней перестанут класть вещи на свои места, а грязную посуду просто складывать в мойку – в расчете на то, что «кто последний, тот и помоет».
Ребенок приучается к порядку с ранних лет, и поддержание чистоты становится привычкой. Это относится и к личной опрятности, и к чистоте языка. Если в семье не сквернословят, то и ребенок не приучится к ругани, даже если на улице услышит мат и прочие грязные слова. Знать-то будет, но язык не повернется произносить.

Любовь к творчеству, созиданию и труду

Среди самых ценных мотивов поведения в психике пребывают такие свойства духа, как творческое начало и разум. Они облекаются в психике дополнительными доминантами и становятся устойчивыми интересами личности. Однако, свойства духа в младенце можно представить посеянными зернами, или семенами, которые надо вырастить в плодоносящее вечнозеленое дерево с полезными и вкусными плодами жизни.
Поэтому развитию свойств духа, уходу за ростками, желательно уделять столько же внимания, сколько и заботе о здоровье малыша.
Пусть с момента появления возможностей он пробует себя в тех видах деятельности, которые сам выбирает. Пусть у него будут такие игрушки, которые можно использовать в настоящем деле: если инструменты, то очень похожие на взрослые, если электрические и с программой, то полезные для него.
Также и девочке придется подбирать качественные игрушки, а не пластмассовый мусор. Деревянные кубики, пластилин и краски, куклы и одежда к ним, посуда и школьные принадлежности…
Каково начало, таково и продолжение. От суррогатных игрушек пропадает желание играть во взрослую жизнь – слишком развитое воображение должно быть у ребенка, чтобы любить чучело, отдаленно напоминающее человека, или животное. Мальчики хорошо разбираются в том, что настоящее, а что скучная подделка. Не стоит тратить деньги на пластмассу.
Итак, творчеству учатся не поддельными инстументами и материалами. Долгое внимание детям не присуще, но по несколько минут родители могут потратить на совместное изготовление чего бы то ни было. Пусть малыши «помогают» в творческих делах родителям: маме – в приготовлении вкусной пищи, в уходе за цветами, а папе – в ремонтных работах, в огородных делах, если есть свой клочок земли, в ремонте техники.
Отдельным видом творчества считается рисование и лепка, а в школьные годы – сочинение рассказов и изложений. В зимнее время при возможности лепки снежных скульптур можно устраивать семейные прогулки и занятия с рыхлым снегом. При желании можно найти игрушки – конструкторы, чтобы у детей была возможность позаниматься вечерами.
Труд не всегда в радость, но и в нем надо искать нечто интересное. Например, прополка огорода, уборка возле дома, или во дворе совместно с родителями привлекают результатом и последующим отдыхом с просмотром любимого фильма, или чаепитием с тортом. Каждое участие детей в труде следует отмечать похвалой.
Хвалите детей почаще, радуйтесь вместе с ними их успехам, любите их, не балуя! А когда появляется причина для наказания, наказывайте и себя одновременно: их вина – это ваша недоработка.

Дети-провокаторы живут тем, что сами себе находят проблемы

И дело не столько во вредности, сколько в особенностях характера и наследственности. Чтобы поддержать мозг в привычном состоянии, им нужна эмоциональная встряска, вызываемая волнением. Поэтому готовьтесь к тому, что полностью искоренить эту особенность характера не удастся. Зато можно направить энергию в мирное русло.
1.
Как можно спокойнее реагируйте на подобное поведение: улыбайтесь, говорите тихим голосом. Откажитесь от психологических и физических наказаний в пользу естественных последствий. Допустим, сын сегодня разозлил — значит, заниматься уроками будет самостоятельно, без помощи мамы. А завтра ответит за последствия, если допустил в «домашке» ошибку.
2.
Ребёнок провоцирует вас злыми шутками? Если отреагируете негативно, потеряете в его глазах авторитет. Лучше применять следующий принцип: смейтесь, шутите, хвалите за сообразительность. Таким образом вступаете в доверительные отношения и объясняете, как ещё ему можно заработать похвалу. Например, помочь с уборкой, вынести мусор. Донесите до чада, что такой путь короче и приносит лучший результат.
3.
Предлагаю поиграть «в наоборот». Сын отказывается делать уроки? Поддержите его инициативу. Ребёнок такого поворота не ожидает, поэтому ему придётся выполнять «домашку» вам назло. А вы как раз этого и ждёте!
4.
Когда чувствуете, что ситуация выходит из-под контроля, переключите его внимание на что- нибудь другое. Например, скажите, что вам надо сходить в туалет. Сын не станет вас удерживать и за время отсутствия потеряет интерес к провокации. А вот обвинять ребёнка в таком поведении не стоит. Тем самым вы невольно признаёте его правила игры, чего он, собственно, и добивается.
5.
Если не сдержались и накричали или отшлёпали, забудьте про чувство вины: ребёнок-провокатор ради этого и старается. Он знает, что будете корить себя за проступок и разрешите ему всё, что попросит. Сделайте так, чтобы чадо поняло: вы обиделись. Со временем сын придёт к выводу, что мама, как все люди, тоже иногда даёт волю чувствам и ошибается. Но на ошибках учатся.

По своему положению в семье и отношениям с родителями ребенок делает первые выводы о людях и общении, о своей ценности в сравнении с другими. И это оставляет отпечаток на его отношении к жизни и самому себе. Единственный ребенок часто бывает избалованным и не умеющим уживаться с другими людьми. Но свое дело всегда выполняет идеально и ждет похвалы. Хорошо, если он попадает в среду, где его заслуги ценят. Тогда он будет с удовольствием и работать, и помогать другим. А вот если его успехи не замечают, для него это настоящий стресс и повод для депрессии.

Похожие качества есть и у старшего ребенка в семье. Он вырастает с высоким чувством ответственности - честолюбием. Доказательство тому - статистика: 80% руководителей в мире - это старшие и единственные дети. Но появление в семье следующего ребенка наносит старшему психологическую травму: он перестает быть единственным, самым любимым. Поэтому эти люди эмоционально очень уязвимы. Они более других склонны заболевать из-за обиды и чувства вины.

Средний ребенок - и не первенец, которым гордятся, и не самый младший, которого балуют. Он часто вырастает самым независимым от семьи и близко общается с людьми вне ее. В плохой компании он быстро усваивает вредные привычки. А вот положительный пример окружающих сделает из него здоровую личность.

Младший ребенок, как правило, быстро привыкает к любви и заботе родителей. Ему сложно принимать самостоятельные решения, он сильно зависит от чужого мнения. Зато в общении умеет создавать комфортный психологический климат.