Роль семьи в воспитании подрастающего поколения огромна.

Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Н.К. Крупская писала: «Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они остаются в области подсознательной. Человек может забыть о них, но они помимо его воли, часто определяют его поступки».

Одно из основных условий правильного семейного воспитания - это понимание родителями своей ответственности перед обществом за воспитание детей. «Дети – это завтрашние судьи наши…» От того, как воспитывается ребёнок в семье, будет зависеть, вырастет ли он настоящим тружеником и созидателем, великодушным и добрым, патриотом своей Родины или эгоистом, замкнувшемся в узком кругу своих личных интересов.

Семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Ребёнок не рождается с готовыми представлениями о том, что можно и чего нельзя, что хорошо и что плохо в его поведении.

Поведение родителей, взаимоотношения в семье, разговоры являются примером для детей, источником подражания. Дети очень чутко воспринимают характер отношений окружающих их взрослых. Свои симпатии и антипатии, нормы и правила поведения, отношения к событиям и явлениям окружающей жизни они заимствуют от родителей или членов семьи. Это налагает на родителей особую ответственность, обязывает их тщательнее анализировать своё поведение при детях.

Оценивать свои поступки ребёнок тоже учится у близких, любимых им людей. Недопустимо, когда в некоторых семьях дети с раннего возраста наблюдают и слышат то, о чем они не должны знать. Нельзя посвящать детей в существование сор в семье, привлекать к влиянию отношений между родителями.

Бабушки и дедушки, живущие в семье сына или дочери, принимают на себя часть забот, участвуют в ведении домашнего хозяйства, воспитывают своих внуков, много вкладывая в душу и ум ребенка, проявляя заботу о его здоровье, правильном физическом развитии. У бабушки и у дедушки больше терпения, чем у молодых родителей, больше мудрости в общении с малышами. Если старшие члены семьи уже не работают, то у них есть и дополнительное время для воспитания внуков. Ведь почему говорят, что внуков любят больше, чем детей, да потому, что времени больше, и ценности уже с возрастом другие стали.

Важно, чтобы требования взрослых к детям были едины, чтобы дедушки и бабушки могли сочетать любовь к внукам с требовательностью к ним, привлекать детей к участию в интересных и полезных делах. Во всех случаях законом в семейных отношениях должна стать сдержанность. Взаимные недовольства, разногласия, которые неизбежны в семейной жизни, разрешаются без детей. Многие родители связывают разногласия в семейном воспитании между матерью и отцом, дедом и бабушкой с отсутствием единства в применяемых взрослыми методами и приёмами.

Например, бабушка считает, что родители излишне строги, требовательны к ребенку (особенно часто так случается с первенцем), а мать и отец упрекают её в неразумном баловстве внука. Споры возникают по любому поводу (пора идти спать, сколько смотреть телевизор, когда и сколько давать сладостей и т.д.). Такие разногласия вредят в первую очередь самому ребенку. А нередко можно наблюдать, как ребёнок не слушается бабушку, пришедшую за ним в детский сад. Он требует, чтобы она одела его, выражает недовольство, если не получает от неё сладостей. Такое возможно, если бабушка не является авторитетом для данного ребёнка; возможно, что дома мать и отец выказывают недовольство её методами воспитания в присутствии ребенка. Благоприятная атмосфера семейных отношений создаётся тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам старшего поколения, своих детей и их друзей.

Детям дошкольного возраста нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца или матери ребёнок тонко чувствует. Доверительные отношения между взрослыми и детьми устанавливаются в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошибках.

Очень важно правильно разобраться в поведении ребенка, уметь внимательно выслушивать его. Рассказывая кому-то из близких что-то своё, ребёнок тем самым оказывает этому человеку высшее доверие. Но, к сожалению, часто родители остаются безучастными, либо стараются уклониться от разговора, или что ещё опаснее, сразу выражают своё бурное возмущение, если поступок заслуживает порицание. Поступок необходимо осудить, но сделать это надо тактично, иначе ребёнок может замкнуться. У него может появиться скрытность общении с родителями, а это грозит в будущем перейти в отчуждённость.

Поэтому необходимо укреплять отношения между родными людьми. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы, ответственность родителей за воспитание детей. И положительный результат возможен при условии вдумчивого воспитания, когда все взрослые члены семьи служат для своих детей образцом поведения: доброжелательно относятся к окружающим, добросовестно трудятся, интересуются общественными делами, событиями.

