Да, если ребенок в 11 лет испытывает затруднения, да если не умеет работать самостоятельно… Нет он уже большой и должен сам справиться… Нельзя делать за ребенка задание, но помочь можно.

Все очень индивидуально.

Конечно, внимательные родители смотрят на особенности характера своего школьника. Одному ребенку нужно больше внимания, другой быстро научится справляться сам. Одному важна поддержка, он расцветает от вашей похвалы за красиво решенную задачу, другой не терпит контроля и предпочитает набивать свои собственные шишки, а уроки, вообще, учит на переменах или сразу после школы.

Но даже если ребенок демонстрирует чудеса самостоятельности и докладывает о полном порядке в школьных делах, стоит держать руку на пульсе. Заглядывайте в бумажный или электронный дневник, на родительских собраниях спрашивайте: «Как мой?» Очень часто картина в глазах ребенка сильно отличается от мнения учителя.

И наоборот, если детка не уверен в своих знаниях, просит вашей помощи и переживает перед каждой контрольной, поговорите с учителем: возможно, он убедит вас, что ребенок хорошо справляется, а вы передадите эту уверенность сыну или дочке. Тогда можно будет понемногу «отдать вожжи» ученику.

Родителей школьников волнует вопрос: помогать ли ребенку с уроками или нет? Школа призывает мам и пап активно участвовать в образовательном процессе, а ребенок порой путается в требованиях программы. Но у нас не всегда есть силы и время на выполнение уроков с детьми, да и наша ли это задача? В статье мы перечислим все «за» и «против» и постараемся найти золотую середину.

Если первый (второй, пятый) класс давно позади, а ваш школьник по-прежнему не может сесть за уроки без вас, ищите причину. Это может быть все, что угодно:

  • повышенное внутричерепное давление;
  • гипертонус;
  • синдром дефицита внимания, с гиперактивностью или без;
  • психологические проблемы дома или в школе;
  • неудобный или захламленный рабочий стол;
  • шумная обстановка в доме;
  • сильная критика со стороны мамы или папы за непонимание, ошибки и помарки;
  • привычка полагаться на маму, которая покажет, как правильно решать задачу;
  • высокая загруженность внешкольными занятиями.

Возможно, стоит потратить время не на совместное сидение над учебниками, а на поиск причин неуспеха — и на их устранение.

Как научить ребенка делать уроки

Учеба и домашние задания — дела непростые. Чтобы ребенок справлялся с ними с минимальной родительской поддержкой, нужно создать вокруг них полезные привычки. Именно полезные привычки так облегчают нашу жизнь и помогают выполнять сложные задачи.

Не нависайте над ребенком, но будьте неподалеку, занимайтесь своими делами. Если ребенку понадобится помощь, он позовет вас. Если оставить его один на один с уроками, он может застопориться на сложном задании, устать и демотивироваться.

Не подсказывайте ребенку решения, запаситесь терпением. Вы можете задавать наводящие вопросы или отсылать к пройденному материалу — ведь домашнее задание нужно именно для закрепления пройденного. Если ребенок не может разобраться с задачей, пусть на следующий день обратится с вопросом к учителю: в конце концов, тот должен знать, хорошо ли дети усваивают материал. А еще учитель сможет объяснить тему и оформление решения лучше мамы, которая достанет из закоулков своей памяти школьные знания и совсем запутает перегруженную голову детки.

Не ругайте ребенка за ошибки и грязь в тетрадях. Спокойно скажите, что при красивом оформлении ему самому все будет гораздо понятнее. Не заставляйте переписывать длинные задания — лучше научите красиво исправлять ошибки. Не нужно делать уроки на черновиках, а потом до ночи переписывать их в тетради, — так ребенок только возненавидит учебу.

Хвалите за хорошо выполненную домашнюю работу. Всегда можно найти, за что похвалить: красивые крючочки, быстро сделанная работа, прибранный после уроков стол, собранный портфель. И ваши сэкономленные нервы!

Важен психологический настрой: если чувствуете, что устаете от уроков вместе с ребенком, сделайте перерыв, выпейте чаю с конфеткой, а потом вернитесь к задаче. Цените вашу связь выше уроков. В учебе может помочь учитель или репетитор, а испорченные отношения иногда не может «починить» и психолог.

И, конечно, со временем снижайте контроль. Но дайте понять ребенку, что он всегда может обратиться к вам за помощью.

