Это интересно знать

Вопросы:

  • Помните ли вы своё детство?
  • Чем оно характерно?
  • Что интересует, волнует вашего ребёнка?
  • Чему он радуется?
  • Чему огорчается?
  • Какова в вашем понимании цель воспитания ребёнка?
  • Каким бы вы хотели его видеть?

К.Д.Ушинский писал: «Характер человека более всего формируется в первые годы его жизни, и то, что ложится в этот характер в первые годы, - ложится прочно, становится второй натурой человека… Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается всё усвоенное в детские годы». (Плакат с этим высказыванием можно повесить на стене или в родительском уголке.)

Вопросы:

  • Похож ли ребёнок на взрослого?
  • Доступны ли детям отвлечённые рассуждения?
  • Чем живёт ребёнок больше – мыслями или чувствами?
  • Что любит делать ребёнок?
  • Какие науки занимаются изучением ребёнка? (Психология, физиология, педагогика, педиатрия и др.)

После обобщения рассуждений родителей следует вопрос:

  • Зачем человеку детство?

После чего воспитатель комментирует его. У низших животных этот период практически отсутствует. Чем выше стоит животное на эволюционной лестнице, тем дольше длится его детство.

Детство – определённые этап в развитии человека, это период подготовки к жизни, к взрослой деятельности, в течение которого ребёнок должен приобрести необходимые знания, умения.

Следует предложить родителям вспомнить, каким был их ребёнок в период новорождённости, как быстро он изменился. (Достижения первого года жизни: овладение речью, хождением, действий с предметами.)

Взрослые растут вместе с детьми. Воспитание требует глубокого проникновения в мир ребёнка, в законы его развития. Наблюдайте за происходящими изменениями, поддерживайте движение малыша вперёд.

В кругу семьи

Семейное воспитание отличается некоторыми особенностями – оно строится на любви, симпатии, привязанности, уважения. Учёные называют эту особенность эмоциональным фактором воспитания. Дети постоянно ощущают любовь своих близких, растут под знаком доверия к миру. Они знают, что они защищены, что о них заботятся. Любовь близких ребёнок должен ощущать постоянно. Иногда взрослые считают, что не нужно проявлять своих чувств, боятся, что ребёнок «сядет на голову». Это заблуждение – дети чутко улавливают настроение взрослых, их эмоции. Любовь взрослых они ощущают даже тогда, когда те не довольны их поведением, эта любовь служит ребёнку поддержкой в желании исправиться.

Рекомендуется найти золотую середину в общении с ребёнком. Изнеженный ребёнок не привык к усилиям. Он никогда не слышал требовательного голоса близких, зато хорошо знает, что капризы его удовлетворяются. Выберите сами меру ласки и требовательности и постарайтесь придерживаться этой меры. Укрепляйте веру ребёнка в себя, свои силы, отмечайте любое его достижение. Ощущение успеха важно для малыша, так как оно заставляет поверить в себя, а значит, и стремиться к большему.

Предлагаем обсудить высказывание известного отечественного педагога П.Ф.Лесгафта: «Испорченность ребёнка есть результат системы воспитания, за которую расплачивается один воспитанник».

Иллюстрации: можно продемонстрировать родителям видеоролики из жизни детей группы, например фрагменты занятий с детьми, сюжетно-ролевой игры, прогулки.

 

  • В своих отношениях с ребёнком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслуживает, подчёркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребёнка в своих силах.
  • Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя».
  • Говорите сдержанно, спокойно, мягко. (Окрики возбуждают ребёнка).
  • Давайте ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
  • Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
  • Поощряйте ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (например, работа с кубиками, конструктором, настольными играми, раскрашивание, чтение).
  • Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Время приёма пищи, выполнения домашних дели сна ежедневно должно соответствовать этому распорядку.
  • Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное стимулирующее действие.
  • Оберегайте ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.
  • Давайте ребёнку возможность расходовать избыточную энергию. Полезна   ежедневная физическая активность на свежем воздухе – прогулки, бег, спортивные занятия (гимнастика, плавание, теннис, но не борьба или бокс, т.к. эти виды спорта травматичны).
  • Помните о том, что присущая детям гиперактивность может удерживаться под разумным контролем с помощью перечисленных мер.

 

Чтобы Ваш ребенок поражал всех своей сообразительностью, рос крепким, веселым и общительным, нужно ему совсем немного помочь.

Для этого от Вас, дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, потребуется время, внимание и желание общаться со своим малышом, играть с ним и деликатно направлять его.

В общем, читайте наши советы.