Тесное общение дедушек и бабушек со своими внуками делает их жизнь радостной, наполняет её глубоким содержанием. Интересны и полезны для детей рассказы бабушек и дедушек о своём детстве, жизни. Ведь, не секрет, что многие дети не знают даже как зовут его бабушку и дедушку, или в лучшем случае знают только имя. А ведь нередко старшее поколение сохраняет в доме семейные реликвии, боевые и трудовые ордена, медали, почётные грамоты, старые фотографии. Время от времени их достают, рассматривают. Важно в такие моменты общаться с ребёнком, это углубляет его привязанность к семье, родным, будет способствовать его умственному и нравственному развитию.

Укрепляют отношения родных совместное проведение праздников, дней рождений, совместные игры, чтение книг, беседы. Положительно влияет на авторитет старших членов семьи их совместный с ребёнком труд по обслуживанию и организации семейного быта, в котором каждый имеет свои обязанности. Умение с пользой для всей семьи проводить свободное время – большое искусство.

Однако нельзя рассчитывать на то, что, видя положительные примеры старших, ребёнок обязательно будет поступать так же. Пассивное восприятие примера взрослых не создаёт у ребёнка стремления к подражанию: необходимы условия для постоянных упражнений в добрых поступках, для проявления накапливаемых представлений.

Психологи доказали, что общение взрослых с ребёнком достигает своей цели в том случае, если старшие члены семьи, мамы и папы, бабушки и дедушки понимают его мотивы, интересы и потребности. Ребёнок в таких условиях предрасположен к воспитательному воздействию взрослых. Он чувствует себя равноправным членом семейного коллектива, где его не только понимают, но и приобщают к семейным делам, делят с ним радости и заботы.

Единые требования, предъявляемые детям в семье взрослыми, способствуют тому, что ребёнок поступает правильно. Очень важно поддерживать эти требования в детском саду. Единые, согласованные требования – залог правильного воспитания.

Достойное поведение родителей в семье служит дошкольникам примером для подражания, формирует у них такие нравственные черты, как доброта, отзывчивость, заботливость.

Педагогическая запущенность – термин, который касается детей с определенными задержками в развитии, с проблемами адаптации в социуме и агрессивным отношением к окружающему миру в целом.

Педагогическая запущенность - это устойчивое отклонение от нормы в поведении, нравственном сознании, учебной деятельности, проявляющаяся в неразвитости, необразованности и невоспитанности ребенка, отставании его развития от собственных возможностей, обусловленные отрицательным влиянием среды и ошибками в воспитании, отрицательным влиянием улицы, безнадзорностью.

Педагогическая запущенность включает в себя 3 компонента:

  1. Отклонения от нормы в поведении и учебной деятельности (неумелость, не успешность, затрудненность), обусловленные тем, что индивидуальный опыт (житейские и другие навыки, знания и умения и их применение) этих детей неполноценны, искажены, противоречивы.
  2. Отставание в развитии памяти, мышления, воображения, эмоционально-волевых, нравственных свойств, черт и качеств личности. На эти отставания наслаиваются некоторые возрастные особенности — обостренное самолюбие, неустойчивость настроения, быстрая утомляемость, конфликтность.
  3. Отклонения, искажения и противоречия в отношениях педагогически запущенных к себе и своим возможностям, сверстникам, учителям, родителям, окружающим явлениям. Все это значительно затрудняет и искажает их учебную деятельность и поведение. Не случайно учителя определяют педагогическую запущенность как неподготовленность к школе, неразвитость, невоспитанность.

Причины педагогической запущенности:

Безусловно, установить точную причину, по которой ребенок начинает отрицать и противоречить всему, чему его учат старшие установить практически невозможно. Но существует несколько факторов, которые могут спровоцировать ребенка к такому враждебному поведению:

1 Безразличное отношение к достижениям и успехам ребенка важных для него людей;

  1. Постоянная критика со стороны старших людей имеющих авторитет для малыша или подростка;
  2. Регулярные скандалы родителей на глазах у ребенка;
  3. Чрезмерная опека родителей, граничащая с маниакальным контролем жизни и деятельности ребенка;
  4. Унижения, оскорбления, физическое насилие в семье над ребенком или между родителями;
  5. Другие неблагополучные аспекты семейного климата;
  6. Со стороны педагогов – унижение ребенка перед коллективом;
  7. Со стороны коллектива – насмешки и издевательства в адрес малыша.