Постепенно ваш сын или дочка начнут получать настоящее удовольствие от собственного контроля над учебой. Они могут никогда не полюбить физику или МХК, зато будут точно знать, как обходиться с этими предметами и как им лучше всего учить уроки.

Советы родителям

  1. Планируйте бюджет вместе с подростком

Основа для обучения ребенка тратам — это карманные деньги. У подростка должны быть личные средства, которые он регулярно получает от родителей.

Лучше всего выделять ему деньги раз или два раза в месяц в зависимости от дней выплаты вашей зарплаты: так вы сможете распланировать не только бюджет ребенка, но и свой собственный. Не забывайте, что карманные деньги — это не средство поощрения или наказания за оценки и поведение.

  1. Научите анализировать траты

Попробуйте проследить, сколько денег вы тратите на импульсивные покупки вместо того, чтобы купить что-то существенное, как часто вы покупаете продукты «с запасом», которые потом портятся и идут на выброс. Не бойтесь рассказать об этом ребенку, посмотрите вместе, какие именно вещи и продукты были куплены необдуманно, и посчитайте, сколько денег вы на них потратили.

При этом следить за бюджетом — это привычка, для которой нужен инструмент. Самый удобный вариант — мобильное приложение, где можно посмотреть траты к концу месяца. Заходить туда перед каждой покупкой быстро надоест, поэтому нужно взять за правило открывать его раз в неделю для контроля, например.

  1. Учите ставить цели

Помогите подростку вместо абстрактной цели «хочу накопить за полгода много денег» поставить конкретную задачу: «отложить 50 тыс. рублей для покупки приставки». Далее посчитайте бюджет и определите количество времени, которое потребуется для ее осуществления.

Не забудьте, что на покупку нужно заложить средства с небольшим запасом, так как продукты и вещи имеют свойство расти в цене. Если вы в ближайшем будущем собираетесь совершить крупную покупку, например, машину или недвижимость, то вовлеките ребенка в процесс.

Покажите ему на собственном примере, что ставить цель «купить машину за 1,5 миллиона» при условной заработной плате в 80 тыс. бессмысленно. Целесообразнее ориентироваться на более дешевый сегмент и спрогнозировать рост цен по рынку.

Если средств все равно не хватает, то можно взять кредит — это нормальная практика. Главное — рассчитывать свой бюджет и не просрочивать платежи.

  1. Поддержите ребенка в поисках подработки

По нашему законодательству вступать в трудовые отношения имеют право молодые люди, достигшие 16 лет, а в некоторых случаях и те, кто не достиг указанного возраста (ч. 3 ст. 20 ТК РФ). Окажите ребенку помощь в поиске подработки.

Если он чем-то увлекается: например, проходит курсы программирования, посещает художественную школу, интересуется фото/видеосъемкой и монтажом, — расскажите ему про специальные сайты, на которых можно выполнять задания за оплату.

Работа научит подростка осознанно относиться к деньгам, ставить цели и планировать покупки, основываясь на своих доходах. Это не значит, что вы должны перестать оплачивать транспорт и школьные обеды ребенку: не стоит возлагать на него такую ответственность.

А вот показать, что на реальные цели, вроде новых кроссовок или наушников, можно заработать, будет полезным. К тому же дети бережнее относятся к вещам, на которые потратили собственные заработанные деньги.

  1. Доверьте ребенку внушительную сумму денег

Позвольте вашему ребенку самостоятельно спланировать бюджет для праздника с друзьями: например, его день рождения в парке развлечений.

Превратите планирование в увлекательное занятие: предложите составить статьи затрат, определите примерный бюджет на одного человека, рассчитайте среднюю стоимость аттракционов и чека в кафе, 10% заложите на непредвиденные расходы.

Полученную сумму выдайте подростку на руки. Так он будет чувствовать не только ответственность за свое мероприятие, но и то, что вы ему доверяете. Если после празднования дня рождения у него останутся средства, то не просите вернуть их обратно, а предложите, например, отложить на сберегательный счет.

Причины того, почему ребенок не слушается в 3 года.

Есть всего лишь одна основная причина, почему ребенок в 3 года не слушается – это кризис 3 лет. Именно в 3 года у ребенка начинается новый этап в развитии, чем и характеризуется любой кризис.

Для того, чтобы внедрить что-то новое, нужно обязательно поломать старое. Этот этап поломки и есть причина непослушания ребенка. То есть такое поведение – это своего рода орудие, с помощью которого и совершается переход к новому.