– 1 –

Возьмите обыкновенную жестяную банку из-под кофе, которая сверху закрывается полиэтиленовой крышкой. Проделайте в этой крышке небольшие отверстия, и вместе с малышом постарайтесь пропихнуть в них небольшие счетные палочки.

Сразу не получается? Кроха накуксился?

Вот увидите, он будет тыкать палочками до победного конца, развивая тем самым координацию движения, усидчивость, внимание и мелкую моторику.

– 2 –

Ваша кроха не очень любит принимать ванну? Превратите эту необходимую процедуру в увлекательную игру – с пеной и резиновыми утятами! Помассируйте мыльной губкой пальчики ребенка, а потом дайте подержать тяжелую мокрую губку. Сдавите ее рукой: «Смотри, водичка побежала! Губка стала сухой. Попробуй, какая она легкая!»

Играя таким образом, вы учите ребенка различать предметы по тяжести.

– 3 –

Подвесьте на бельевую веревку несколько игрушек на веревочках разной длины. Пусть малыш постарается до них дотянуться и достать их, тренируя свои ножки, спинку, шейку и координацию.

– 4 –

Дети постоянно подражают нам, взрослым. Используйте это для развития ребенка.

Мама возится на кухне, вытирает тряпкой стол, делает тесто. Дайте малышу тряпочку, кусочек теста… А вовлекая его в развивающие игры, для начала выполните все необходимые действия сами.

Так ребенку будет интереснее и легче.

– 5 –

Дома можно соорудить для ребенка настоящие полосы препятствия из «труднопроходимых» подушек, игрушек, кубиков. Пусть малыш учится перешагивать и перелезать. Поиграйте вместе в паровозик, который очень спешит. Ему нужно перебраться на другую сторону комнаты – отвезти папе или маме книжку, газету и т.п.

Ту-ту! И вы в пути!

– 6 –

Малыш никак не хочет разговаривать? А зачем ему говорить, если любящие родители понимают все его желания без слов?! Попробуйте притвориться непонятливыми. Услышав его обычное «А-а-а!», спросите: «Чего ты хочешь? Что тебе дать? Скажи!»

В общем, провоцируйте ребенка на активную речь, создавая проблемные ситуации, из которых найти выход можно только с помощью слов. И обязательно хвалите ребенка за любое проявление речевой активности!

– 7 –

Вы заняты приготовлением ужина? Прекрасная возможность заняться развитием малыша!

Попросите малыша помочь Вам, например, принести длинную красную морковку, круглую зеленую капусту, большую кастрюлю и т.п. Тем самым Вы помогаете малышу ориентироваться в пространстве, развиваете у ребенка цветовое восприятие, учите определять размер и форму предметов.

– 8 –

Отличная развивающая игрушка для Вашего малыша – «Пуговка» или «Почтовый ящик». Суть игры в том, что нужно разноцветные пуговки разного размера засунуть в соответствующие отверстия, проделанные в обычной крышке от обычной банки. Легко? Как бы не так! И пуговицы не слушаются, и дырки не те попадаются… Тут необходимо приложить массу старания и недюжинные умственные способности! В общем, все то, что имеется у Вашего малыша в избытке!

Как видите, Ваше общение с ребенком может быть очень насыщенным, разнообразным и полезным для его развития даже в обычной обстановке. А сколько радости доставят эти несколько минут Вам и Вашему малышу! Потраченное Вами время окупится в последствии его успехами, здоровьем, уважением, любовью и дружбой!

Однако совсем не нужно только и делать, что постоянно и настойчиво развивать малыша. Это может привести к «перееданию», которое, конечно же, вредно. Пропадает интерес – главный двигатель развития. Вашему малышу иногда тоже хочется побыть в одиночестве, поиграть самому, что-то сделать самостоятельно. Этому можно только порадоваться!

 

  • Наблюдаются ли какие-то изменения в развитии ребёнка?
  • Стал он другим за год?
  • Что нового появилось?

Это важно выяснить, поскольку некоторые родители не видят этих изменений, не замечают, в каком лице говорит о себе их ребёнок, не видят его потребностей и т.д.

Родителям очень важно знать об особенностях развития ребёнка. Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал: « Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях».

Можно в подтверждение привести ещё одну цитату – слова Н.И.Пирогова: «исторгая беспрестанно ребёнка из его собственного духовного бытия, перенося его всё чаще в нашу сферу, заставляя его и смотреть и понимать по-нашему, мы, наконец, достигаем одного: он начинает нам казаться не тем, что он есть».

Задержки в развитии также недопустимы, но следует помнить, что возможности маленького ребёнка велики, но не безграничны. Поэтому родителям важно знать психофизиологические показатели развития детей.