Педагогическая запущенность имеет свои особенности на каждом возрастном периоде: педагогическая запущенность закладывается как фундамент еще в дошкольном возрасте, проявляется на поведенческом уровне и если не будут предприняты какие-либо меры по ее преодолению, то она прогрессирует и переходит на более серьезную стадию, на которой закрепляются отрицательные черты личности.

Педагогическая запущенность детей выражается в отклоняющемся поведении. Отклоняющееся поведение – это поведение, противоречащее принятым в данном обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам и рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое.

Помощь педагогически запущенным детям:

  1. Изменение условий семейного воспитания ребенка:

- повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений;

- создание воспитывающих ситуаций в семье, активное включение родителей в воспитательный

процесс;

- индивидуальные консультации, помощь родителям в воспитании положительных и преодолении отрицательных качеств ребенка;

- контроль за организацией нормального режима для ребенка, устранение его безнадзорности;

- помощь в организации разумной деятельности ребенка (игра, труд, творчество, познание окружающего мира), его общения в семье;

- меры по устранению нарушений семейного воспитания, восстановлению воспитательного потенциала семьи.

  1. Совершенствование воспитательно-образовательной работы с классом:

- коррекция отношения педагога к ребенку, рекомендация методов работы с ним, использование методики позитивного стимулирования ребенка, снятие психологических перегрузок;

- гуманизация межличностных отношений в детском коллективе, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, способствующего эмоциональному комфорту всех детей;

- взаимодействие воспитателей и родителей в педагогическом процессе.

  1. Помощь ребенку в личностном росте:

- организация психологического обследования ребенка и оказание ему необходимой психологической помощи;

- индивидуальная работа по сглаживанию недостатков интеллектуальной, нравственной, эмоционально-волевой сфер;

- включение ребенка в активную деятельность на основе использования его положительных интересов и склонностей;

- преодоление демотивированности, негативной мотивации учения;

- организация успеха ребенка в усвоении программы;

- руководство общением ребенка со сверстниками на основе опоры на положительные качества личности;

- работа по формированию мотивации достижений.

Главная задача людей имеющих влияние на воспитание ребенка – это вовремя выявить признаки педагогической запущенности. Тогда не придется прибегать к помощи специалистов или отдавать ребенка в специализированные классы по коррекции педагогической запущенности. Старайтесь создавать ему комфортные условия для учебы и творческой деятельности. Поощряйте желание познавать что-то новое, в том числе посещать спортивные секции. Учитесь контролировать себя и свое поведение с ребенком. Не повышайте лишний раз на него голос, из-за какого либо проступка. Попробуйте спокойно объяснить причину и следствие его негативных действий.

Разумеется, работа с педагогически запущенными детьми требует много времени, терпения и сложных решений, но, в результате, все эти жертвы принесут свои плоды, и может быть помогут исправить самого трудновоспитуемого ребенка.

Человеку свойственно чего-то бояться. А ребенку тем более: ведь его окружает такой огромный и пока еще неизведанный мир. Порой малыша может испугать то, что любому взрослому покажется абсолютно безопасным.

Страхи появляются у 40% детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя и педагога-психолога вовремя помочь ребенку справиться с его страхами.

Страх является наиболее опасной эмоцией. Это реакция на действительную или мнимую (но переживаемую как действительность) опасность. Организм человека устроен так, что борьба со страхом не может продолжаться долго. На биологическом уровне реакция на страх – выделение в кровь большого количества адреналина, вызывающего в организме человека гормональный взрыв. На психологическом уровне – это боязнь ситуаций (предметов, людей, событий), влекущих за собой выделение данного гормона.

Страхи у детей появляются вместе с познавательной деятельностью, когда ребенок растет и начинает исследовать окружающий мир. Он развивается в социуме, и ведущую роль в воспитании играют взрослые. Поэтому от того, насколько грамотны будут наши слова и поведение, зависит психическое здоровье малыша.