Поэтому первое, что нужно вам запомнить: непослушание вашего ребенка – это нормально и ничего страшного не происходит.

Что такое кризис 3 лет

В 3 года ребенок начинает отделять себя от окружающего мира и мамы в частности. У него происходит процесс формирования и развития своего “Я”.

Это ещё называется – сепарацией. Малыш начинает пробовать себя в мире, как самостоятельную единицу: что он может, как его действия могут повлиять на ход того или иного события, насколько весомо его слово.

Задачи кризиса 3 лет

Почему так важно для родителей правильно пережить кризис в 3 года, который характеризуется плохим поведением и непослушанием?

Если вы поможете грамотно справиться своему малышу с этим периодом, тогда можете рассчитывать на то, что в будущем он вырастет:

  • уверенным в себе;
  • ответственным;
  • со способностью говорить “нет”;
  • с навыком не создавать себе кумира;
  • со способностью всегда отстаивать свою точку зрения;
  • с умением уважать границы других людей;
  • с четким пониманием своих границ, куда допустимо или недопустимо входить тому или иному человеку.

Устраивает вас такая личность вашего малыша в его взрослом возрасте? Тогда давайте разбираться, что делать, если ваш ребенок 3 лет не слушается.

  • Помните, что выбор слов и тона голоса очень важен для привлечения внимания ребенка и его послушания.
  • Будьте поближе к ребёнку, поглаживайте его по руке и смотрите ему в глаза прежде, чем начнёте говорить.
  • Формулируйте ясно и чётко, что вы от него хотите.  Просьба «Давай положим игрушки спать» воспримется ребёнком спокойнее, чем приказ: «Иди, уберись в своей комнате»
  • Избегайте фраз, начинающихся с трех "запрещённых" слов – «Если», «Ты» и «Почему». «Если» воспринимается ребенком как угроза, «Ты» - как сигнал «нажима» на него, а «Почему» - требует от ребёнка объяснения своего поведения, чего он зачастую не может сделать в силу возрастных ограничений.   Поэтому лучше говорить: «Нужно поскорее позавтракать, одеться,  и пойдём гулять»  вместо «Если ты не позавтракаешь и не оденешься, мы никуда не пойдём».
  • Предупреждайте ребёнка заранее о предстоящих действиях: «Пора идти на улицу, или одеваться, или чистить зубы, или идти обедать», чтобы он морально был к ним готов.
  • Разбивайте задание на более мелкие части, давая одну инструкцию за раз; и предоставьте ребенку время выполнить одну просьбу, прежде чем дадите следующее поручение. В таких случаях, когда ребёнок не успевает, вы часто можете услышать от него свой собственный ответ, например: «У меня же не десять рук»
  • Выражая свою точку зрения, используйте как можно меньше слов.  Например: вместо «Ой, мы опаздываем! Ты слышишь меня? где твоя обувь? Сейчас же надевай!» лучше сказать просто: «Надеваем обувь и выходим»
  • Пользуйтесь зрительными или слуховыми сигналами, чтобы привлечь внимание ребенка. Это могут быть таблички, картинки, на которых нарисована последовательность одевания, например.  Или звонок будильника к обеду.
  • Попробуйте шептать или тихонечко петь, вместо того, чтобы кричать для привлечения внимания ребенка. Некоторые дети слушают более внимательно, если плохо вас слышат. Пение простых песенок или даже просто интонация пения часто привлекают и удерживают внимание детей.
  • Если вы хотите, чтобы ребенок проявил инициативу, попытайтесь заменить команду вопросом. Вопрос: «Что надеть на прогулку?» будет более конструктивен, чем приказные фразы.
  • Если время поджимает, поможет введение соревновательного момента в процедуру сборов, сказав, например: «Спорим, ты не наденешь куртку раньше, чем прозвенит будильник» или предложите посоревноваться, кто из вас быстрее оденется (и, конечно, дайте ему выиграть); маленькие дети очень любят соревновательный эффект.
  • Стойте рядом с ребенком, чтобы убедиться, что он сосредоточен на вас; помните, что внимание маленьких детей очень быстро рассеивается. Команды, выкрикнутые из соседней комнаты, обычно игнорируются.
  • Почаще хвалите ребёнка, особенно если он выполняет ваши поручения независимо от качества:  «Молодец, сам надел носки»,  «Умница, все карандаши сложила в коробочку» и т.д.