Что же характерно для ребёнка четвёртого года жизни? Прежде всего физическое развитие, бурный физический рост. У детей 3-4 лет велика потребность в движениях, хотя иногда родители сетуют на их излишнюю активность. Детям трудно усидеть на месте, им легче что-то делать, чем бездействовать.

Вопросы:

  • Вы, вероятно, заметили стремление детей к самостоятельности, появление у них новых интересов? Если да, то в чём они проявляются?
  • Какова любимая фраза ребёнка?

Ведущий. Ребёнок не желает подчиняться требованиям взрослых, перестраиваются между ним и взрослыми. Он начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и особенностями. Осознание ребёнком себя происходит обычно к концу третьего года жизни, когда он практически становится самостоятельным: может выполнять без помощи взрослого многие действия, усваивает навыки самообслуживания.

Внешне эти изменения выражаются в том, что ребёнок начинает говорить о себе не в третьем лице, а в первом. Кстати, не все родители замечают появление этой особенности и затрудняются ответить на вопрос, в каком лице говорит о себе ребёнок. Ребёнок хочет быть взрослым. Это явление получило название кризиса трёх лет, когда ребёнку свойственно проявление негативизма, капризов и упрямства.

Давайте разберёмся в понятиях. Негативизм – это желание ребёнка делать наоборот, не подчиниться ни в коем случае воле взрослого. При этом перед сверстниками и «посторонними» взрослыми ребёнок не демонстрирует свою независимость.

Ситуация для анализа

Мальчик очень любит кататься на велосипеде. Ему не всегда разрешают, но сегодня говорят:

- Иди катайся.

Но он отвечает:

- Не пойду.

Дело в том, что в голосе матери он уловил повелительные нотки. Дети не только протестуют на каждом шагу против излишней, по их мнению, опеки, но и специально делают то, что им запрещено.

Иногда взрослые путают понятия «упрямство» и «капризы»

Вопрос:

  • Кто может развести эти понятия?

Комментарий педагога

Упрямый ребёнок настаивает на своём потому, что ему так сильно хочется чего-то, а потому, что он этого потребовал.

Упрямство – своеобразная защитная реакция против влияния взрослых. То же можно сказать и о негативизме. Только негативисту всё равно что делать, лишь бы наоборот, а упрямцу важно сделать именно то, на чём он настаивает. Это закономерные явления, нормальные в известных пределах. Но бывает, кризис заходит слишком далеко – и мы наблюдаем, что ребёнок проявляет строптивость, то есть бунтует против норм воспитания.

Одной из основных ошибок воспитания, ведущей к появлению упрямства, является повышенная требовательность родителей в приучении ребёнка к порядку без учёта его реальных умений. малыш не может регулировать своё поведение. Родители же выдвигают требования на основе собственных представлений о том, что ребёнок обязан делать и уметь, без учёта его представлений и же-ланий. Если родители не желают учитывать возрастные и индивидуальные особенности ребёнка, проявляют к нему излишнюю требовательность, это может стать причиной проявления детского упрямства. Бесполезно требовать от ребёнка 3-4 лет, чтобы он всегда был чистым, не трогал землю, не становился на колени в новой одежде, не брал в руки бездомного котёнка. У детей нет врождённого стремления к чистоте, эти качества могут быть сформированы только в процессе воспитания и обучения. Надо постепенно приучать ребёнка к опрятности, но не возмущаться тем, что не всё ещё у него получается.

Что такое капризы? Если упрямый ребёнок проявляет своё упрямство только в ответ на поведение или требования родителей, то капризный начинает «кукситься» и ныть, плакать по любому поводу. Для упрямства самое главное – не уступить взрослому, настоять на своём, и если взрослый отстанет, ребёнок будет только рад. Капризный ребёнок стремится добиться ещё большего внимания к себе, к своей особе, ему нравится быть в центре внимания. Любимое выражение упрямого ребёнка: «Я хочу», капризного: «Я не хочу». Капризный ребёнок, как правило, находится в особом состоянии «готовности к капризу».

А сейчас давайте разберёмся на примерах в причинах капризов и упрямства детей.

Ситуация для анализа

Двухлетний Илюша с усердием надевает колготы. Трудное занятие! Наконец-то после долгих усилий колготы почти надеты, но … наизнанку. Малыш, конечно, этого не замечает и продолжает их натягивать. Мать прекращает, как она говорит, «эту бесцельную возню», быстрым движением, не скрывая раздражения, старается натянуть ребёнку колготы. Малыш поднимает крик: «Сам, сам! Сам!». Мать строго говорит: «Сиди спокойно и не капризничай! Не умеешь, а кричишь «сам»

Вопросы:

  • Правильно ли поступила мама?
  • Каковы последствия поведения мамы?
  • Бывают ли подобные ситуации у вас?
  • Как вы выходите из них?
  • Что бы вы посоветовали маме?