Как возникают детские страхи? 
Все маленькие дети чего-нибудь да боятся. Но очень многие родители даже не знают о страхах своего ребенка. Такая ситуация не только парадоксальна, но и опасна, потому что именно страх сплошь и рядом закладывается многими родителями в основу выработки послушания. Зачастую, совершенно не задумываясь о последствиях, мы вызываем страх, чтобы заставать ребенка сделать то, что считаем необходимым. 
Ребенок не слушается (например, не убирает свои игрушки). К чему мы прибегаем в этой ситуации? 
• Повышаем голос (вызывая страх громкими звуками и необычными интонациями). 
• Приводим в пример себя: «Ведь мама и папа всегда убирают свои вещи» (пробуждая у ребенка страх оказаться недостойным своих идеальных родителей). 
• Угрожаем лишениями, вызывая страх потери: «Придет Петя, я ему отдам твои игрушки, потому, что он хороший мальчик»; «Не разрешу смотреть мультфильм»; «Не пойдешь в зоопарк»; «Больше не буду тебе покупать никаких игрушек» и т.д. 
• Пускаем в ход телесные наказания, вызывая страх боли и унижения. 
• И, наконец, прямо стращаем: «Запру в ванной и выключу свет»; «Выставлю на лестницу, уйду и не вернусь»; «Посажу тебя в мешок и выброшу на помойку»; «Не будешь слушаться — тебя заберут хулиганы и бандиты»; «От того, что ты меня не слушаешь, я заболею и умру». Такие угрозы формируют у ребенка страх темноты, одиночества, смерти, злых людей (хулиганов, бандитов и т.п.). 
      Таким образом, чтобы избавить ребенка от страхов, необходимо, прежде всего, критически оценить семейную ситуацию, проанализировать свое родительское поведение. 
     Нередко детские страхи вызываются конфликтами в семье. Причем, взрослые зачастую об этом не подозревают, так как дети могут внешне не показывать своего беспокойства. Но у него вдруг начинается тик, заикание, энурез, страх одиночества, темноты и т.д. 
     Кроме того, очень часто страхи появляются у детей, когда их чересчур опекают. Заботящиеся о безопасности малыша родители на каждом шагу дают ему предостережения, из которых он узнает, что мир вокруг него грозен и опасен: «Не бегай!»; «Не трогай!»; «Нельзя!»; «Туда не лезь!». А на вполне естественные вопросы ребенка «почему?» родители пытаются отделаться грубой шуткой, претендуя на оригинальность: «По кочану!» или отвечают предельно лаконично: «Нельзя и всё!», отсюда появляются яркие фантазии. 
     Главное, конечно, коренится не во внешних обстоятельствах, а в особенностях психики ребенка. Ранимые, чувствительные, впечатлительные дети чаще подвержены страхам. Особенно тяжело приходится мальчикам, поскольку от них, естественно, ожидают большей смелости, чем от девочек.      Поэтому мальчик с хрупкой психикой оказывается зажатым в двойные тиски. Его мучает не только страх, но и стыд за свой страх. Родителям следует помнить, что они ни в коем случае не должны смеяться над боязливым ребенком. Ребенок замкнется в себе, перестанет доверять взрослым. Хорошо, когда родители (и в первую очередь, папы) рассказывают детям о своих детских страхах, — это вселяет в них уверенность. Ваш авторитет от этого не пошатнется, скорее наоборот, это вас сблизит.

Существует множество причин возникновения страхов у детей.

  • Большое количество запретов.
  • Предоставление полной свободы.
  • Гиперопека, изоляция от общения с другими детьми, чрезмерная защита от опасностей.
  • Страхи родителей могут передаться ребёнку, это может произойти даже неосознанно.
  • Одиночество, нехватка общения с родителями.
  • Угрозы в семье, авторитарное и запугивающее воспитание («Быстро спать, а то сейчас баба-яга заберет!», «Не убегай, а то дядя тебя посадит в мешок и унесет с собой!», «Деток, которые плохо едят, забирает медведь в темный лес!»), гнев взрослых по отношению к ребенку.
  • Боль.
  • Ссоры родителей и негативные отношения в семье друг к другу.
  • Черты характера: впечатлительность, ранимость, тревожность, пессимизм, мнительность, неуверенность в себе.
  • Детские фантазии. В этом случае чаще всего страх возникает из-за страшной сказки, разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах, а также ребёнок может и сам придумать себе страх.
  • Плохие взаимоотношения со сверстниками.
  • Сравнение ребёнка с другими.

Возникновение того или иного страха зависит, в первую очередь, от характера ребёнка. Но чаще всего мы сами учим детей бояться одним неосторожным словом, запугиванием, даже самым безобидным на первый взгляд. Ребёнка может сильно испугать излишне эмоциональное предупреждение об опасности или же реакция на неё взрослого