Важно подчеркнуть, что в детском «Я сам» проявляется стремление к самостоятельности. Это наблюдается даже у самых маленьких детей, и всячески надо поддерживать это стремление, дети мо-гут вырасти пассивными, ленивыми.

Пример. Ребёнок пытается одеться сам, но мама всё делает за него. Он тяжко вздыхает и говорит: «А я так хотел сам!»

Ситуация для анализа

Девочка Таня во время обеда говорит: «Не хочу суп». Она постоянно высказывает бабушке своё недовольство тем, что суп тёплый, «в нём пенки» и др. Бабушка идёт у неё на поводу: предлагает другие блюда, пытается заинтересовать внучку, рассказывает сказку и т.д. всё бесполезно. Девочка осталась голодной, поэтому она не может заснуть после обеда, переутомляется, отравляет вечер себе и взрослым.

Вопросы:

  • Определите: в данной ситуации в большей степени проявляется упрямство или каприз? Ответ обоснуйте.
  • В чём причины такого поведения ребёнка?
  • Были ли у вас подобные ситуации?
  • Как вы из них выходили?

Необходимо подчеркнуть, что не надо идти на поводу у ребёнка. Здесь могут быть разные варианты решения конфликта: либо лишить девочку супа, либо уговорить съесть его. В данном случае важно единодушие всех членов семьи.

Иногда детям говорят, что они ещё «успеют наработаться», взрослые полностью их обслуживают, а потом удивляются – почему ребёнок не любит трудиться? Не надо делать за ребёнка то, с чем он может справиться сам. Здесь важно иметь в виду тот факт, что воспитатели формируют элементарные навыки самостоятельности у детей, а дома родители часто не продолжают эту работу. Ребёнку трудно подстраиваться под разные требования взрослых.

Важно помнить, что для маленьких детей характерно явление «нечаянной оплошности». Это означает то, что у них недостаточно сформирована координация движений, необходимые навыки. Часто они просто не рассчитывают на свои силы и поэтому падают, роняют, проливают, рвут и т.д. Эти оплошности происходят непреднамеренно, ребёнок сам испытывает негативные эмоции – испуг, страдание, недоумение. В таких случаях надо поддержать малыша, вселить в него уверенность в собственные силы, не ругать, когда ему и так плохо.

Бывает, что ребёнок загляделся на витрину, упал, испачкался, а мама его ещё и шлёпнула. Он – в слёзы. А ведь правильнее было бы успокоить малыша.

Необходимо помогать детям в овладении необходимыми навыками, больше с ними общаться. Например, показывать, как раскладывать ложки, убирать игрушки.

Дети очень эмоциональны, чутки к поведению и настроению взрослых. Ребёнок начинает реагировать не только на то, что ему говорят родители, но и на то, как говорят. Например, если ребёнку сказать, что он плохой, он возразит. «Нет, я хороший». Но, конечно, лучше оценивать не личность ребёнка, а его поступки. В книге Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?» приводится любопытный пример. Девочка трёх лет, увидев, что бабушка рассержена, просит назвать её Зайчиком, что на домашнем языке означает: «ах ты, моя хорошая», т.е. ребёнок старается заслужить одобрение.

Вопросы:

  • Приведите пример, чему и как подражают ваши дети.
  • Всегда ли они подражают положительным поступкам взрослых и сверстников?

Обобщение ответов ведущим

Большую роль в воспитании играет положительный пример взрослых. Бывает и так, что родители требуют от ребёнка одного, а сами поступают по-другому. Ребёнок не знает, как правильно, начинает хитрить, приспосабливается.

Когда маленький человек только начинает усваивать социальный опыт, поведение родителей играет важную роль. Л. Н. Толстой писал, что все трудности воспитания вытекают из того, что родители не только не исправляют свои недостатки, но и оправдывают их в себе, при этом желая не видеть этих недостатков в детях. Поэтому, уважаемые родители, если вам трудно расстаться со своими привычками, манерами поведения, то хотя бы не демонстрируйте их своему ребёнку или не ругайте его за это. Приведём банальный пример. В доме звонит телефон, и папа просит сказать, что его нет. Ребёнок повторяет: «папа сказал, что его нет дома». Часто воспитатели наблюдают такие факты поведения детей: они «чокаются» кружками с кефиром, «пьют пиво», играют «в пьяных» и др.

Или вот ещё один, очень показательный пример.

Мальчик во время завтрака очень нехотя ест кашу, приговаривая при этом: «Ешь, дурак, ешь…». Таким образом, после каждой съеденной ложки он ругает себя и насильно заставляет есть. На вопрос воспитателя, зачем он говорит такие слова, ребёнок отвечает: «Да меня дома мама так всегда кормит».

Понаблюдайте за общением своих детей с куклами, со сверстниками.

Маленькие дети импульсивны, то есть чувство у них преобладает над разумом, они часто совершают поступки под влиянием сиюминутных чувств и желаний, поэтому так часто нарушают правила поведения.

Дети искренни и непосредственны, им трудно хранить секреты. Они могут сказать лишнее посторонним людям, поэтому взрослым не рекомендуется говорить в присутствии детей о том, что они хотели бы скрыть от окружающих.

Приведём пример, подтверждающий одно из качеств, свойственных детям младшего возраста, - детскую непосредственность.

Мама показывает ребёнку подарок для бабушки и говорит, что это секрет. Ребёнок, только увидев бабушку, заявляет радостно: «Бабушка, у нас для тебя подарок, только это секрет!» (Можно спросить у родителей, какое качество ребёнка проявляется в данной ситуации.)

Дети четвёртого года жизни любознательны, они задают вопросы взрослым.

Вопросы к родителям:

  • Какие вопросы задают ваши дети?
  • Как вы на них отвечаете?
  • Чем любят заниматься ваши дети дома?
  • Наблюдаете ли вы игры детей?

В этом возрасте возрастает способность к самостоятельным действиям. Дети любят играть, рисовать, лепить, конструировать, слушать сказки.

Нужно отвести ребёнку место, удобное для игры. Взрослым рекомендуется активно включаться в игры, взяв себе какую-нибудь роль. Об игре, как ведущем виде деятельности мы подробно поговорим в дальнейшем.

Понятие “часто болеющий ребенок” является не диагнозом, а только диспансерной группой, которая характеризуется более высокой, чем у сверстников заболеваемостью.

ЧЕМ ОПАСНО ОРЗ У ЧАСТО БОЛЕЮЩЕГО РЕБЕНКА?

У часто болеющего ребенка более высокий риск развития:

  • бактериальных осложнений
    • острого синусита
    • острого отита
  • хронических заболеваний
    • хронического тонзиллита
    • хронического синусита
    • хронического аденоидита
    • бронхиальной астмы
    • хронических заболеваний легких

КАК УМЕНЬШИТЬ РИСК ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ОРЗ

  1. Повышение санитарной культуры всей семьи – курс на здоровый образ жизни.
  2. Исключение курения в помещении, где бывает ребенок.
  3. Санация очагов хронических инфекций.
  4. Поддержка оптимального температурного режима в помещении: днем +20°С, ночью 18°С.
  5. Регулярное проветривание помещения.
  6. Прогулка на свежем воздухе два раза в день (до 4 часов).
  7. Регулярный прием пищи 4-5 раз в день.
  8. Полноценный ночной сон, соответствующий возрастным нормам.
  9. Дневной сон 1-2 часа.
  10. Закаливание.

Самыми частыми возбудителями ОРЗ являются вирусы, при “вторжении” которых в слизистой оболочке органов дыхания развивается воспалительная реакция. Симптомы острых респираторных заболеваний: заложенность и выделения из носа, боль в горле, кашель сухой или влажный – это результат воспаления дыхательных путей. Повторные ОРВИ, особенно у детей с аллергической наследственностью и атопическим дерматитом, - одна причин развития бронхиальной астмы.

Вот почему при первых симптомах простуды (ОРЗ) ребенок требует вашей заботы. Обратите внимание на следующие рекомендации:

    • ребенку необходим домашний режим, свежий, но не сухой воздух;
    • обеспечьте ребенку достаточный объем жидкости;
    • младенцам необходимы частые перемены положения тела, массаж грудной клетки;
    • (поглаживание, вибрация, легкие похлопывания) в наклонном положении. Обязательно обеспечить свободное носовое дыхание;
    • дети постарше при влажном кашле могут выполнять дыхательные упражнения, улучшающие выделение мокроты: после глубокого вдоха медленный выдох через трубочку в сосуд с водой (4-5 раз в день по 3-5мин), после обычного вдоха с усилием выдохнуть и произнести “хафф”, это упражнение повторите 2-3раза;
    • комплексные препараты, содержащие витамины и микроэлементы, помогут организму сформировать адекватный иммунный ответ.